Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Репиной Е.В, судей Смирновой Е.Д, Сорокина С.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Савичевой Татьяны Николаевны и Бирюковой Валентины Николаевны на решение Чертановского районного суда г. Москвы от 15 декабря 2020 г. (дело N 2а-529/2020), апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 13 мая 2021 г. (дело N 33а-1908/2021), вынесенные по административному делу по административному иску Савичевой Татьяны Николаевны и Бирюковой Валентины Николаевны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области" о признании незаконным решений от 9 июня 2020 г, 19 октября 2020 г, 30 октября 2020 г, обязании произвести исправление реестровой ошибки в отношении земельных участков, заслушав доклад судьи Репиной Е.В, объяснения представителей Савичевой Т. Н, Бирюковой В. Н. - Доренской Д.В, Борецкого В.М, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Савичева Т.Н. и Бирюкова В.Н. обратились в суд с административным иском, в котором просили признать незаконными решения от 9 июня 2020 г, 19 октябре 2020 г, 30 октября 2020 г. в неисправлении реестровой ошибки в ЕГРН в дате открытия подраздела Государственного реестра земель кадастрового района, допущенной в 2003 г. специалистом органа в программном комплексе "Единый Государственный реестр земель", конвертируемого в автоматизированную систему Государственного Земельного Кадастра, и воспроизведенных с 01.01.2017 в реестре объектов недвижимости ЕГРН, ФГИС ЕГРН; обязать произвести исправление указанной реестровой ошибки в ЕГРН, ФГИС ЕГРН, относительно земельного участка с кадастровым номером N, в части информации: с "Даты открытия подраздела Государственного реестра земель кадастрового района" - 13.02.2003, на "Дату открытия подраздела Государственного реестра земель кадастрового района" - 16.12.1992; земельного участка кадастровый номер N, в части информации с "Даты открытия подраздела Государственного реестра земель кадастрового района" - 13.02.2003, на "Дату открытия подраздела Государственного реестра земель кадастрового района" - 30.11.1992.
Требования истцов мотивированы тем, что датой постановки на кадастровый учет земельных участков является 16.12.1992, 30.11.1992, тогда как согласно сведениям официального сайта Росреестра в отношении указанных земельных участков в реквизите "Дата постановки на кадастровый учет" внесена дата постановки на кадастровый учет 13.02.2003. 9 июня 2020 г. Управление Росреестра по Московской области предоставило отказ в исправлении сведений в ЕГРН, в которых в реквизите содержится "Дата постановки на учет" - 13.02.2003. Ответом Управления Росреестра по Московской области от 15 сентября 2020 г. подтверждено наличие копий первоначальных документов, что указывает на то, что учет участков осуществлялся на основании неполных сведений, без первоначальных документов 1990-1992 гг.
На заявление собственников об исправлении реестровой ошибки от 19.10.2020, 30.10.2020 получен отказ, который, по мнению административных истцов, нарушает их права. Искажение учета объектов в ЕГРН, постановка на кадастровый учет земельных участков с 13.02.2003, ведет к установлению запрета на совершение сделок с земельными участками, выделенными на правах пожизненного владения, к ограничениям, указанным в п. 2, п.п.14 п.5 ст. 27 Земельного Кодекса РФ, к регистрации ограничений прав по ст. 56 и 56.1 ЗК РФ. В ЕГРН не может быть несколько различных данных по одному объекту.
Решением Чертановского районного суда г. Москвы от 15 декабря 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 13 мая 2021 г, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 3 сентября 2021 г, административные истцы просят отменить состоявшиеся судебные акты, указывая на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 КАС РФ, определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Как установлено судами Савичева Т.Н. и Бирюкова В.Н. являются собственниками, земельных участков, с кадастровыми номерами N площадью 1500 кв. м, N площадью 1500 кв. м, и жилого дома с кадастровым номером N, общедолевая собственность, доля в праве по 1/2 доли у каждой, расположенных по адресу: "адрес"
Участки были выделены органами местного самоуправления в 1990-1992 гг. для льготной категории граждан на праве пожизненного владения ветерану Великой Отечественной Войны ФИО13 и инвалиду первой группы ФИО10 из состава земель поселений "адрес", находящихся в ведении Глазовского сельского округа, для индивидуального жилищного строительства (решение N 48/8 от 09.08.1991, решение N 79/12 от 21.12.1990).
В государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о ранее учтенных земельных участках: с кадастровым номером N, "дата постановки на учет" - 13.02.2003, статус ранее учтенный, с кадастровым номером N "дата постановки на учет" - 13.02.2003, статус ранее учтенный.
С целью устранения расхождения исходных сведений постановки земельных участков на кадастровый учет административные истцы обратились в Управление Росреестра по Московской области, которое сообщило о том, что 20.12.2019 проведено заседание рабочей группы по верификации данных ЕГРН, на котором рассмотрен вопрос о внесении в ЕГРН сведений о дате утверждения документов, подтверждающих право на земельные участки с кадастровыми номерами N, N, учтенные до дня вступления в силу Закона N 28-ФЗ.
13.01.2020 в сведения ЕГРН внесены даты утверждения документов, подтверждающих право: 16.12.1992 - в отношении земельного участка с кадастровым номером N, 30.11.1992 - в отношении земельного участка с кадастровым номером N.
9 июня 2020 г. административные истцы уведомлены, что Управлением Росреестра по Московской области повторно рассмотрен вопрос о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости о "дате постановки на учет" в унаследованной информационной системе кадастра недвижимости, в части указания даты 16.12.1992 в отношении земельного участка с кадастровым номером N, а также в части указания даты 30.11.1992 в отношении земельного участка N.
Управлением Росреестра по Московской области установлено, что согласно сведениям государственного земельного кадастра (с 1.03.2008 - государственный кадастр недвижимости, с 01.01.2017 реестр объектов недвижимости ЕГРН), сведения о земельных участках с кадастровыми номерами N, N внесены в Единый государственный реестр земель 13.02.2003, на основании свидетельств о государственной регистрации права прежних владельцев от 6.12.2000, 16.10.2000 соответственно. В программном комплексе "Единый государственный реестр земель" содержится информация о внесении сведений о земельных участках с кадастровыми номерами N, N - 13.02.2003. Иными сведениями о дате и основаниях внесения сведений в ЕГРН в отношении указанных объектов недвижимости орган регистрации прав не располагает.
По результатам рассмотрения указанного выше вопроса Управлением Росреестра по адрес принято решение об отсутствии оснований для внесения сведений в ЕГРН в реквизите "дата постановки на учет" в части указания дат 16.12.1992, 30.11.1992 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N, N.
9.10.2020 административные истцы обратились в Управление Росреестра по Московской области с заявлением об исправлении реестровой ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельных участков N, N.
19.10.2020 Управлением подготовлено уведомление о приостановлении в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона N 218-ФЗ государственного кадастрового учета в связи с не предоставлением межевого плана и установлением противоречий между заявлением и представленными документами в части цели обращения.
30.10.2020 Управлением Росреестра принято уведомление об отказе во включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.
Разрешая заявленные требования, суды двух инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска, поскольку принятое Управлением Росреестра решение об отказе во включении в Единый государственные реестр недвижимости сведений о дате постановки на кадастровый учет ранее учтенного объекта, носит законный характер, поскольку сведения о земельных участках внесены в государственный кадастр в 13.02.2003 на основании заявлений собственников и носят объективный характер. При этом Управлением Росреестра исправлены ошибки в кадастровых сведениях в отношении спорных объектов в части изменения дат постановки их на учет по документу: с 6.12.2000 и 16.10.2000 на 16.12.1992, 30.11.1992.
С указанной позицией судов судебная коллегия не находит оснований согласиться.
Обосновывая заявленные требования, административные истцы указали, что согласно сведениям официального сайта Росреестра в отношении спорных земельных участков в реквизите "Дата постановки на кадастровый учет" внесена дата постановки на кадастровый учет 13.02.2003, то есть после вступления в силу Земельного кодекса РФ, что влечет ограничение оборота земельных участков и нарушение их прав.
В соответствии с частью 4 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества.
При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Аналогичные положения предусмотрены Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), которым до 01.01.2017 были регламентированы вопросы государственного кадастрового учета объектов недвижимости.
