СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Тепляковой Е.Л, судей Пунегова П.Ф, Щелканова М.В.
при секретаре Микушевой А.И.
рассмотрела в судебном заседании 25 ноября 2021 года дело по иску Цывунина Святослава Игоревича к ГКУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Коми", АО "Коми дорожная компания" о взыскании материального ущерба
по апелляционной жалобе АО "Коми дорожная компания" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 09 сентября 2021 года, которым постановлено:
взыскать с АО "Коми дорожная компания" в пользу Цывунина Святослава Игоревича 268 748 руб. материального ущерба, 27 587, 48 руб. судебных расходов, всего - 296 335 рублей 48 копеек, отказать Цывунину Святославу Игоревичу в удовлетворении исковых требований к ГКУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Коми" о взыскании материального ущерба.
Заслушав доклад судьи Щелканова М.В, объяснения истца Цывунина С.И, представителя ответчика АО "Коми дорожная компания" по доверенности Гафнера В.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Цывунин С.И. обратился в суд с иском к ГКУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Коми" и АО "Коми дорожная компания" о возмещении ущерба, причиненного вследствие повреждения принадлежащего Цывуниной Л.В. автомобиля 1, "Номер обезличен", в дорожно-транспортном происшествии "Дата обезличена" на 348 км 650 м автодороги Сыктывкар - Ухта - Печора - Усинск - Нарьян-Мар. В обоснование иска указано, что причиной ДТП с участием указанного автомобиля явилось несоответствие требованиям безопасности дорожного движения состояния дорожного полотна вследствие его ненадлежащего содержания, в частности вследствие наличия на дороге зимней скользкости в виде снежного наката, не обработанной противогололедными материалами. По договору переуступки прав требования от "Дата обезличена" Цывунина Л.В. уступила истцу право требования возмещения ущерба от указанного дорожно-транспортного происшествия.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена Цывунина Л.В.
Суд принял приведенное решение, с которым не согласилось АО "Коми дорожная компания".
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о слушании.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия оснований для отмены или изменения решения не находит.
Согласно п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (п. 2 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Основаниями гражданско-правовой ответственности за причинение убытков является совокупность следующих обстоятельств: наличие убытков, противоправность действий (бездействия) причинителя вреда, причинно-следственная связь между противоправными действиями (бездействием) и наступлением вредных последствий, вина причинителя вреда и размер убытков. Обязанность доказывания наличия вышеуказанной совокупности возлагается на истца. Отсутствие хотя бы одного из указанных обстоятельств является основанием отказа в удовлетворении данного рода требований.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п.12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса РФ). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса РФ).
Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (статья 401 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в собственности Цывуниной Л.В. находится автомобиль 1 "Номер обезличен" ё года выпуска.
"Дата обезличена" около 13 час. 25 мин. на 348 км 650 м автодороги Сыктывкар - Ухта - Печора - Усинск - Нарьян-Мар произошло дорожно-транспортное происшествие с участием указанного автомобиля под управлением водителя Цывунина С.И.
Из материала по факту указанного дорожно-транспортного происшествия следует, что Цывунин С.И, управляя автомобилем, не справился с управлением и совершил съезд в левый по ходу движения кювет, повредив дорожный знак 3.20 "Обгон запрещен".
"Дата обезличена" между Цывуниной Л.В. /цедентом/ и Цывуниным С.И. /цессионарием/ был заключен договор переуступки прав требований, по которому цедент переуступает цессионарию права требования возмещения ущерба с организации, ответственной за дорожное состояние, в размере расходов на проведение восстановительного ремонта транспортного средства, необходимого для устранения повреждений, полученных в ДТП от 06.02.2021, а также право требования возмещения расходов по проведению независимой экспертизы и иных расходов, связанных с наступлением настоящего события, право требования штрафных санкций в соответствии с действующим законодательством.
Поскольку договор цессии (переуступки права требования убытков, причиненных при дорожно-транспортном происшествии) не противоречит требованиям закона и не нарушает чьих-либо прав и законных интересов, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Цывунин С.И. является надлежащим истцом по делу.
