Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Балабанова Н.Н, судей: Дзадзиева Д.А. и Павленка С.В, при помощнике судьи Попове В.А, с участием административного истца ФИО1, его представителя ФИО6, представителей административных ответчиков - ФИО2 Управления федеральной службы безопасности ФИО2 по "адрес" (далее - Управление) - подполковника юстиции ФИО7, жилищной комиссии Управления и заинтересованного лица - руководителя 7 Службы ФСБ ФИО2 - капитана юстиции ФИО8, а также заинтересованного лица - подполковника ФИО9 рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-19/2021 по апелляционным жалобам представителя Управления ФИО7 и представителя жилищной комиссии Управления ФИО8 на решение Владимирского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым частично удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего Управления подполковника ФИО1 об оспаривании решения жилищной комиссии Управления об отмене решения о предложении жилого помещения в собственность.
Заслушав доклад судьи ФИО10, объяснения представителей административных ответчиков и заинтересованного лица в обоснование апелляционных жалоб, доводы административного истца и его представителя, возражавших против их удовлетворения, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, ФИО1 проходит военную службу с августа 1996 года, с 2004 года в Управлении. Общая продолжительность военной службы ФИО1 в календарном исчислении составляет более 24 лет.
Решением жилищной комиссии Управления от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 составом семьи три человека (он, супруга и дочь) приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем решением указанной жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ему предложено жилое помещение в собственность по адресу: "адрес" А, "адрес", общей площадью 78, 9 кв. м, с условием оплаты за счет собственных средств общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления жилой площади (15, 9 кв. м), на сумму 2731461 руб.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 с получением названного жилья согласился, ДД.ММ.ГГГГ ода с ним было заключено соглашение об оплате площади жилого помещения, превышающей норму предоставления, а ДД.ММ.ГГГГ он оплатил вышеуказанную сумму.
Вместе с тем, решением жилищной комиссии Управления от ДД.ММ.ГГГГ ранее принятое решение от ДД.ММ.ГГГГ отменено и указанная квартира выделена ФИО9 и членам его семьи (жена, сын, дочь), состоящему третьим в списке очередников, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в "адрес".
Полагая свои права нарушенными, ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение жилищной комиссии Управления от ДД.ММ.ГГГГ, обязать отменить названное решение и предоставить ему ранее распределенное его семье жилое помещение.
Гарнизонный военный суд административное исковое заявление ФИО1 удовлетворил частично.
Суд признал незаконным решение жилищной комиссии Управления от ДД.ММ.ГГГГ в части отмены решения жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о предложении ФИО1 и членам его семьи получить квартиру по адресу: "адрес" А, "адрес", общей площадью 78, 9 кв. м, в собственность и обязал указанную жилищную комиссию отменить это решение от ДД.ММ.ГГГГ.
Также суд обязал ФИО2 Управления устранить нарушения прав ФИО1 в части предоставления указанной квартиры в собственность и взыскал с Управления в пользу административного истца судебные расходы по делу в сумму 8000 руб. в счет оплаты услуг представителя и 300 руб. за уплаченную государственную пошлину.
В удовлетворении административного иска в остальной части и возмещении расходов в большем размере суд административному истцу отказал.
В апелляционной жалобе представитель Управления, не соглашаясь с судебным постановлением, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска отказать.
В обоснование жалобы, приводя содержание ст. 176, 178 и 310 КАС РФ и п. 39 Правил организации в органах Федеральной службы безопасности ФИО2 работы по обеспечению жилыми помещениями, утвержденных приказом ФСБ ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N, указывает, что суд первой инстанции не принял во внимание п. 38 Правил, согласно которому при предоставлении жилых помещений применяется норма предоставления площади жилого помещения, установленная ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", с учетом положений ч. 1 ст. 58 ЖК РФ.
Настаивает, что согласно п. 2.1 разъяснений 7 Службы ФСБ ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N/жо-357 жилищные комиссии органов безопасности вправе предлагать военнослужащим получить в собственность жилые помещения общей площадью, превышающей норму предоставления площади жилого помещения и производить расчет размера оплаты военнослужащими, которым предлагаются указанные жилые помещения, общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления, только в случае невозможности предоставления военнослужащим в собственность жилых помещений по норме предоставления площади жилого помещения, установленной ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", и с учетом недопущения нарушений прав других очередников.
Отмечает, что третьим в очереди в списке очередников, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях для обеспечения жилым помещением в "адрес", находится ФИО9 и члены его семьи (всего 4 человека), которому квартира могла быть предоставлена по установленным нормам. Руководствуясь письмом УКС 7 Службы ФСБ ФИО2 N/ЖО/766дсп от ДД.ММ.ГГГГ, жилищная комиссия Управления в ходе заседания ДД.ММ.ГГГГ обоснованно отменила свое предыдущее решение от ДД.ММ.ГГГГ о предложении ФИО1 получить названную квартиру общей площадью 78, 9 кв. м в собственность при условии оплаты за счет собственных средств общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения.
