Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Балабанова Н.Н, судей:
Павленка С.В, Ярмонова Р.В, при помощнике судьи Файзуллине Р.Х, с участием административного истца и представителя административных ответчиков Рамазанова Р.Т, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-7/2021 по апелляционной жалобе представителя Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Тульской области (далее - Управление) Волковой Ж.А. на решение Тульского гарнизонного военного суда от 18 февраля 2021 года, которым удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего Управления прапорщика Чичикина Сергея Вениаминовича об оспаривании действий начальника и жилищной комиссии Управления, связанных с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещения, предоставляемых для постоянного проживания.
Заслушав доклад судьи Ярмонова Р.В, объяснения представителя административных ответчиков в обоснование апелляционной жалобы, административного истца, возражавшего против ее удовлетворения, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Чичикин, заключивший первый контракт о прохождении военной службы в 2000 году и имеющий выслугу более 20 лет, с 17 августа 2017 года проходит военную службу в Управлении.
При этом 14 апреля 1994 года отцу административного истца - ФИО12. на состав семьи из "данные изъяты" человек, включая административного истца и его мать, от ЖКК АО "Тулпромстрой" было передано в собственность жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес"
В 1998 году ФИО11 снялся с регистрационного учета по адресу данной квартиры, а 2 сентября 2011 года подарил принадлежащему ему на праве собственности "данные изъяты" долю этого жилья своей матери ФИО8.
4 сентября 2020 года административный истец обратился в жилищную комиссию Управления с просьбой о признании его нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом для постоянного проживания, по месту прохождения военной службы в "адрес".
Однако решением жилищной комиссии Управления, оформленным протоколом от 30 ноября 2020 года N 13, в удовлетворении указанного заявления административного истца было отказано. В обоснование такого решения жилищная комиссия указала, что Чичикин, в составе семьи отца был обеспечен жилым помещением за счет государства, которым распорядился по своему усмотрению, в связи с чем права на повторное обеспечение жильем не имеет.
Полагая свои права нарушенными, Чичикин обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение жилищной комиссии Управления, оформленное протоколом от 30 ноября 2020 года N 13, в части отказа в принятии его учет нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания и обязать отменить его.
Гарнизонный военный суд административное исковое заявление удовлетворил.
В апелляционной жалобе представитель Управления, выражая несогласие с решением суда первой инстанции, просит его отменить в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела, а также нарушением норм материального права, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В обоснование жалобы ее автор указывает, что суд первой инстанции оставил без внимания довод административного ответчика о необходимости сдачи ранее полученного от государства жилого помещения, относящегося к публичной собственности, как на условие последующего жилищного обеспечения жильем по договору социального найма.
Обращает внимание, что право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета Чичикиным реализовано при оформлении прав собственности на ранее полученное от государства жилье. В связи с этим оснований для повторного обеспечения жильем на безвозмездной основе от федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, административный истец не имеет, поскольку не может сдать ранее полученное жилое помещение в связи с распоряжением им по своему усмотрению.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
При этом военнослужащие-граждане, в том числе обеспеченные в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений до поступления указанных военнослужащих-граждан на военную службу по контракту либо после заключения контракта о прохождении военной службы, признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с настоящим Федеральным законом.
При признании военнослужащих-граждан нуждающимися в жилых помещениях и предоставлении им и совместно проживающим с ними членам их семей жилых помещений либо денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений учитываются положения статьи 53 и части 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях признаются, в том числе граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
По смыслу вышеуказанных норм реализация права на обеспечение жилым помещением находится в зависимости от признания военнослужащего нуждающимся в получении жилья в соответствии со ст. 51 ЖК РФ. При этом предоставление военнослужащему жилого помещения, равно как и жилищной субсидии, зависит не только от нуждаемости в жилье, но и должно быть произведено с учетом его прав на жилые помещения, полученные им ранее, в соответствии с положениями статьи 53 и части 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Чичикин до поступления на военную службу в составе семьи отца в 1994 году был обеспечен жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес", а ДД.ММ.ГГГГ подарил принадлежащему ему на праве собственности "данные изъяты" долю этого жилья своей матери.
С учетом приведенных выше положений п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", прямо предусматривающих возможность принятия на жилищный учет военнослужащих обеспеченных в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений, а также ст. 53 Жилищного кодекса РФ, гарнизонный военный суд пришел к обоснованному выводу о том, что наличие у административного истца до 2 сентября 2011 года прав собственности на указанное жилое помещение, не могло является основанием для отказа в принятии его 30 ноября 2020 года на учет нуждающихся в жилых помещения, предоставляемых для постоянного проживания, поскольку на момент вынесения жилищной комиссией Управления оспариваемого решения данное жилье, как полученное в составе семьи отца и в связи с истечением пятилетнего срока с момента утраты упомянутых выше прав собственности, учету не подлежало.
При таких данных суд первой инстанции правильно признал решение жилищной комиссии Управления, оформленное протоколом от 30 ноября 2020 года N 13, об отказе Чичикину в принятии на учет нуждающихся в жилых помещения, предоставляемых для постоянного проживания, незаконным, а также обязал административных ответчиков его отменить и повторно рассмотреть вопрос о принятии административного истца на указанный жилищный учет.
Таким образом, изложенные в апелляционной жалобе доводы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, в связи с чем судебное решение по настоящему делу является законным и обоснованным, а оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Тульского гарнизонного военного суда от 18 февраля 2021 года по административному исковому заявлению Чичикина Сергея Вениаминовича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Тульской области Волковой Ж.А. - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20 мая 2021 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.