Обязанность по содержанию указанного участка автодороги лежит на ответчике АО "Коми дорожная компания" в силу Государственного контракта от "Дата обезличена" на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог и мостовых сооружений в МО ГО "Ухта", МО МР "Сосногрск", МО МР "Троицко-Печорский" в 2020-2021 гг, заключенного с ГКУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Коми". Согласно названному контракту АО "Коми дорожная компания" приняло на себя обязательства по выполнению всего комплекса работ по содержанию указанных автомобильных дорог, обеспечивающих безопасное и бесперебойное движение транспортных средств.
Поскольку истец связывает причинение ущерба с ненадлежащим содержанием дороги, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ГКУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Коми" является ненадлежащим ответчиком.
"Дата обезличена" в 16 час. 40 мин. инспектором ОГИБДД ОМВД России по г.Сосногорску Рочевым М. Е. был составлен акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги.
Из названного акта следует, что "Дата обезличена" на 348 км 650 м автодороги Сыктывкар - Ухта - Печора - Усинск - Нарьян-Мар имеется зимняя скользкость в виде снежного наката, не обработанная противогололедным средством; в снежном накате имеется колея глубиной 4, 5 см.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу о том, что рассматриваемое дорожно-транспортное происшествие явилось следствием неудовлетворительного состояния проезжей части, не соответствующего требованиям ГОСТ Р 50597-2017, возникшего вследствие ненадлежащего содержания. Данный вывод сделан с учетом факта несоответствия состояния автомобильной дороги требованиям указанного ГОСТа Р 50597-2017, подтвержденного актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от "Дата обезличена", показаний допрошенных судом свидетелей Фетиной Н.А, Бондаренко Н.О, Белых В.М. (пассажиры автомобиля 1, "Номер обезличен") и инспектора ГИБДД ОМВД России по г.Сосногорску Рочева М.Е.
Принимая во внимание, что за надлежащее содержание участка дороги, на котором произошло ДТП, ответственность несет АО "Коми дорожная компания", суд взыскал с указанного ответчика причиненный истцу материальный ущерб в сумме 268 748 руб, 27 587, 48 руб. судебных расходов
При определении ущерба суд исходил из следующего.
Согласно заключению ООО "ЦНЭ "Партнер-Оценка", представленному истцом, стоимость восстановительного ремонта автомобиля составляет 268 748 руб.
В целях определения стоимости восстановительного ремонта транспортного средства истца по последствиям ДТП с учетом доводов и возражений сторон назначалась судебная экспертиза, проведение которой было поручено эксперту индивидуальному предпринимателю Паршукову И.А.
Из экспертного заключения следует, что стоимость восстановительного ремонта автомобиля истца составляет 335 931, 06 руб, а с учетом износа - 96 928, 66руб, действительная (рыночная) стоимость автомобиля - 399 200 руб.
Оценив указанные доказательства в совокупности с иными материалами дела, суд принял во внимание в качестве достоверного доказательства по делу экспертное заключение Паршукова И.А, поскольку оно составлено экспертом, имеющим необходимую квалификацию и опыт работы; содержащиеся в заключении выводы являются полными, объективными. Выводы, к которым в процессе исследования пришел эксперт, подробно и последовательно приведены в исследовательской части заключения и на их основе сделан логичный окончательный вывод о перечне повреждений автомашины истца в результате рассматриваемого события и стоимости ремонта.
Мотивированных возражений относительно указанного заключения, которые могли бы повлиять на размер подлежащей взысканию суммы, участниками процесса не представлено, также как не заявлено и ходатайство о назначении по делу дополнительной либо повторной судебной экспертизы.
С учетом положений ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснений, содержащихся в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N25 "О применении судами положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для взыскания с АО "Коми дорожная компания" в пользу Цывунина С.И. в пределах заявленных истцом требований 268 748 руб. в возмещение причиненного материального ущерба /стоимость восстановительного ремонта автомобиля без учета износа.
