Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бибеевой С.Е, судей Курчевской С.В. и Матушкиной Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-11203/2020 по иску Янцевича Сергея Евгеньевича к Военному комиссариату г. Москвы о признании незаконными действий должностного лица по невыплате ежемесячной надбавки к военной пенсии как ветерану боевых действий
по кассационной жалобе ФКУ "Военный комиссариат города Москвы" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 мая 2021 г.
Заслушав доклад судьи Бибеевой С.Е, выслушав объяснения представителя ответчика ФКУ "Военный комиссариат города Москвы" ФИО8, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Янцевич С.Е. обратился в суд с иском к Военному комиссариату г. Москвы о признании действий по невыплате ежемесячной надбавки к военной пенсии как ветерану боевых действий за период с октября 2018 года по август 2020 года незаконными и обязании выплатить данную надбавку.
Требования мотивированы тем, что он проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, в марте 2000 года был направлен на территорию Чеченской Республики, где выполнял задачи в условиях вооруженного конфликта. После увольнения с военной службы с апреля 2015 года он проживал в г. Абакане и получал военную пенсию, с октября 2018 года он проживает в г. Москве и военную пенсию получает через Военный комиссариат г. Москвы.
Из документов, полученных из ВК Республики Хакасия за период с мая 2016 года по сентябрь 2018 года, он узнал, что ранее ему выплачивалась ежемесячная надбавка к военной пенсии как ветерану боевых действий, однако ознакомившись со справкой ВК г. Москвы о размере военной пенсии от 6 февраля 2019 г, узнал, что с октября 2018 года надбавка к военной пенсии как ветерану боевых действий ему не выплачивается. Из ответа ВК г. Москвы следует, что названная надбавка не выплачивается ему ввиду того, что в его пенсионном деле отсутствуют справки, подтверждающие факт нахождения его в зоне боевых действий. Данные действия Военного комиссариата г. Москвы полагает незаконными, так как 7 декабря 2004 г. ему было выдано удостоверение Ветерана боевых действий, все необходимые справки находились в его пенсионном деле, в последующем ему был выдан дубликат удостоверения Ветерана боевых действий.
Решением Мещанского районного суда г. Москвы от 2 декабря 2020 г. в удовлетворении исковых требований Янцевича С.Е. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 мая 2021 г. решение Мещанского районного суда г. Москвы от 2 декабря 2020 г. отменено, по делу принято новое решение, которым постановлено:
признать незаконным отказ Военного комиссариата г. Москвы в выплате Янцевичу С.Е. ежемесячной надбавки к военной пенсии как ветерану боевых действий за период с октября 2018 года по август 2020 года.
Обязать Военный комиссариат г. Москвы выплатить Янцевичу С.Е. ежемесячную надбавку к военной пенсии как ветерану боевых действий за период с октября 2018 года по август 2020 года.
В кассационной жалобе представителем ответчика ФКУ "Военный комиссариат города Москвы" ФИО8 ставится вопрос об отмене принятого по делу апелляционного определения, как незаконного и необоснованного. По мнению кассатора, суд апелляционной инстанции допустил существенное нарушение норм материального и процессуального права. Полагает вывод суда об обоснованности заявленных истцом требований только на основании имеющегося удостоверения ветерана боевых действий от 07.12.2004 серии БК N 0546418, первоначально выданного истцу командованием в/ч 31965, не принимавшей непосредственного участия в боевых действиях контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, противоречит доказательствам, имеющимся в материалах дела. Считает, что достаточных данных о непосредственном участии истца в боевых действиях, в соответствии с требованиями Федерального закона "О ветеранах", в материалах дела не содержится.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился истец, сведений о причинах неявки не представил. Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1).
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебного постановления, принятого судом апелляционной инстанции, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного акта.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5- ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в гом числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" установлено, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к данному федеральному закону.?
В разделе III Перечня к числу периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации отнесено в том числе выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года
Статьей 16 Федерального закона "О ветеранах" определены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий.
К числу таких мер социальной поддержки согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" относятся льготы по пенсионному обеспечению, которые предоставляются ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 названного закона, в соответствии с законодательством.
Статьей 28 Федерального закона "О ветеранах" установлено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 г. или Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 1 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", действовавшей на дату выдачи Янцевичу С.Е, 7 декабря 2004 г, удостоверения ветерана боевых действий, удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 Федерального закона "О ветеранах", является документом, подтверждающим их права и льготы.
Пунктом 2 названной инструкции предусмотрено, что выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 марта 2004 г. N 77 была утверждена Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, действовавшая на дату выдачи Янцевичу С.Е, 7 декабря 2004 г, удостоверения ветерана боевых действий.
В соответствии с пунктом 2 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации основанием для выдачи удостоверений военнослужащим является документально подтвержденный факт выполнения ими задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, устанавливаемый в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций", либо факт выполнения ими задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, устанавливаемый в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации".
В пункте 3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации установлено, что выдача удостоверений военнослужащим производится при наличии предусмотренных документов. Среди них документы: подтверждающие прохождение ими военной службы (работу) в органах военного управления, соединениях, воинских частях, организациях, входящих в перечень воинских частей, подразделений и групп Вооруженных Сил Российской Федерации, Железнодорожных войск Российской Федерации, входивших в состав Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации с августа 1999 г. (далее именуются - перечни);
подтверждающие их прикомандирование или нахождение в служебных командировках в органах военного управления, соединениях, воинских частях, организациях, входящих в перечни, в период выполнения ими задач в зоне вооруженного конфликта в Чеченской Республике в составе Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации с августа 1999 г. В качестве подтверждающих документов рассматриваются выписки из приказов командиров (начальников), справки, записи в удостоверениях личности, военных билетах и трудовых книжках, командировочные удостоверения, архивные справки и другие документы.