Частью 3 статьи 45 Закона N 221-ФЗ было предусмотрено, что сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 Закона N 221-ФЗ состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Согласно ч. 7 ст. 45 Закона N 221-ФЗ сведения о ранее учтенных объектах недвижимости включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости при обращении заинтересованного лица в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный объект недвижимости и представленного таким лицом и (или) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права собственности на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления или органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в орган кадастрового учета по его запросам.
В п. 21 Порядка установлен перечень документов, на основании которых органом кадастрового учета принимается решение о внесении в реестр объектов недвижимости кадастровых округов сведений о ранее учтенном земельном участке.
Отказывая в удовлетворении требований истцов, суды исходили из недоказанности факта нарушения прав истцов, действиями ответчика, который указал дату постановки земельных участков на кадастровый учёт 13.02.2003, приняв во внимание позицию Управления о том, что в программном комплексе "Единый государственный реестр земель" содержится информация о внесении сведений о земельных участках с кадастровыми номерами N, N - 13.02.2003, иных сведений дате и основаниях внесения сведений в ЕГРН не имеется.
В данном случае формирование нового кадастрового дела и наличие кадастровой записи от 2003 г. о возникновении земельных участков с кадастровыми номерами N, N, свидетельствуют о том, что кадастровый орган осуществил процедуру выполнения учетной кадастровой записи (постановки на кадастровый учет).
Вместе с тем из материалов дела следует, что Управлением Росреестра по обращению истцов было установлено, что согласно документов, находящихся в реестровых делах в отношении спорных земельных участков, основанием для государственной регистрации права в 2000 г. являлись представленные с заявлениями о государственной регистрации права постановления Глазовского сельского округа Можайского района Московской области, датированные 2000 г. В томе реестрового дела земельных участков содержатся свидетельства о праве собственности на землю, датированные 1992 г. и решения Глазовского сельского Совета народных депутатов Можайского района Московской области датированные, 1991, 1990 г.г.
Данные обстоятельства послужили основанием для внесения Управлением Росреестра изменений в сведения о дате утверждения документа, подтверждающего право истцов на ранее учтённые объекты -16.12.1992, 30.11.1992.
При этом, не исследованы реестровые дела, сведения в которых послужили основанием для внесения Управлением Росреестра изменений в сведения о дате утверждения документа, подтверждающего право истцов на земельные участки - 16.12.1992, 30.11.1992.
Без установления названных обстоятельств и связанной с ними правильной квалификации заявленных требований, содержащиеся в обжалуемых судебных актах выводы о том, что датой постановки на кадастровый учет является дата 13.02.2003, что соответствует Федеральному закону от 2.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", поскольку данные сведения внесены на основании свидетельств о государственной регистрации права от 6.12.2000 и 16.10.2000, не могут быть признаны соответствующими установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Следует отметить, что сведения о земельных участках, содержащиеся в формах ГРЗ КР, могут быть предоставлены по запросу в виде выписок в соответствии со статьей 62 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", сами формы ГРЗ КР являются внутренними документами и не могут быть представлены в соответствии с названным порядком.
При этом Управлением Росреестра в ответе от 24 июля 2020 г. было разъяснено, что в соответствии с пунктом 16 Порядка заполнения выписок из ЕГРН, состав содержащихся в них сведений, а также требования к формату документов содержащих сведения ЕГРН и представляемых в электронном виде, утвержденного Приказом Минэкономразвития России 25.12.2015 N 975, при запросе сведений из ЕГРН в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N, N в реквизите "дата присвоения кадастрового номера" выписки из ЕГРН будет отображаться дата "16.12.1992", "30.11.1992".
Таким образом, позиция истцов о том, что в представленных в материалы дела сведениях, полученных на официальном сайте Росреестра в реквизите "Дата постановки на кадастровый учет" указана дата - 13.02.2003, вместо 16.12.1992, 30.11.1992, что противоречит вышеназванному ответу Управления от 24 июля 2020 г, заслуживает внимания.
При таких обстоятельствах, с учетом допущенных судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего административного дела нарушениях, наличие которых могло повлечь неправильное разрешение возникшего административного спора, обжалуемые административными истцами судебные акты не могут быть признаны законными и обоснованными, в силу чего они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Чертановского районного суда г. Москвы от 15 декабря 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 13 мая 2021 г. - отменить, дело направить на новое рассмотрение в Чертановский районный суд г. Москвы
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 8 ноября 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.