Выводы суда в части размера взысканных сумм не оспариваются ответчиком.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, полагая их правильными, соответствующими установленным по делу обстоятельствам. Решение суда постановлено при правильном применении требований правовых актов, регулирующих спорные правоотношения. Оценка представленных по делу доказательств произведена судом с учётом требований главы 6 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В апелляционной жалобе представитель ответчика указывает на отсутствие причинно-следственной связи и вины ответчика в причинении материального ущерба в рассматриваемом ДТП.
С данными доводами согласиться нельзя исходя из следующего.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ).
Статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ определено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по строительству, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6); под владельцами автомобильных дорог понимаются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством РФ (пункт 7).
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно статье 28 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ пользователи автомобильными дорогами имеют право получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания, автомобильных дорог вследствие нарушений требований настоящего Федерального закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона N 196-ФЗ от 10.12.1995 "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу статьи 24 Федерального закона N 196-ФЗ от 10.12.1995 "О безопасности дорожного движения" права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации (п. 1); участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения (п. 4).
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О правилах дорожного движения" установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, в том числе, содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, а также принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 августа 2015 года N 1121-ст введен в действие с 01 декабря 2015 года межгосударственный стандарт ГОСТ 33181-2014 (дороги автомобильные общего пользования, требования к уровню зимнего содержания) пунктом 3.1 которого установлено, что зимнее содержание автомобильных дорог определяется как комплекс мероприятий по обеспечению безопасного и бесперебойного движения на автомобильных дорогах в зимний период года, включая защиту автомобильных дорог от снежных заносов, очистку от снега, предупреждение и устранение зимней скользкости.
Из пункта 7 Приказа Минтранса России от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" в состав работ по зимнему содержанию входят, в том числе, механизированная снегоочистка, расчистка автомобильных дорог от снежных заносов, борьба с зимней скользкостью, уборка снежных валов с обочин; распределение противогололедных материалов; круглосуточное дежурство механизированных бригад для уборки снега и борьбы с зимней скользкостью, патрульная снегоочистка; устройство, поддержание в чистоте и порядке зимних автомобильных дорог (автозимников).
Согласно указанному контракту от 13.12.2019 АО "Коми дорожная компания" приняло на себя обязательства обеспечивать круглосуточное, бесперебойное и безопасное движение транспортных средств по автомобильным дорогам и мостовым сооружениям /пункт 2.1.19/; ставить в известность заказчика обо всех повреждениях автомобильных дорог и мостовых сооружений, недостатках в их эксплуатационном состоянии и обеспечивать проведение работ по восстановлению поврежденных и разрушенных участков и элементов до внесения необходимых изменений в Ежемесячные задания в случае необходимости обеспечения безопасности дорожного движения /пункт 2.1.25/.
Вопреки доводам апелляционной жалобы подписание заказчиком актов выполненных работ по государственному контракту в соответствии с техническим заданием не освобождает от ответственности за ущерб, причиненный третьим лицам в результате ненадлежащего содержания дороги общего пользования. В связи с чем судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что надлежащим ответчиком по делу является АО "Коми дорожная компания".
Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям регламентированы в "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденном приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.09.2017 N 1245-ст (далее ГОСТ Р 50597-2017).
Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Пунктом 8.1 указанного Стандарта предусмотрено, что на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускаются наличие снега и зимней скользкости после окончания работ по их устранению, осуществляемых в установленные сроки.
В пункте 8.1 ГОСТ Р 50597-2017 приведены нормативные сроки устранения снега и зимней скользкости на проезжей части, которые с учетом категории дороги составляют от четырех до двенадцати часов с момента обнаружения зимней скользкости до ее полной ликвидации.
Согласно приказу Министерства транспорта РФ от 16.11.2012 N402 в состав работ по зимнему содержанию автомобильных дорог входят, в частности, механизированная снегоочистка, расчистка автомобильных дорог от снежных заносов, борьба с зимней скользкостью, уборка снежных валов с обочин; распределение противогололедных материалов; круглосуточное дежурство механизированных бригад для уборки снега и борьбы с зимней скользкостью, патрульная снегоочистка; поддержание в чистоте и порядке, обслуживание и восстановление автоматических систем раннего обнаружения и прогнозирования зимней скользкости, а также автоматических систем распределения противогололедных материалов, в том числе содержание и (или) аренды каналов связи и оплата услуг связи для их функционирования, на развязках в разных уровнях и искусственных сооружениях; борьба с наледями на автомобильных дорогах, в том числе у искусственных сооружений.
