Судебная коллегия по административным делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего Воейкова А.А, судей Хмельниковой Е.А, Логвина В.Н, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Левашовой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке административное дело N по административному иску Межрайонной ИФНС России N3 по Рязанской области к Борискину Вячеславу Евгеньевичу о взыскании задолженности по земельному налогу и пени, по апелляционной жалобе Борискина Вячеслава Евгеньевича на решение Октябрьского районного суда г. Рязани от 25 января 2021 года об удовлетворении административного иска.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Логвина В.Н, объяснения административного ответчика Борискина В.Е. и его представителя Макаровой М.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная ИФНС России N3 по Рязанской области обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Борискина В.Е. задолженности по земельному налогу за 2018 год в размере 7047 рублей, пени по земельному налогу в сумме 82, 98 рубля, исчисленной за период с 03.12.2019 по 27.01.2020 года.
Заявленные требования мотивированы тем, что по данным Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в собственности Борискина В.Е. в 2018 году находился земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес".
В адрес Борискина В.Е. было направлено налоговое уведомление от 25.07.2019 N о необходимости уплаты земельного налога за 2018 год в размере 7047 рублей.
В связи с неуплатой налога, Борискину В.Е. выставлено требование N от 28.01.2020 об уплате в срок до 13.03.2020 недоимки по земельному налогу в размере 7047 рублей и пени в размере 82, 98 рубля, начисленной за период с 03.12.2019 по 27.01.2020 года.
Требование об уплате земельного налога и пени оставлено Борискиным В.Е. без исполнения, а вынесенный мировым судьей судебный приказ о взыскании недоимки отменен в связи с возражениями должника относительно его исполнения.
25 января 2021 года Октябрьский районный суд г. Рязани принял решение об удовлетворении административного иска, постановив взыскать с Борискина В.Е. в пользу Межрайонной ИФНС России N3 по Рязанской области задолженность по земельному налогу за 2018 год в сумме 7047 рублей, пени по земельному налогу за 2018 год в сумме 82, 98 рубля за период с 03.02.2019 по 27.01.2020 года, а также взыскать с Борискина В.Е. госпошлину в доход местного бюджета в сумме 872 рубля 98 копеек.
В апелляционной жалобе Борискин В.Е. просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований. Не соглашаясь с судебным решением, ссылается на недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение для административного дела и несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам административного дела. Указывает на то, что земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", он приобрел в собственность 28.11.2018 года и в течении 2018 года этот участок находился в его собственности лишь один месяц. Полагает, что сумма земельного налога, подлежащего уплате за 2018 год, должна рассчитываться следующим образом: 2349 026, 55 х 0, 3 % : 12 = 587, 25 рубля. Данная сумма земельного налога была им уплачена в соответствии с требованиями законодательства и задолженность отсутствует. Считает, что какие-либо правовые основания для начисления налога в указанном налоговым органом размере отсутствуют, поскольку решения уполномоченного органа о предоставлении Борискину В.Е. земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования при рассмотрении дела административным истцом не предоставлялось.
Межрайонная ИФНС России N3 по Рязанской области представила письменные возражения относительно апелляционной жалобы, в которых просит оставить решение суда без изменений.
В судебном заседании административный ответчик Борискин В.Е. и его представитель Макарова М.В, поддержали доводы апелляционной жалобы.
На основании статьи 150 КАС РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся представителей административного истца, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просивших о проведении судебного заседания без их участия.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статья 286 КАС РФ подлежит применению в совокупности со специальными нормами Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающими порядок взыскания обязательных платежей и санкций с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Пункт 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), закрепляет, что обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных данным Кодексом или иным законодательным актом о налогах и сборах.
Согласно статье 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Плательщиками земельного налога в соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
На основании пункта 1 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения.
Решением Рязанского городского Совета от 24.11.2005 N 384-III (от 13.11.2014 N 372-II) "Об установлении земельного налога" установлены налоговые ставки в размере 0, 3 процента в отношении земельных участков занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.
