Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Балабанова Н.Н, судей: Дзадзиева Д.А, Ярмонова Р.В, при помощнике судьи Акулиничеве Г.В, с участием представителя административного истца Шевякова М.И. и представителя административного ответчика Пчелинцева С.В. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-18/2021 по апелляционной жалобе административного истца и его представителя на решение Московского гарнизонного военного суда от 12 января 2021 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования Военный учебно-научный центр "Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации" (далее - Академия) капитана Кожевниковой Людмилы Геннадьевны об оспаривании действий Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации (далее - Департамент), связанных с изменением формы обеспечения жилым помещением на предоставление жилищной субсидии.
Заслушав доклад судьи Ярмонова Р.В, объяснения представителя административного истца в обоснование апелляционной жалобы, а также представителя административного ответчика, возражавшего против ее удовлетворения, судебная коллегия
установила:
как усматривается из решения суда и материалов дела, Кожевниковой, состоящей с 1 февраля 2017 года с составом семьи из "данные изъяты" человек на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, извещением Департамента от 11 августа 2020 года на указанный состав семьи распределено жилое помещение в виде отдельной двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: "адрес"
Однако, произведя осмотр указанного жилья, административный истец 9 сентября 2020 года заполнила два корешка названного извещения, указав в них на аварийное состояние жилого помещения и невозможности его ремонта за свой счет, а также просила представить ей и членам её семьи другой вариант жилого помещения в виде отдельной квартиры в постоянное пользование по одному из адресов: "адрес" В корешке N 2 Кожевниковой в качестве причин отказа от предложенного жилого помещения также было указано на невозможность проживания в распределенном жилье в зимний период. При этом просьб об устранении обнаруженных в жилом помещении недостатков административный истец в извещении и его корешках N 1 и N 2 не указала.
В связи с этим 9 октября 2020 года Департамент, расценив указанные действия Кожевниковой, как необоснованный отказ от распределенного извещением от 11 августа 2020 года жилого помещения, соответствующего требованиям, установленным действующим законодательствам, принял решение, которым внес изменения в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, установив в качестве формы обеспечения Кожевниковой жильем - предоставление жилищной субсидии.
Полагая свои права нарушенными, Кожевникова обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила:
- признать незаконным и обязать Департамент отменить решение от 9 октября 2020 года об изменении формы обеспечения ее жильем, выдав ей дубликат извещения от 11 августа 2020 года о распределении жилого помещения по адресу: "адрес";
- признать незаконным бездействие Министерства обороны РФ, Департамента военного имущества Министерства обороны РФ, а также Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ, связанное с неустранением недостатков в состоянии распределенного ей жилого помещения и обязать их устранить недостатки в состоянии распределенного ей жилого помещения, после чего рассмотреть вопрос о предоставлении ей и членам ее семьи указанного жилого помещения для постоянного проживания.
Суд первой инстанции в удовлетворении административного искового заявления отказал.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней административный истец и ее представитель, выражая несогласие с решением суда первой инстанции, просят его отменить в связи с нарушением норм материального права, и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование жалобы они указывают, что Кожевникова от распределенного извещением Департамента от 11 августа 2020 года жилого помещения не отказывалась, о чем свидетельствует заполненный ею корешок N 1 данного извещения о согласии с предоставлением жилья и зачеркнутое в нем "не согласен".
Обращают внимание на то, что административный истец, будучи под воздействием лекарственных препаратов, прописанных врачом, неверно заполнила названное извещение, предложив способ решения возникшего жилищного вопроса путем распределения другого жилья по предложенным ею адресам.
Ссылаются на то, что Кожевникова после заполнения упомянутого извещения полагала, что указанные ею недостатки жилого помещения будут устранены, в связи с чем в установленный тридцатидневный срок документы, необходимые для предоставления этого жилья она в Департамент не подавала, а неоднократно обращалась по данному вопросу к Министру обороны РФ.
Указывают на то, что при вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции не учел внесенные ими уточнения первоначально заявленных требований.
Отмечают, что в соответствии с требованиями действующего законодательства распределяемое военнослужащему жилое помещение должно соответствовать строительным и санитарно-эпидемиологическим нормам, определяющим его пригодность для проживания, что в данном деле гарнизонным военным судом было проигнорировано.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Из анализа ст. 15 и 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) следует, что реализация права на жилье военнослужащих, признанных нуждающимися в жилых помещениях, осуществляется путем предоставления за счет Министерства обороны РФ жилищной субсидии либо жилья для постоянного проживания с его передачей в собственность или на условиях социального найма, как по месту службы, так и по избранному после увольнения с военной службы постоянному месту жительства.