В заключение автор жалобы указывает, что суд первой инстанции неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для административного дела, неправильно применил нормы материального права, не применив закон, подлежащий применению, и неправильно истолковал закон, что привело к принятию неправильного решения.
Представитель жилищной комиссии Управления, также не согласившись с судебным постановлением, в своей апелляционной жалобе указывает, что ФИО1 право на внеочередное обеспечение и дополнительную общую площадь жилого помещения не имеет.
Обращает внимание, что порядок оплаты превышения нормы предоставления в органах безопасности положений п. 16 ст. 15 Федерального закона и Правил оплаты военнослужащими.., утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N (далее - Правила оплаты), жилищным комиссиям органов безопасности предписано предлагать военнослужащим получить в собственность жилые помещения общей площадью, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, только в случае невозможности предоставления военнослужащим в собственность жилых помещений по норме предоставления площади жилого помещения, установленной ст. 15.1 Федерального закона, и с учетом недопущения нарушения прав других очередников.
Отмечает, что в п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N разъяснено что, в случаях, когда военнослужащему невозможно предоставить по установленным нормам жилое помещение, в том числе с учетом его права на дополнительную общую площадь жилого помещения, допускается превышение нормы предоставления жилого помещения с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома, но не более установленных норм.
Суд не учел, что п. 4 письма 7 Службы ФСБ ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N/ЖО/1177 предусмотрено предложение очередникам получить в собственность жилые помещения с превышением, которое составляет более нормы предоставления (18 кв. м), только с согласия УКС 7 Службы ФСБ ФИО2 и при отсутствии в органе безопасности очередников, претендующих на получение таких жилых помещений по установленным нормам.
Утверждает, что жилое помещение общей площадью 78, 9 кв. м подлежит предоставлению по норме предоставления площади жилого помещения, в связи с чем жилищная комиссия Управления приняла соответствующее жилищному законодательству решение от ДД.ММ.ГГГГ.
Настаивает, что судебное решение противоречит требованиям действующего законодательства и является нарушением прав других очередников, имеющих право на обеспечение жильем по норме предоставления площади жилого помещения.
Ссылаясь на судебные постановления 2-го Западного окружного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ Nа-784 и 33а-786, указывает, что обеспечение жилыми помещениями по нормам предоставления является обязанностью жилищных органов (комиссий) по реализации права на жилище военнослужащих, граждан, состоящих на учете, а предоставление жилья более установленной нормы - правом таких органов.
В заключение обращает внимание, что письмом от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 предложено предоставить номер (реквизиты) счета для возврата денежных средств, внесенных им в счет оплаты общей площади жилого помещения, превышающую площадь жилого помещения, но до настоящего времени ФИО1 сведения не представены, в связи с чем Управление не имеет возможности перечислить (возвратить) ему денежные средства.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 и 5 ст. 5 ЖК РФ жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствий с настоящим Кодексом, других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 Федерального закона.
Порядок организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями регламентирован приказом ФСБ ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N, которым утверждены Правила организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями (далее - Правила), согласно п. 2, которых вопросы, связанные с обеспечением военнослужащих (граждан) и членов их семей жилыми помещениями, решаются в соответствии с Конституцией РФ, ЖК РФ, федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, жилищным законодательством субъектов РФ и организуются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.
В силу п. 39 Правил жилые помещения предоставляются в порядке очередности исходя из времени принятия военнослужащих (граждан) на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
В соответствии с п. 1 и 3 ст. 15 Федерального закона норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека. С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение, предоставляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной в п. 1 настоящей статьи, и предусмотренного п. 2 настоящей статьи увеличения размера общей площади жилого помещения. Такое превышение может составлять не более девяти квадратных метров общей площади жилого помещения в общей сложности, для одиноко проживающего военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего, члена семьи погибшего (умершего) гражданина, уволенного с военной службы, - не более 18 кв. м общей площади жилого помещения.
Согласно с п. 16 ст. 15 Федерального закона при предоставлении гражданам, указанным в абз. третьем и двенадцатом п. 1, п. 13 и абз. первом п. 14 настоящей статьи, жилых помещений в собственность в соответствии с настоящим Федеральным законом указанные жилые помещения с их согласия могут быть предоставлены общей площадью, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную ст. 15.1 настоящего Федерального закона, с оплатой общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную ст. 15.1 настоящего Федерального закона, за счет собственных средств таких граждан.