В соответствии с пунктом 4 статьи 397 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
В силу статьи 52 НК РФ в налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и пеней. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования (статьи 45, 69 НК РФ).
Пункт 1 статьи 75 НК РФ определяет, что в случае уплаты налогоплательщиком причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законом сроки (неуплаты в срок) налогоплательщик должен уплатить пени.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в 2018 году в собственности административного ответчика Борискина В.Е. находился объект налогообложения - земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес".
В отношении указанного земельного участка в адрес Борискина В.Е. по почте заказным письмом было направлено налоговое уведомление N от 25.07.2019 о необходимости уплаты не позднее 02.12.2019 земельного налога за 2018 год в сумме 7047 рублей, в котором приведен расчет суммы налога: 2349 026 рублей (кадастровая стоимость) х 1 (доля в праве) х 0, 3 процента (налоговая ставка) х 12/12 (количество месяцев владения) (л.д.7-9).
По состоянию на 28 января 2020 года сформировано и направлено в адрес Борискина В.Е. по почте заказным письмом требование N об уплате в срок до 13.03.2020 недоимки по земельному налогу в сумме 7047 рублей и пени в размере 82, 98 рубля, исчисленной за период с 03.12.2019 по 27.01.2020 года, в связи с неуплатой земельного налога (л.д.10-13).
17.07.2020 мировой судья судебного участка N17 судебного района Октябрьского районного суда г. Рязани вынес судебный приказ N о взыскании с Борискина В.Е. недоимки по налогам и пени в общей сумме 7129 рублей 98 копеек.
05.08.2020 вышеуказанный судебный приказ отменен, в связи с поступившими возражениями должника относительно его исполнения.
26.10.2020 Межрайонная ИФНС России N 3 по Рязанской области обратилась в суд с данным административным иском, с соблюдением установленного пунктом 3 статьи 48 НК РФ срока.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что Борискин В.Е. являлся собственником земельного участка с кадастровым номером 62:29:0090043:22 в 2018 году и не исполнил обязанность по уплате земельного налога, также суд признал, что налоговым органом соблюдены порядок и сроки взыскания недоимки.
Судебная коллегия соглашается с вышеуказанными выводами суда первой инстанции, и отклоняет доводы апелляционной жалобы, по следующим мотивам.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Закона, признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации, которая проводится по желанию правообладателей.
Как следует из пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в реестре.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Федерального закона от 21.07.2007 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации, которая проводится по желанию правообладателей. Поэтому на основании пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиком земельного налога признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта.
Из сообщения ФГБУ "ФКП Росреестра" от 12.10.2021, судом апелляционной инстанции установлено, что в ЕГРН содержатся сведения о возникшем до вступления в законную силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также учтенном в государственном кадастре недвижимости до вступления в силу вышеназванного Закона, праве собственности Борискина В.Е. на земельный участок с кадастровым номером N (дата начала права - 20.12.2005). Сведения об указанном земельном участке внесены на основании Оценочной описи в границах кадастрового квартала N, которая была подготовлена в соответствии со сведениями Рязанского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" о владельцах зданий, расположенных на земельных участках. Право собственности на земельный участок с кадастровым номером N зарегистрировано за Борискиным В.Е. 28.11.2018, на основании договора дарения жилого дома от 28.09.1996 года.
Из представленного административным ответчиком письма Межрайонной ИФНС России N 3 по Рязанской области от 13.10.2016 N и объяснений Борискина В.Е, следует, что он оплачивал земельный налог за земельный участок с кадастровым номером N в период с 2006 по 2014 год.