В соответствии с п. 13.9 ТР ТС 014/2011 "Технический регламент Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог" очистка покрытия автомобильной дороги от снега должна осуществляться с проезжей части, остановок общественного наземного транспорта, тротуаров, обочин, съездов, площадок для стоянки и остановки транспортных средств. Допускается эксплуатация отдельных автомобильных дорог с присутствием по всей ширине проезжей части слоя уплотненного снежного покрова толщиной не более 100 мм. На снежном накате не допускается наличие колеи глубиной более 30 мм и отдельных гребней возвышений, занижений и выбоин высотой или глубиной более 40 мм. Сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобильных дорог в зависимости от их значения, класса и категории, а также интенсивности и состава движения устанавливаются в международных и региональных стандартах, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартах государств - членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза.
Судом установлено, что дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля истца и, соответственно, причинение ущерба возникло в связи наличием на дорожном покрытии проезжей зимней скользкости, необработанной противогололедными материалами, наличием колеи глубиной более 30 мм, чем нарушены приведенные нормативы.
Указанные факты были установлены судом и свидетельствуют о ненадлежащем содержании дороги ответчиком на момент дорожно-транспортного происшествия.
Вывод о наличии причинно-следственной связи сделан с учетом надлежащей оценки исследованных доказательств.
Ссылка на определение ОГИБДД от "Дата обезличена", в котором указано на то, что истец не справился с управлением, не свидетельствует об отсутствии причинно-следственной связи между ДТП и ненадлежащим содержанием дороги.
Стороной ответчика не представлено доказательств и доводов, которые могли поставить под сомнение вывод суда о наличии причинно-следственной связи между ненадлежащим содержанием дороги и дорожно-транспортным происшествием. Ходатайств о проведении экспертизы в суде первой инстанции и суде апелляционной инстанции не заявлялось.
Оценивая доказательства, представленные ответчиком, суд указал, что доказательств, с достоверностью свидетельствующих о невиновности и принятии всех необходимых мер для надлежащего исполнения обязательств по содержанию указанного участка автодороги, ответчик АО "Коми дорожная компания" суду не представило. Имеющиеся в материалах дела ежемесячные задания на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог и акты о приемке выполненных работ конкретной информации по рассматриваемому участку автодороги, на котором произошло дорожно-транспортное происшествие, не содержат. В журнале производства работ по зимнему содержанию автомобильной дороги Сыктывкар - Ухта - Печора - Усинск - Нарьян-Мар на участке Ухта - Сосногорск от 13+007 - 24+747 км (11, 740 км) указано, что "Дата обезличена" с 06 час. до 18 час. произведена механизированная очистка от снега покрытия проезжей части дороги и съездов обочин, распределение противогололедных материалов на опасных участках. В путевом листе специального автомобиля за "Дата обезличена" также указано на очистку проезжей части и обочин, распределение противогололедных материалов. Однако сведений о том, что очистка и россыпь производились в указанный день именно на 348 км 650 м автодороги до 13 час. 25 мин, названные журнал и путевой лист не содержат.
Суд первой инстанции также отклонил довод АО "Коми дорожная компания" на установленный нормативный срок ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки в обоснование вывода об отсутствии своей вины в дорожно-транспортном происшествии "Дата обезличена", так как соблюдение ответчиком установленного нормативного срока ликвидации зимней скользкости (с момента ее обнаружения до полной ликвидации) исходя из анализа приведенных выше доказательств не подтверждается. При соблюдении нормативного срока ликвидации зимней скользкости ответчик должен принять меры к предотвращению вреда в период ликвидации зимней скользкости путем информирования участников дорожного движения о недостатках проезжей части, организации объезда и т.п, что следует из обязанностей подрядчика, возложенных на него Государственным контрактом от "Дата обезличена", предусматривающим обеспечение круглосуточного, бесперебойного и безопасного движения транспортных средств по обслуживаемым дорогам, проведение мероприятий по предотвращению аварий. Для соблюдения данных требований, а также нормативного срока ликвидации зимней скользкости ответчик должен, как минимум, своевременно обнаружить опасный участок с признаками зимней скользкости, угрожающими безопасности дорожного движения, и принять меры к информированию участников дорожного движения и устранению выявленных недостатков в содержании дороги.
