Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Балабанова Н.Н, судей: Зинюшина Н.Н. и Павленка С.В, при помощнике судьи Мегрибаняне М.И, с участием представителя жилищной комиссии войсковой части 3641 капитана юстиции ФИО6 рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-10/2021 по апелляционной жалобе административного истца на решение Солнечногорского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым бывшему военнослужащему войсковой части 3641 старшему прапорщику в отставке ФИО1 отказано в удовлетворении административного искового заявления об оспаривании решения жилищной комиссии войсковой части 3641, связанного с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
Заслушав доклад судьи ФИО2, объяснения представителя административного ответчика, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, ФИО1 проходила военную службу по контракту в войсковой части 3641. Перед увольнением с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на ней, ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 обратилась в жилищную комиссию воинской части с просьбой о принятии ее на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, в избранном месте жительства в городе Москве.
Решением жилищной комиссии войсковой части 3641 от ДД.ММ.ГГГГ, оформленным протоколом N, ФИО1 в удовлетворении просьбы отказано, в связи с тем, что представленные документы не подтверждают её право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то есть по п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ.
Полагая свои права нарушенными, ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила решение жилищной комиссии воинской части от ДД.ММ.ГГГГ, оформленное протоколом N, признать незаконным и обязать жилищный орган повторно рассмотреть вопрос о принятии её на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, в избранном месте жительства в городе Москве.
Суд первой инстанции в удовлетворении административного иска отказал.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней административный истец, не соглашаясь с судебным постановлением, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска.
В обоснование жалобы, приводя содержание ст. 310 КАС РФ, указывает, что решение суда принято с нарушением норм материального права.
Отмечает, что суд пришел к неверному выводу об отсутствии у неё оснований для признания нуждающейся в жилье в "адрес", поскольку с момента добровольного снятия с регистрационного учета по адресу: "адрес", общей площадью 56, 3 кв. м, не истек срок, предусмотренный ст. 53 ЖК РФ.
Ссылаясь на ст. 3 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", считает, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Приводя содержание постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N и ст. 31 ЖК РФ, настаивает, что регистрация в вышеуказанном жилом помещении не означает, что она там проживала и являлась членом семьи собственника жилого помещения.
По мнению автора жалобы, вывод суда о намеренном ухудшении жилищных условий является неверным.
Ссылаясь на ст. 53 ЖК РФ, п. 6 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N) и определения Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N-О, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N-О, указывает, что снялась с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ году по адресу: "адрес", и зарегистрировалась по адресу воинской части не с целью ухудшения жилищных условий, а потому, что ей было предоставлено служебное жилое помещение на период прохождения ею военной службы по контракту.
Настаивает, что вывод суда о вселении её в жилое помещение своей родной сестрой и племянником как члена семьи собственника жилого помещения не основан на материалах дела, так как согласие на вселение в жилое помещение дала её сестра ФИО7 Каких-либо сведений о том, что такое же согласие дал племянник ФИО8 в материалах дела не содержится. Из показаний свидетеля не усматривается, что она вселяла свою сестру в качестве члена своей семьи.
Обращает внимание, что применение положения ст. 53 ЖК РФ о последствиях намеренного ухудшения ею в 2017 году своих жилищных условий путем снятия с регистрационного учета в указанном жилом помещении, к ней применены быть не могут.
Суд необоснованно учел факт её проживания у своей дочери ФИО9 в период с 2013 по 2015 год в жилом помещении, которое было ею подарено своей дочери в 2013 году.
В заключение указывает, что ни факт дарения жилого помещения, ни истекший срок, установленный ст. 53 ЖК РФ, в данном обстоятельстве никакого значения не имеют, в связи с чем её требования подлежат удовлетворению.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Этим же пунктом установлено, что на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после ДД.ММ.ГГГГ, и совместно проживающие с ними члены их семей.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 Федерального закона.
Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ, в порядке, утверждаемом Правительством РФ.
Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи, а ч. 2 этой же статьи определено, что члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Согласно п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма).
В соответствии с ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований.
Из ст. 53 ЖК РФ усматривается, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно ч. 3 ст. 9 Закона "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "Об обеспечении права жителей "адрес" на жилые помещения" установлена учетная норма для "адрес" в размере 10 кв. м на человека.