Согласно п. 12 и 13 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280 (далее - Инструкция), уполномоченный орган вручает под расписку или иным способом, свидетельствующим о факте и дате его получения, военнослужащим, принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях, извещения о распределении жилых помещений по рекомендуемому образцу (приложение N 6 к настоящей Инструкции).
Военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, после получения извещений, указанных в пункте 12 настоящей Инструкции, при их согласии с предоставлением распределенных жилых помещений в пятидневный срок с даты получения извещения направляют в уполномоченный орган согласие с предоставлением распределенного жилого помещения, оформленное в корешке N 1 к извещению о распределении жилого помещения по рекомендуемому образцу согласно приложению N 6 к настоящей Инструкции и в тридцатидневный срок с даты получения извещения направляют сведения, указанные в подпункте "и" пункта 1 настоящей Инструкции по состоянию на дату выписки извещения, а также копии документов, удостоверяющих личность военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей (паспортов с данными о регистрации по месту жительства, свидетельств о рождении лиц, не имеющих паспортов). В случае если военнослужащие и члены их семей в течение пяти лет до даты выписки извещения изменяли место жительства, в уполномоченный орган предоставляются выписки из домовых книг и копии финансовых лицевых счетов с этих мест жительства.
При несогласии военнослужащих с предоставлением распределенных жилых помещений они в пятидневный срок с даты получения извещения направляют в уполномоченный орган отказ от предоставления распределенных жилых помещений, оформленный в корешке N 2 к извещению о распределении жилого помещения по рекомендуемому образцу согласно приложению N 6 к настоящей Инструкции.
В случае непоступления от военнослужащих, которым направлены извещения о распределении жилых помещений, согласия с предоставлением распределенных жилых помещений, в течение пяти дней с даты поступления в уполномоченный орган уведомления о вручении извещений военнослужащим указанные жилые помещения распределяются между другими военнослужащими, принятыми на учет нуждающихся в жилых помещениях.
В случае непоступления от военнослужащих сведений и копий документов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, в течение тридцати дней с даты поступления в уполномоченный орган уведомлений о вручении извещений военнослужащим, от которых поступило согласие на предоставление распределенных жилых помещений, указанные жилые помещения распределяются между другими военнослужащими, принятыми на учет нуждающихся в жилых помещениях, не позднее чем через десять рабочих дней по истечении срока предоставления указанных сведений и документов.
При этом п. 19 ст. 15 Закона прямо предусматривает, что военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, признанным нуждающимися в жилых помещениях, гражданам, уволенным с военной службы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, отказавшимся от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также изъявившим желание изменить ранее избранное место жительства, предоставляется жилищная субсидия.
Таким образом, Кожевникова, получив 3 сентября 2020 года извещение Департамента о распределении ей на состав семьи из 3 человек жилого помещения в виде отдельной "адрес" "адрес", расположенной по адресу: "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м, соответствующей не только установленным нормам предоставления жилья, но и непризнанного в установленном порядке не пригодным для постоянного проживания, а лишь имеющего недостатки в отделки, заполнила оба корешка названного извещения и не представила в уполномоченный орган в предусмотренный п. 13 Инструкции тридцатидневный срок сведения и копии документов, необходимые для представления этого жилья
При таких обстоятельствах гарнизонный военный суд пришел к верному выводу о том, что указанные действия Кожевниковой были правильно расценены Департаментом как отказ от предложенного жилого помещения, расположенного по избранному месту жительства, совпадающему с последним местом ее военной службы, которое соответствует требованиям, установленным законодательством РФ, что в свою очередь в соответствии с п. 19 ст. 15 Закона обоснованно повлекло принятие оспариваемого решения об изменением формы обеспечения административного истца жилым помещением на предоставление жилищной субсидии.
Таким образом, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалованного судебного постановления и удовлетворения апелляционной жалобы.
При этом иная оценка обстоятельств дела и иное толкование норм действующего законодательства, которых придерживаются в апелляционной жалобе Кожевникова и ее представитель, по вышеизложенным причинам не могут быть признаны обоснованными и повлечь отмену обжалуемого судебного постановления, поскольку основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства.
Что же касается ссылок административного истца и ее представителя на то, что, заполняя указанные выше корешки извещения, Кожевникова находилась под воздействием лекарственных препаратов, а также на то, что суд первой инстанции не учел внесенные уточнения первоначально заявленных требований, то они являются несостоятельными и на законность обжалуемого решения не влияют, поскольку первая из них не подтверждаются материалами дела, а вторая в данном случае носит технический характер.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 12 января 2021 года по административному исковому заявлению Кожевниковой Людмилы Геннадьевны оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца и ее представителя Шевякова М.И. - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22 апреля 2021 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.