Судебная коллегия соглашается с приведенной оценкой доказательств и оснований для иных выводов не усматривает.
Ссылка на надлежащую эксплуатацию дороги и устранение зимней скользкости в установленные сроки отклоняется судебной коллегией.
В соответствии с пунктом 3.4 ГОСТ Р 50597-2017 под моментом обнаружения зимней скользкости понимается дата и время регистрации поступления информации об ее фактическом образовании с дорожных метеостанций или из других источников, или о возможном ее образовании с дорожных метеостанций и организаций Росгидромета (четырехчасовой прогноз), уполномоченным лицом организации, осуществляющей дорожную деятельность.
В силу пункта 4.2 ГОСТ Р 50597-2017 в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, владельцами дорог и улиц, а также организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования.
Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, устранение которых осуществляется в сроки, приведенные в таблице 5.3.
В силу пункта 8.1 ГОСТ Р 50597-2017 на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускаются наличие снега и зимней скользкости (таблица В.1 приложения В) после окончания работ по их устранению, осуществляемых в сроки по таблице 8.1.
В соответствии с таблицей 8.1 ГОСТ Р 50597-2017 срок устранения снега и зимней скользкости на проезжей части для автодорог категории IА, IБ (за исключением дорог и улиц городов и сельских поселений) составляет 4 часа, для дорог III категории - 6 часов.
Распоряжением Минтранса РФ от 16 июня 2003 г. N ОС-548-р утверждено Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах, которое устанавливает основные требования по организации, технологиям работ при борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах, обеспечению условий безопасности дорожного движения в зимний период (далее - Руководство) и является обязательным, в том числе для организаций, юридических и физических лиц, осуществляющих работы по зимнему содержанию федеральных автомобильных дорог, и может быть использовано на дорогах общего пользования территориального значения и дорогах муниципального подчинения.
Пункт 1.2 данного Руководства закрепляет, что работы по борьбе с зимней скользкостью должны обеспечивать транспортно-эксплуатационное состояние дорог, удовлетворяющее требованиям ГОСТ Р 50597-93, и соответствовать заданному уровню содержания. И только лишь на дорогах с переходными и низшими типами дорожных покрытий и на грунтовых дорогах допускается снежный накат (пункт 1.4).
В разделе 2 "дорожная классификация зимней скользкости" указанного Руководства в пункте 2.1 закреплено, что все виды снежно-ледяных отложений, образующихся на дорожном покрытии, по внешним признакам подразделяют на рыхлый снег, снежный накат, стекловидный лед. Стекловидный лед появляется на покрытии в виде гладкой стекловидной пленки толщиной от 1 до 3 мм и изредка в виде матовой белой шероховатой корки толщиной до 10 мм и более. Отложения стекловидного льда имеют плотность от 0, 7 до 0, 9 г/см3, а коэффициент сцепления составляет от 0, 08 до 0, 15. Этот вид зимней скользкости является наиболее опасным. Отложения льда в виде матово-белой корки имеют плотность от 0, 5 до 0, 7 г/см3.
Для организации работ по борьбе и предотвращению образования зимней скользкости необходимо учитывать ее вид, погодные условия, предшествующие и сопутствующие образованию скользкости, и тенденцию их изменения.
Согласно п. 4.4.2 Руководства профилактика позволяет снизить затраты дорожной службы на борьбу с зимней скользкостью, обеспечить допустимые сцепные качества покрытий и безопасность движения в зимний период, уменьшить вредное воздействие ПГМ на окружающую среду за счет применения рациональной технологии и минимально допустимых норм распределения ПГМ. Однако эффективность этого способа возможна лишь при обеспечении зимних работ специализированными прогнозами образования зимней скользкости.