В соответствии с правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в определении от ДД.ММ.ГГГГ N, намеренным ухудшением жилищных условий являются умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Согласно материалам дела ФИО1 поступила на военную службу по контракту ДД.ММ.ГГГГ и непрерывно проходила её до ДД.ММ.ГГГГ. Имеет воинское звание "старший прапорщик", уволена с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе и ее выслуга лет в календарном исчислении составляет более 20 лет.
Из тех же материалов дела видно, что приказом командира войсковой части 3641 от ДД.ММ.ГГГГ Nс/ч ФИО1 исключена из списков личного состава воинской части с ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, из материалов дела видно, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была зарегистрирована по месту жительства в "адрес" "адрес", общей площадью 56, 3 кв. м, которое с мая 2009 года находится в обшей долевой собственности у её родной сестры Некрасовой и её сына Булкина по 1/2 доли в праве. Согласие на регистрацию дано последней на безвозмездной основе. Каких-либо договоров, которые бы ограничивали право пользования ФИО1 указанной квартирой не заключалось, заявление о регистрации ее по месту жительства подавалось в органы ФМС по установленной стандартной форме.
Поскольку в соответствии с приложением N к Административному регламенту предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденному приказом ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ N, действовавшему на момент регистрации ФИО1 в упомянутой квартире, заявление о регистрации по месту жительства включает в себя волеизъявление лица - собственника жилого помещения - на предоставление этого жилья для вселения, соответствие которого действующему законодательству проверяется и констатируется в названном заявлении уполномоченным органом и в нем подлежит отражению степень родства вселяемого лица с собственником жилья, то гарнизонный военный суд правильно установил, что ФИО1 была вселена сестрой и племянником в принадлежащее им жилое помещение в качестве члена их семьи, и приобретенные ею права в отношении данной квартиры ограничены не были.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что регистрация ФИО1 в указанном жилом помещении вынужденной не является, так как она проходила военную службу по контракту и вправе была поставить вопрос о регистрации по адресу воинской части.
Доказательств, свидетельствующих как об обращении с соответствующим рапортом к командованию, так и об отказе в его реализации, суду представлено не было.
Поскольку в вышеназванном жилом помещении зарегистрированы по месту жительства три человека: собственники Некрасова и Булкин, а также ФИО1, а общая площадь жилого помещения, в котором до мая 2017 года проживала ФИО1, составляет 56, 3 кв. м, то исходя из избранного ею места жительства и количества зарегистрированных в упомянутой квартире лиц на момент снятия с регистрационного учета она была обеспечена житьем по установленной норме (56, 3 : 3=18, 77 кв. м).
Проживание вместе с ней в вышеназванных квартирах иных лиц, выписками из домовых книг не подтверждается.
Суд первой инстанции также правильно учитывал, что в квартире, подаренной ей в 2013 году дочери, ФИО1, по её словам, проживала в 2013 - 2015 годах. Ссылка административного истца на проживание в иных жилых помещениях материалами дела не подтверждается.
Поскольку ФИО1, являясь членом семьи собственника жилого помещения и будучи обеспеченной таковым более учетной нормы, ДД.ММ.ГГГГ добровольно снялась с регистрационного учета из указанной квартиры, то есть сознательно ухудшила свои жилищные условия, и ко дню отказа в принятии ее на жилищный учет срок, предусмотренный ст. 53 ЖК РФ, не истек, то оснований для признания ее нуждающейся в жилье в городе Москве не имелось, в связи с чем суд первой инстанции правильно признал решение жилищного органа от ДД.ММ.ГГГГ законным и обоснованным.
Каких-либо доказательств проживания ФИО1 в иных местах суду представлено не было. Вопреки доводам жалобы, никаких доказательств наличия препятствий в пользовании квартирой ни административным истцом, ни его представителями не представлено.
Вопреки утверждению в жалобе, решение суда основано на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, которым дана правовая оценка.
Иная оценка в апелляционной жалобе обстоятельств дела по вышеизложенным основаниям является несостоятельной.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения, поскольку повторяют правовую позицию административного истца, выраженную им в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, которым дана надлежащая правовая оценка в обжалуемом решении.
Юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права применены верно, процессуальных нарушений не допущено.
Руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Солнечногорского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному исковому заявлению ФИО1 оставить без изменения, а её апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.