Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Балабанова Н.Н, судей: Масенина П.Е. и Дзадзиева Д.А, при помощнике судьи Акулиничеве Г.В, с участием представителя административного истца Жердева О.В, а также представителя административных ответчиков: Федеральной службы охраны Российской Федерации (далее - ФСО России) и Центральной жилищной комиссии Федеральной службы охраны Российской Федерации (далее - ЦЖК ФСО России) Михайлова И.В. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-70/2021 по апелляционной жалобе представителя административных ответчиков Михайлова И.В. на решение 235 гарнизонного военного суда от 14 июля 2021 года, которым частично удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего ФСО России полковника Нехаева Александра Николаевича об оспаривании решения ЦЖК ФСО России об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, по избранному месту жительства.
Заслушав доклад судьи Дзадзиева Д.А, объяснения представителя административного ответчика в обоснование апелляционной жалобы, и представителя административного истца, возражавшего против её удовлетворения судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Нехаев поступил на военную службу в июле 1992 года (курсант), с июля 1996 года проходит военную службу по контракту в г. Москве.
Вступившим в законную силу решением Королёвского городского суда Московской области от 11 марта 2020 года, иск отца административного истца о признании Нехаева с членами семьи (супруга и трое детей) утратившими права пользования жилым помещение общей площадью 61, 4 кв.м. по адресу: "адрес", принадлежащем ему на праве собственности, был удовлетворен.
В этой связи 21 сентября 2020 года Нехаев с членами семьи выписался из указанной квартиры, зарегистрировавшись по месту прохождения военной службы.
29 ноября 2020 года административный истец обратился в ЦЖК ФСО России с заявлением о принятии его составом семьи 5 человек на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания в г. Москве.
Расценив отчуждение Нехаевым в феврале 2014 года в пользу отца (договор дарения) приватизированной им в июле 1999 года ? доли в праве собственности вышеуказанного жилого помещения и последующее заключение с ним в марте того же года договора возмездного пользования таковым, как совершение действий, приведших в 2021 году к ухудшению его жилищных условий, пятилетний срок со дня которого еще не истёк, ЦЖК ФСО России 18 февраля 2021 года приняла решение (протокол N 1) об отказе в принятии административного истца на жилищный учет.
Полагая свои права нарушенными, Нехаев обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнений, просил признать незаконным решение ЦЖК ФСО России от 18 февраля 2021 года (протокол N1) об отказе в принятии его с членами семьи на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, а также обязать указанную комиссию данное решение отменить и принять его с членами семьи на жилищный учёт.
Кроме того, административный истец просил возместить ему судебные расходы, связанные с оплатой услуг представителя, в размере 20 000 руб.
Суд первой инстанции административное исковое заявление Нехаева удовлетворил частично, признав незаконным решение ЦЖК ФСО России от 18 февраля 2021 года (протокол N1) об отказе в принятии его с членами семьи на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, а также обязав указанную комиссию данное решение отменить и повторно рассмотреть вопрос о принятии его с членами семьи на жилищный учёт.
Так же суд взыскал с ФСО России в пользу Нехаева в судебные расходы в размере 15 300 руб.
В удовлетворении административного искового заявления в остальной части требований суд Нехаеву отказал.
В апелляционной жалобе представитель административных ответчиков, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы её автор указывает, что решением Московского гарнизонного военного суда от 17 января 2020 года, оставленного без изменения апелляционным определением судебной коллегией по административным делам 2-го Западного окружного военного суда от 18 июня 2020 года N 33а-624, установлен факт проживания административного истца в квартире своего отца, в качестве члена семьи собственника жилого помещения, и сохранения за ним права пользования таковым наравне с собственником. Заключенный же между ними договор пользования данной квартирой никакого значения не имеет, так как не являлся основанием для вселения Нехаева в занимаемое жилое помещение и не свидетельствовал о прекращении семейных отношений.
Обращает внимание на то, что в 1984 году административный истец в составе семьи своего отца был обеспечен от Министерства обороны жилым помещением по нормам, предусмотренным действующим законодательством, однако своими действиями привел к утрате права пользования им, в связи с чем до истечения пятилетнего срока не может быть принят на жилищный учет.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с абзацами 1, 3 и 13 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Военнослужащие-граждане, в том числе обеспеченные в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений до поступления указанных военнослужащих-граждан на военную службу по контракту либо после заключения контракта о прохождении военной службы, признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
являющиеся членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу частей 1, 2 и 4 статьи 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления (части 4 и 5 статьи 50 ЖК РФ).
Таким образом, одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспеченность его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения.
В пункте 5 Правил признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1768 (далее - Правила), закреплено, что в целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту прохождения военной службы, а при наличии права на обеспечение жилыми помещениями по избранному месту жительства - по избранному месту жительства.
Статьёй 9 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" определено, что учетная норма площади жилого помещения для отдельных квартир составляет 10 квадратных метров.
В соответствии со статьёй 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Аналогичные положения закреплены и в вышеприведенных Правилах, согласно пункту 12 которых к действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся намеренные действия и гражданско-правовые сделки, в результате совершения которых у военнослужащих и (или) членов их семей возникли основания признания их нуждающимися в жилых помещениях, предусмотренные статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, связанные:
с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения военнослужащими членов семей, указанных в пункте 5 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих");
с обменом жилыми помещениями;
с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения меньшей площади;
с выделением доли собственниками жилых помещений;
с отчуждением жилых помещений или их частей.
Как усматривается из решения Королёвского городского суда Московской области от 11 марта 2020 года, оставленного без изменения апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Московского областного суда от 21 сентября 2020 года и кассационным определением Первого кассационного военного суда от 25 марта 2021 года, Нехаев, как подаривший отцу в 2014 году принадлежащую ему на праве собственности ? доли занимаемого жилого помещения, и заключивший договор возмездного пользования им на определенный срок, в связи с волеизъявлением собственника жилья утратил право пользования таковым и подлежит снятию с регистрационного учета.
При таких обстоятельствах, правильно установив, что административный истец ухудшил свои жилищные условия ещё в 2014 году, пятилетний срок со дня совершения которых в 2019 году истёк, то вопреки доводам жалобы, суд первой, пришел к верному выводу о незаконности оспариваемого решения, обоснованно возложив обязанность на жилищный орган его отменить и повторно рассмотреть заявление военнослужащего.
Доводы жалобы об обратном основаны на неправильном понимании норм действующего законодательства и по существу направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь отмену обжалуемого судебного решения.
Ссылка же автора жалобы на решение Московского гарнизонного военного суда от 17 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегией по административным делам 2-го Западного окружного военного суда от 18 июня 2020 года N 33а-624 является несостоятельной. Административный истец хоть и проживал в жилом помещении в качестве члена семьи его собственника и не утратил с отцом семейных отношений, однако заключив с ним соглашение, законность которого установлена вступившим в законную силу решением городского суда, изменил в 2014 году в соответствии частью 2 статьи 31 ЖК РФ порядок пользования таковым. В 2020 году Нехаев каких-либо действий, повлекших ухудшение жилищных условий, не совершал.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, ч. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение 235 гарнизонного военного суда от 14 июля 2021 года по административному исковому заявлению Нехаева Александра Николаевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Федеральной службы охраны Российской Федерации и Центральной жилищной комиссии Федеральной службы охраны Российской Федерации Михайлова И.В. - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15 ноября 2021 года.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.