Профилактическую обработку покрытий осуществляют при:
- прогнозировании образования на покрытии стекловидного льда;
- ожидании снегопада и метелей с возможным образованием на покрытии снежного наката.
При получении информации о погодных условиях с возможным образованием на покрытии ледяных отложений (стекловидного льда) необходимо провести предварительную обработку покрытия химическими ПГМ в количестве 5 - 15 г/м2.
Согласно пункту 3.2.10 Руководства борьбу с зимней скользкостью дорожно-эксплуатационные организации обязаны проводить при каждом случае ее появления. В первую очередь работы проводятся на участках, где больше всего возможно возникновение аварийных ситуаций: на подъемах и спусках с большими уклонами, в пределах населённых пунктов, на кривых малого радиуса, участках с ограниченной видимостью, в пределах автобусных остановок, на пересечениях в одном уровне и подходах к ним и во всех других местах, где особенно часто может требоваться экстренное торможение.
Согласно п. 3.3.1 Руководства зимнее содержание дороги зависит от погодно-климатических условий района ее прохождения. При организации работ по борьбе с зимней скользкостью используется различная метеорологическая информация. Для планирования работ и расчета ресурсов на борьбу с зимней скользкостью необходима климатологическая (режимно-справочная) информация.
Согласно ст. 7 приказа Минтранса России от 16.11.2012 N 402 (ред. от 25.11.2014) "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" в состав работ по зимнему содержанию, в том числе входят: механизированная снегоочистка, расчистка автомобильных дорог от снежных заносов, борьба с зимней скользкостью, уборка снежных валов с обочин; распределение противогололедных материалов; регулярная очистка от снега и льда элементов обустройства, в том числе автобусных остановок, павильонов, площадок отдыха, берм дорожных знаков, ограждений, тротуаров, пешеходных дорожек и других объектов; борьба с наледями на автомобильных дорогах, в том числе у искусственных сооружений; круглосуточное дежурство механизированных бригад для уборки снега и борьбы с зимней скользкостью, патрульная снегоочистка.
Распоряжением Росавтодора от 25.11.2009 г. N 493-р утверждены Методические рекомендации по специализированному прогнозу состояния дорожного покрытия (далее - Методические рекомендации).
Согласно п. Ж таблицы 1 Методических рекомендаций для организации работ по борьбе с зимней скользкостью важно учитывать метеорологические условия, предшествующие образованию каждого вида скользкости и наблюдающиеся после ее образования, а также иметь прогноз температуры воздуха на ближайшие 3 - 4 ч.
Планирование работ по борьбе с зимней скользкостью рекомендуется осуществлять исходя из прогнозируемых погодных условий, определяющих состояние дорожного покрытия и условия дорожного движения.
Согласно п. Ж таблицы N 2 Методических рекомендаций дорожные организации при подготовке метеоинформации используют следующее:
- информацию, получаемую от АДМС;
- информацию от патрульных машин ДЭП;
- информацию от Росгидромета;
- информацию от других организаций, имеющих лицензию Росгидромета, предоставляющих прогностическую информацию (общие прогнозы элементов погоды, снимки ИСЗ).
На основании полученных данных производится анализ изменения отдельных элементов погоды и тенденций их изменения на ближайшие 3 - 4 ч. Затем проводится совместный анализ полученной гидрометеорологической информации применительно к схеме автодороги, на которой выделены опасные места ("холодные пятна", спуски и подъемы дороги, повороты и перекрестки, места концентрации ДТП).
На основании анализа параметров погоды и тенденций их изменения составляется заключение о возможности возникновения зимней скользкости на автомобильной дороге.
Учитывая приведенные требования и рекомендации, обязанность по содержанию автомобильных дорог не ограничивается самим фактом очистки дороги и посыпки противогололедными реагентами. Объем необходимых мероприятий должен определяться с учетом погодных условий и надлежащего планирования.
