Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Балабанова Н.Н, судей:
Дзадзиева Д.А. и Павленка С.В, при помощнике судьи Файзуллине Р.Х, с участием представителя административного истца ФИО6 рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-108/2021 по апелляционной жалобе административного истца на решение Московского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым военнослужащему войсковой части 23897 подполковнику ФИО1 отказано в удовлетворении административного искового заявления об оспаривании действий Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ (далее - ДЖО и УЖФ), начальника ФИО2 "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны РФ (далее - ФИО2 "Росжилкомпекс") и его филиала - " ФИО2" ФИО2 "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) (далее - филиал " ФИО2"), связанных с отказом в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи ФИО8, объяснения представителя административного истца в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, решением ДЖО и УЖФ от ДД.ММ.ГГГГ N Р-163 82/2020 ФИО10 и его дочери ФИО7 отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания. В обоснование принятого решения указано, что ФИО10 и его женой (на тот момент) ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ по договору купли продажи приобретено жилое помещение (в равнодолевую собственность) по адресу: "адрес", общей площадью 57, 8 кв. м.
ДД.ММ.ГГГГ брак между ФИО10 и ФИО6 расторгнут, а ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 продал свою долю в жилом помещении бывшей супруге, но с регистрационного учета по вышеуказанному адресу снялся ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку срок, установленный ст. 53 Жилищного кодекса РФ, с момента снятия с регистрационного учета не истек, то жилищный орган оснований для принятия ФИО10 и его дочери - ФИО7, снявшейся с регистрационного учета в названной квартире в апреле 2019 года, на учет нуждающихся в жилых помещениях не нашел.
Полагая свои права нарушенными, ФИО10 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение ДЖО и УЖФ от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и обязать жилищный орган в течение 10 дней с даты вступления решения суда в законную силу принять решение о принятии его и его дочери - ФИО7 на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с даты подачи документов в жилищный орган.
Суд первой инстанции в удовлетворении административного иска отказал.
В апелляционной жалобе административный истец, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении административного иска.
В обоснование жалобы указывает, что после расторжения брака бывшие супруги перестают быть членами одной семьи. Если после расторжения брака бывший супруг отчуждает бывшей супруге свою долю в квартире, он перестает быть как собственником жилого помещения, так и членом семьи собственника жилого помещения, имеющим право пользования жилым помещением.
Обращает внимание, что после расторжения брака бывшая супруга никогда не вселяла его в квартиру в качестве члена своей семьи. Общее хозяйство они не вели с ДД.ММ.ГГГГ, а он с ДД.ММ.ГГГГ в квартире не проживал, в связи с чем членом семьи собственника не являлся.
Приводя содержание ст. 2 СК РФ, ч. 1 ст. 31 ЖК РФ и п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", отмечает, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения.
Ссылаясь на ч. 4 ст. 31 и ч. 1 ст. 35 ЖК РФ, п. 1 ст. 209 ГК РФ и п. 1 ст. 235 ГК РФ, настаивает, что регистрация по месту жительства в квартире лица, не являющего членом семьи военнослужащего, не может служить основанием для ограничения права военнослужащего на обеспечение его жилым помещением, предусмотренного п. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
В заключение автор жалобы, приводя содержание судебных постановлений по другим делам, а также ссылаясь на отсутствие в деле доказательств, что он проживал в вышеуказанной квартире, отмечает, что у него возникло право на обеспечение жилым помещением, как нуждающегося в жилом помещении, с ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении 5 лет с даты прекращения права собственности на ? доли в праве собственности на квартиру вследствие ее отчуждения бывшей супруге ФИО6
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 Федерального закона.
Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N утверждена "Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма", в соответствии с которой для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих в соответствии со ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление по рекомендуемому образцу согласно приложению N к настоящей Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации), к которому прикладываются документы по перечню.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В соответствии с абз. 2 п. 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Согласно Закону "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "Об обеспечении права жителей "адрес" на жилые помещения" учетная норма, установленная в "адрес", составляет 10 кв. м.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в определении от ДД.ММ.ГГГГ N, намеренным ухудшением жилищных условий являются умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ граждане не подлежат принятию на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае, если не истек предусмотренный ст. 53 настоящего Кодекса срок.