Данная инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации утратила силу 26 апреля 2010 г. В настоящее время действует Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 сентября 2017 г. N 595, также предусматривающий представление соответствующих документов, необходимых для получения удостоверения ветерана боевых действий.
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что к числу лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки, отнесены, в частности, ветераны боевых действий из числа военнослужащих, принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации. Реализация мер социальной поддержки военнослужащих - ветеранов боевых действий - осуществляется при предъявлении ими соответствующего удостоверения, которое выдается в том числе при документальном подтверждении факта участия их в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях.
Таким образом, основанием для получения мер социальной поддержки военнослужащими является наличие у них статуса ветерана боевых действий, подтвержденного соответствующим удостоверением.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что в материалах личного (пенсионного) пенсионного дела истца не имеется сведений о награждении его за участие в боевых действий, равно как и сведений о получении истцом ранений, контузий или увечий в ходе участий в боевых действиях; представленные истцом документы могут подтвердить факт нахождения его на территории Чеченской Республики в период с 4 марта 2000 г. по 9 марта 2000 г, однако достаточных данных о непосредственном участии истца в боевых действиях, в соответствии с требованиями Федерального закона "О ветеранах", в представленных материалах не содержится.
С учетом изложенного суд первой инстанции, принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований Янцевичу С.Е. о признании действий Военного комиссариата г. Москвы по невыплате ежемесячной надбавки к военной пенсии как ветерану боевых действий за период с октября 2018 года по август 2020 года незаконными и обязании выплатить данную надбавку, указал на необходимость дополнительного документального подтверждения Янцевичем С.Н, имеющим статус ветерана боевых действий и удостоверение ветерана боевых действий, факта его участия в боевых действиях в целях получения мер социальной поддержки в виде ежемесячной надбавки к военной пенсии.
Проверяя законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия не согласилась с такими выводами суда первой инстанции, указав, что Министерством обороны РФ Янцевичу С.Е. было выдано удостоверение ветерана боевых действий серии N, а в последующем - дубликат удостоверения ветерана боевых действий взамен ранее выданного серии N, то есть факт его участия в боевых действиях подтвержден.
Законность получения Янцевичем С.Е. удостоверения ветерана боевых действий и дубликата удостоверения ветерана боевых действий в установленном законом порядке ответчиком не оспорена, удостоверение ветерана боевых действий и дубликат удостоверения ветерана боевых действий, выданные Янцевичу С.Е, недействительными не признаны.
При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что согласно справке войсковой части 21005 от 9 марта 2000 года, Янцевич С.Е. в период с 4 марта 2000 года по 9 марта 2000 года находился в составе группировки войск по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона РФ и имеет право на льготы, предусмотренные постановлениями Правительства РФ, приказами Министра Обороны РФ, в указанный период выслуга лет для начисления пенсии засчитывается из расчета один месяц за полтора месяца; в период с 4 марта 2000 г. по 9 марта 2000 г. непосредственно участвовал в боевых действиях, в указанный период выслуга лет для начисления пенсии засчитывается из расчета один месяц за три месяца.
Согласно выписке из приказа командира войсковой части 21005 N 465 от 3 апреля 2000 года "О льготном исчислении выслуги лет и дополнительной денежной выплате военнослужащим, принимавшим участие в проведении контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации", в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 октября 1999 г. N 1179/68, полагать Янцевича С.Е. фактически принимавшим участие в контртеррористической операции в период с 4 марта 2000 г. по 9 марта 2000 г, "данные изъяты".
7 декабря 2004 г. Янцевичу С.Е. было выдано удостоверение ветерана боевых действий серии БК N. В Послужном списке Янцевича С.Е. имеется запись о выдаче 17 декабря 2004 года войсковой частью 31965 удостоверения ветерана боевых действий БК N.
11 августа 2014 г. Янцевичу С.Е. на основании заявления от 24 июня 2014 г. взамен ранее выданного удостоверения был выдан дубликат удостоверения серии БК N.
При таких обстоятельствах судебная коллегия пришла к выводу, что факт участия Янцевича С.Е. в выполнении задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона не опровергнут, ввиду чего у Военного комиссариата г. Москвы не имелось оснований для отказа Янцевичу С.Е. в праве на предоставление мер социальной поддержки, установленных законодательством для ветеранов боевых действий.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, проверив законность обжалуемого судебного постановления, находит, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, подтвержденным исследованными в судебном заседании относимыми и допустимыми доказательствами, которым судебной инстанцией дана оценка по правилам статьи 67 ГПК РФ.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию заявителя по делу, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, получили соответствующую правовую оценку, по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 390 ГПК РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Несогласие кассатора с оценкой, данной судом апелляционной инстанции представленным доказательствам, а также с выводами судебной коллегии об обстоятельствах дела не может быть признано основанием в соответствии с положениями статьи 379.7 ГПК РФ для отмены в кассационном порядке апелляционного определения, принятого по этому делу.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 мая 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ "Военный комиссариат города Москвы" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.