В п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" указано, что предусмотренное абз. четвертым п. 16 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право военнослужащих на предоставление жилого помещения в собственность общей площадью, превышающей установленную норму предоставления площади жилого помещения, может быть реализовано только с их согласия, поскольку в этом случае военнослужащие производят оплату общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, за счет собственных средств. Порядок оплаты общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, устанавливается Правительством РФ.
Порядок оплаты общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную ст. 15.1 Федерального закона, установлен постановлением Правительством Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Правил оплаты военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы, признанными нуждающимися в жилых помещениях федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную статьей 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее - Правила оплаты).
Из решения жилищной комиссии Управления от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что в распоряжении имеется "адрес" А корпус 1 по "адрес", общей площадью 78, 9 кв. м. В соответствии со списком военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях Управления квартира может быть предоставлена военнослужащему, состоящему на учете нуждающихся в жилых помещениях, по норме предоставления жилого помещения, установленной ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", подполковнику ФИО9, состав семьи 4 человека (жена, сын, дочь), дата принятия на учет ДД.ММ.ГГГГ, норма предоставления жилого помещения от 72, 0 до 81, 0 кв. м, но согласно списку военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, первым на получение квартиры состоит ФИО1 и члены его семьи, которым на состав семьи может быть предоставлено жилое помещение общей площадью не более 63, 0 кв. м, и жилищная комиссия решилапредложить ФИО1 и членам его семьи получить указанную квартиру в собственность при условии оплаты за счет собственных средств общей площади жилого помещения (15, 9 кв. м на сумму 2731461 руб.).
Согласно материалам дела ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в своем рапорте согласился с предложением жилищной комиссии предоставить ему и членам его семьи "адрес" А корпус 1 по "адрес", общей площадью 78, 9 кв. м, в собственность при условии оплаты за счет собственных средств общей площади жилого помещения 15, 9 кв. м, на сумму 2731461 руб, в связи с чем было заключено соглашение от ДД.ММ.ГГГГ об оплате площади жилого помещения, превышающей норму предоставления, между ФИО2 Управления и административным истцом. В соответствии с данным соглашением ФИО1 обязуется произвести оплату общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления, по адресу: "адрес" А корпус 1 по "адрес", общей площадью 78, 9 кв. м, за счет собственных средств общей площади жилого помещения 15, 9 кв. м, на сумму 2731461 руб. в течении 20 рабочих дней со дня подписания соглашения, срок представления документов, подтверждающих оплату, не позднее 30 рабочих дней со дня подписания соглашения.
Из материалов дела также усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 сообщил командованию об оплате вышеуказанной суммы, для чего им был взят кредит в ПАО "Промсвязьбанка".
Вместе с тем решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ решение этой же жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ отменено и указанная квартира выделена Смольянинову и членам его семьи (жена, сын, дочь).
Принимая решение о незаконности такого решения жилищной комиссии Управления от ДД.ММ.ГГГГ, гарнизонный военный суд правильно учитывал, что соглашение об оплате площади жилого помещения, превышающей норму предоставления, между ФИО2 Управления и ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ в соответствтии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N никем из сторон не расторгалось, а условия соглашения административным истцом выполнены в полном объеме.
Также верными являются и ссылки суда первой инстанции на ст. 309 ГК РФ, в соответствии с которой обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями, а ст. 310 ГК РФ определено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Предложение административному истцу жилищным органом в порядке очередности жилого помещения общей площадью, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную Законом, в последующем заключение соглашения между ним и ФИО2 Управления о порядке оплаты, выполнение административным истцом условий указанного соглашения и оплаты предложенной ему дополнительной площади жилого помещения, является основанием для предоставления ФИО1 вышеуказанного жилого помещения.
Доводы представителей должностных лиц о том, что предоставление жилых помещений по установленным нормам является обязанностью жилищных комиссий органов безопасности, а предоставление жилья в собственность с превышением установленных норм - правом, в данном деле, с учетом вышеуказанных доводов, являются беспредметными.
Ссылки в жалобе на судебные постановления по другим делам несостоятельны, так как они какого-либо преюдициального значения для данного дела не имеют и не могут повлечь отмену правильного по существу решения суда.
Иная оценка обстоятельств дела и иное толкование норм действующего законодательства, которого придерживаются авторы апелляционных жалоб, по вышеизложенным причинам указывают на субъективное понимание ими норм действующего законодательства, не могут быть признаны обоснованными и повлечь отмену обжалуемого судебного постановления.
Доводы апелляционных жалоб не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, которым дана надлежащая правовая оценка в обжалуемом решении.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 308, 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Владимирского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному исковому заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционный жалобы представителей административных ответчиков - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий
Судьи:
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.