Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шеломановой Л.В.
судей, Войты И.В, Рахманкиной Е.П, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Бумагина Николая Сергеевича на решение Фрунзенского районного суда г. Владимира от 6 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 4 февраля 2021 года, вынесенные по административному делу N 2а-1192/2020 по административному исковому заявлению Бумагина Николая Сергеевича к Межрайонной инспекции ФНС России N 10 по Владимирской области о признании незаконным требования об уплате задолженности по страховым взносам.
заслушав доклад судьи Шеломановой Л.В, объяснения административного истца Бумагина Н.С, представителя административного ответчика Каголкиной А.Р. судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Бумагин Н.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 10 по Владимирской области (далее - МИФНС России N 10 по Владимирской области) о признании незаконным и отмене требования об уплате страховых взносов за 2019 год N 2581, возложении на административного ответчика обязанности снять все ограничения со счетов, отозвать решение о взыскании страховых взносов и пени, направленное в ОСП Камешковского района.
Требования мотивированы тем, что в 2019 году имея статус индивидуального предпринимателя, административный истец фактически указанную деятельность не осуществлял в связи осуществлением ухода за отцом - инвалидом 1 группы. В целях освобождения от уплаты страховых взносов, административный истец направил в налоговый орган заявление об освобождении от уплаты страховых взносов и справку об инвалидности отца. Несмотря на то, что в соответствии частью 7 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации он должен быть освобожден от уплаты страховых взносов за указанный период времени, 24 января 2020 года им получено требование об уплате страховых взносов и пени. Жалоба УФНС России по Владимирской области об отмене указанного требования от 8 апреля 2020 года оставлена без удовлетворения.
Решением Фрунзенского районного суда г Владимира от 6 октября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 4 февраля 2021 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе Бумагин Н.С. ставит вопрос об отмене судебных актов, как принятых с нарушением норм процессуального права и неверным применением норм материального права, ссылаясь на то, что в заявленный административным истцом налоговый период он не вел предпринимательскую деятельность, дохода от предпринимательской деятельности не получал.
В судебном заседании административный истец доводы кассационной жалобы поддержал.
Представитель административного ответчика против удовлетворения доводов кассационной жалобы возражал.
Иные лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайствовали в о рассмотрении дела в их отсутствие, против удовлетворения кассационной жалобы возражали. В связи с этим, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), полагала возможным рассмотреть дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия полагает, что при рассмотрении и разрешении заявленных исковых требований такие нарушения отсутствовали.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации, пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
В силу подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе индивидуальные предприниматели, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, так и не производящие таковых.
Исходя из положений части 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации данные плательщики - не работодатели уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.
Согласно статье 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (абзац 1 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. (абзац /P>
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым данного пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абзац 3 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов таким плательщиком осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке и сроки, установленные статьями 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как следует их материалов дела, Бумагин Н.С. с 2 сентября 2011 года до 12 марта 2020 года осуществлял предпринимательскую деятельность и был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем, являлся плательщиком, среди иных обязательных платежей, в том числе страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
27 декабря 2019 года административный истец обратился в налоговой орган с заявлением об освобождении от уплаты страховых взносов за период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года, приложив копию справки об инвалидности отца - инвалида 1 группы Бумагина С.В.
20 февраля 2020 года МИФНС России N 10 по Владимирской области в ответ на поступившее обращение Бумагина Н.С. от 07 февраля 2020 года сообщила о необходимости представления в налоговый орган полного пакета документов, включая решение территориального органа Пенсионного фонда РФ.
Ввиду неуплаты страховых взносов в срок, установленный пунктом 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации, 16 Января 2020 года налоговым органом Бумагину Н.С. выставлено требование N2581 об уплате задолженности по страховым взносам за 2019 год в сумме 36238 рублей и пени в сумме 113, 24 рублей, которое получено административным истцом 24 января 2020 года.
19 февраля 2020 года не согласившись с указанным требованием, Бумагин Н.С. обратился с жалобой в УФНС России по Владимирской области, в которой просил признать требование N 2581 незаконным.
Решением УФНС России по Владимирской области от 8 апреля 2020 года N 13- 15-05/394/ЗГ@, Бумагину Н.С. отказано в признании требований от 16 января 2020 года N 2581 незаконным.
В связи с неисполнением требования об уплате страховых взносов от 16 января 2020 года N2581 налоговым органом в соответствии со статьями 46, 76 приняты решение от 7 февраля 2020 года N1024 о взыскании страховых взносов за счет денежных средств налогоплательщика, а также решение от 7 февраля 2020 N 2368 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика.
21 февраля 2020 года МИФНС России по Владимирской области в порядке статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации вынесено постановление N 274 о взыскании страховых взносов, которое направлено на исполнение в ОСП Камешковского района и в последующем исполнено.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции о том, что действия налогового органа соответствовали требованиям налогового законодательства, поскольку административным истцом не представлены все необходимые для освобождения от уплаты страховых взносов документы.
Судебная коллегия считает такие выводы основанными на правильном применении норма материального права.
В соответствии с пунктом 7 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации указанные в статье плательщики страховых взносов не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование указанные в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления ими в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов.
При этом, факт неосуществления предпринимательской деятельности при наличии статуса индивидуального предпринимателя, отсутствие доходов само по себе не является основанием для освобождения от уплаты страховых взносов.
Как следует из разъяснений, данных Министерством Финансов Российской Федерации в письме от 12 мая 2020 года N 03-15-05/38284, документы, являющиеся основанием для подтверждения периода ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, устанавливаются решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение по месту жительства лица, за которым осуществляется уход, принимаемым на основании заявления трудоспособного лица, осуществляющего уход, и документов, удостоверяющих факт и продолжительность нахождения на инвалидности (для инвалидов I группы и детей-инвалидов).
При раздельном проживании трудоспособного лица, осуществляющего уход, и лица, за которым осуществляется уход, помимо указанных документов представляется письменное подтверждение лица, за которым осуществляется (осуществлялся) уход, или его законного представителя о том, что за ним в действительности осуществлялся уход, указываются фамилия, имя, отчество лица, осуществлявшего уход, и период ухода. При невозможности получения такого письменного подтверждения (ввиду смерти, состояния здоровья) соответствующее письменное подтверждение может быть представлено членами семьи лица, за которым осуществляется (осуществлялся) уход. Фактические обстоятельства осуществления ухода могут быть подтверждены актом обследования, проводимого органом, осуществляющим пенсионное обеспечение.
Факт и период нахождения на инвалидности подтверждаются выпиской из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.
В процессе рассмотрения спора, судами достоверно установлено, что при обращении в МИФНС России по Владимирской области 27 декабря 2019 года, документы подтверждающие уход за отцом инвалидом 1 группы Бумагиным Н.С. не представлены. При этом, административному истцу налоговым органом разъяснен порядок получения и оформления указанных документов в целях освобождения от уплаты страховых взносов. Указанные документы в материалы дела не представлены.
Установив, что в период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2019 года Бумагин Н.С, будучи трудоспособным лицом, статусом лица, занятого уходом за инвалидом первой группы, в том смысле, который придает этому понятию пункт 6 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", не обладал, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что у административного ответчика отсутствовали основания для освобождения административного истца от уплаты страховых взносов. Доводы кассационной жалобы в указанной части основаны на неверном толковании закона.
Вопреки доводам кассационной жалобы, нормы материального права применены правильно, выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами не допущено.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 КАС РФ безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Фрунзенского районного суда г. Владимира от 6 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 4 февраля 2021 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Бумагина Николая Сергеевича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный часть 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.