АО "Коми дорожная компания" как подрядчик должно обеспечивать соответствие состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам, осуществлять контроль за состоянием обслуживаемых автодорог и дорожных сооружений, проводить своевременные работы по восстановлению поврежденных участков в целях обеспечения безопасности дорожного движения и информировать заказчика и других участников дорожного движения об условиях проезда (например, с помощью предупреждающих об опасности знаков).
Ответчиком не представлено доказательств осуществления прогнозирования образования зимней скользкости в "Дата обезличена" и принятия с учетом данного прогноза достаточных мер по ее ликвидацию либо предупреждения негативных последствий.
Таким образом, судом было установлено наличие всех обстоятельств, совокупность которых предполагает возложение на ответчика обязанности возместить причиненный вред истцу. Доказательств отсутствия вины ответчиком не представлено.
Согласно статье 1083 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, возникший вследствие умысла потерпевшего, возмещению не подлежит. Если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен.
По смыслу приведенной правовой нормы обязанность по доказыванию в действиях потерпевшего умысла или грубой неосторожности, содействовавших возникновению или уменьшению вреда, возлагается на причинителя вреда, то есть по настоящему делу. Таких доказательств не представлено.
Суд обоснованно указал, что по делу не установлено, что Цывунин С.И. вел транспортное средство со скоростью, превышающей какие-либо ограничения, а также то, что он был в состоянии обнаружить опасный участок, не обозначенный какими-либо дорожными знаками, информирующими водителей об имеющемся недостатке дороги, а в случае его обнаружения - имел техническую возможность избежать наезда на него.
Ссылка на ненадлежащую фиксацию наличия зимней скользкости отклоняется судебной коллегией.
Согласно п. 5.2.2 ГОСТ Р 50597-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденного Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года N 1245-ст, коэффициент сцепления покрытия должен быть не менее 0.3 при его измерении измерительным колесом стандартным с покрышкой с протектором без рисунка по ГОСТ 33078.
Согласно раздела 7 ГОСТ 33078 измерения проводят при температуре окружающего воздуха в диапазоне от 5 °C до 40 °C. Поверхность автомобильной дороги перед измерением должна быть сухой. При наличии на дорожном покрытии каких-либо загрязнений (песок, мелкий гравий, грунт и т.д.) необходимо сделать соответствующую отметку в протоколе измерений. Не допускается проведение измерений во время дождя или тумана.
Погодные условия, при которых составлялся акт выявленных недостатков, не допускали проведения измерений в соответствии с приведенным ГОСТ (согласно данным ФГБУ Северное УГМС "Коми ЦГСМ" температура воздуха "Дата обезличена" находилась в диапазона от - 12, 1°C до - 20, 4°C.
Кроме того, раздел 4 Методических рекомендациях по специализированному прогнозу состояния дорожного покрытия, утвержденных распоряжением Росавтодора от 25.11.2009 г. N 493-р, предусматривает, что принятая указанными рекомендациями классификация позволяет определять каждый вид зимней скользкости визуально и ориентирована на существующие технологии дорожных работ по ее ликвидации.
Исходя из положений п. 86 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, утвержденного Приказом МВД России от 30.03.2015 N 380, в случае выявления при осуществлении надзора за дорожным движением нарушений обязательных требований безопасности оформляется акт о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда (приложение N 4 к настоящему Административному регламенту).
Представленный акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги составлен уполномоченным органом в соответствии с приведенным порядком.
Факт непривлечения ответчика к ответственности по ст. 12.34 КоАП РФ вопреки доводам жалобы не исключает возможность привлечения лица к гражданской правовой ответственности.
Иные доводы апелляционной жалобы повторяют позицию ответчика, изложенную при рассмотрении дела судом первой инстанции, были предметом судебной оценки, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, не могут быть признаны состоятельными, так как сводятся по существу к несогласию с выводами суда и иной оценке доказательств и установленных по делу обстоятельств, направлены на иное толкование норм материального права.
Оснований, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ для отмены решения суда, не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 09 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу АО "Коми дорожная компания" - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 25.11.2021.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.