Согласно материалам дела ФИО10 проходит военную службу в Вооруженных Силах РФ с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Состав его семьи: дочь - Дарья, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Из материалов дела также усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 обратился в адрес ДЖО с заявлением, в котором просил принять его и его дочь на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в избранном месте жительства в "адрес", в чем ему решением жилищного органа от ДД.ММ.ГГГГ на основании п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказано.
При этом из материалов дела видно, что на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 и ФИО6 купили в общую долевую собственность (по ? доли в праве каждому) квартиру по адресу: "адрес", общей площадью 57, 8 кв. м. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 являлся собственником 1/2 доли в праве на жилое помещение, находящееся по вышеуказанному адресу. ДД.ММ.ГГГГ брак между административным истцом и ФИО6, заключенный ДД.ММ.ГГГГ, расторгнут, а ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи административный истец передает в собственность бывшей супруге ? долю в праве общей долевой собственности квартиры по адресу: "адрес", общей площадью 57, 8 кв. м. Согласно п. 7 договора, на момент его подписания, в жилом помещении зарегистрированы: административный истец, его бывшая супруга ФИО6 и дочь ФИО7
Стороны пришли к соглашению, что у продавца (административного истца) нет обязанности сниматься с регистрационного учета после государственной регистрации перехода права собственности на долю покупателю (бывшей супруги), в связи с чем административный истец, зарегистрированный в квартире по адресу: "адрес", с ДД.ММ.ГГГГ, снялся с регистрационного учета по личному заявлению лишь ДД.ММ.ГГГГ. Дочь административного истца была зарегистрирована в квартире с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 292 ГК РФ члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользования этим помещением на условиях, предусмотренных жилищным законодательством. Переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не установлено законом. Члены семьи собственника жилого помещения могут требовать устранения нарушений их прав на жилое помещение от любых лиц, включая собственника помещения.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ФИО10, будучи зарегистрированным по месту жительства как собственник, а в дальнейшем, как член семьи собственника в вышеуказанной квартире, принадлежащей с ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности его бывшей супруге, в силу закона (ст. 292 ГК РФ) обладал правом пользования этим жилым помещением и был обеспечен в ней обшей площадью жилого помещения более учетной нормы, установленной в "адрес". Каких-либо препятствий к пользованию жилым помещением у ФИО10 не имелось, что не отрицал сам административный истец в судебном заседании суда первой инстанции. При этом необходимо учитывать, что ФИО10 был зарегистрирован в указанном жилье изначально, а не с согласия ФИО6, которая никаких действий по снятию его с регистрации или утратившим право пользования указанной квартирой не предпринимала.
При таких обстоятельствах, так как с момента снятия ФИО10 с регистрационного учета по адресу: "адрес", не истек срок, установленный ст. 53 ЖК РФ, то гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о том, что у жилищного органа отсутствовали правовые основания для принятия его и дочери на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с чем решение ДЖО и УЖФ от ДД.ММ.ГГГГ является законным.
Суд первой инстанции правильно указал, что довод административного истца о необходимости исчисления ухудшения жилищных условий с момента, когда он отказался от своих прав на долю в жилом помещении, является несостоятельным, поскольку до снятия с регистрационного учета он не был лишен возможности пользоваться спорным жилым помещением и проживать в нем. ФИО10 не представлено никаких доказательств наличия препятствий в пользовании квартирой.
Нарушение сроков рассмотрения жилищным органом заявления ФИО10 является формальным нарушением и на существо обжалуемого решения не влияет.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, судебное разбирательство по данному делу проведено всесторонне, полно и объективно с выяснением всех обстоятельств, имеющих значение для дела, которым в решении дана надлежащая правовая оценка.
Иная оценка обстоятельств дела и толкование приведенного законодательства, которых придерживается автор апелляционной жалобы, по вышеприведенным основаниям являются несостоятельными и указывает на субъективное понимание автором жалобы норм действующего законодательства.
Руководствуясь ст. 308, 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение ФИО2 гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному исковому заявлению ФИО1 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий
Судьи:
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.