В силу пункта 4 статьи 391 НК РФ для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Сведения о зарегистрированных правах физических лиц на недвижимое имущество поступают в налоговые органы в соответствии со статьей 85 НК РФ от государственных органов, осуществляющих государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Имея информацию органов, осуществляющих государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о Борискине В.Е, как собственнике земельного участка с кадастровым номером N с 2005 года (л.д.15), налоговый орган обоснованно начислил ему земельный налог за все 12 месяцев 2018 года.
Произведенные налоговым органом расчеты размера недоимки и пени, проверены судом и обоснованно признаны верными.
Достоверных доказательств оплаты недоимки по земельному налогу за 2018 год и пени, Борискин В.Е. суду не представил.
В силу части 7 статьи 45 НК РФ поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется налогоплательщиком в соответствии с правилами заполнения поручений. Указанные правила устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 2013 года N 107н утверждены Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами (далее также - Правила).
Согласно пункту 7 Правил указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами в реквизите "106" распоряжения о переводе денежных средств указывается значение основания платежа, который имеет 2 знака и может принимать следующие значения: "ТП" - платежи текущего года; "ЗД" - добровольное погашение задолженности но истекшим налоговым, расчетным (отчетным) периодам при отсутствии требования налогового органа об уплате налогов (сборов); "ТР" - погашение задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов); и другие.
В случае указания в реквизите "106" распоряжения о переводе денежных средств значения ноль ("0") налоговые органы при невозможности однозначно идентифицировать платеж самостоятельно относят поступившие денежные средства к одному из указанных выше оснований платежа, руководствуясь законодательством о налогах и сборах.
Пункт 8 Правил устанавливает, что в реквизите "107" распоряжения о переводе денежных средств указывается значение показателя налогового периода, который имеет 10 знаков, восемь из которых имеют смысловое значение, а два являются разделительными знаками и заполняются точкой (".").
Представленный административным истцом чек по операции Сбербанк онлайн от 29.11.2019 об уплате Борискиным В.Е. земельного налога в сумме 588 рублей, не содержит данных о налоговом периоде, за который внесена данная сумма, а также предусмотренных Правилами реквизитов, позволяющих сопоставить выполненный платеж с предъявленными ко взысканию обязательными платежами. Графа "106" имеет значение "0", что препятствует налоговому органу идентифицировать выполненный платеж.
В связи с этим, налоговый орган вправе был зачесть уплаченную сумму 588 рублей, в счет погашения недоимки и пени по более ранним налоговым периодам. О наличии у Борискина В.Е. задолженности по земельному налогу указано в письме Межрайонной ИФНС России N 3 по Рязанской области от 13.10.2016 N, в требовании N от 20.01.2020 года.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, поскольку по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Вместе с тем, при вынесении решения судом первой инстанции ошибочно указан период, за который начислена пеня - с 03.02.2019 по 27.01.2020, вместо правильного - с 03.12.2019 по 27.01.2020 года.
Кроме того, районным судом неправильно рассчитан размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с административного истца в соответствии с требованиями статьи 114 КАС РФ.
С учетом положений пункта 2 статьи 309 КАС РФ, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости изменения судебного решения, путем изложения резолютивной части в редакции, предполагающей взыскание с Борискина В.Е. пени, исчисленной за период с 03.12.2019 по 27.01.2020 в размере 82 рубля 98 копеек, а также государственной пошлины в доход местного бюджета в размере 400 рублей.
В остальной части решение Октябрьского районного суда г. Рязани следует оставить без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Рязани от 25 января 2021 года изменить, изложить резолютивную часть решения следующим образом:
Административный иск Межрайонной ИФНС России N3 по Рязанской области к Борискину Вячеславу Евгеньевичу о взыскании земельного налога и пени, удовлетворить.
Взыскать с Борискина Вячеслава Евгеньевича, 21 сентября 1968 года рождения, проживающего по адресу: г. Рязань, ул. Никуличинская, д. 2, задолженность по земельному налогу за 2018 год в размере 7 047 (семь тысяч сорок семь) рублей и пени, исчисленную на указанную недоимку за период с 03.12.2019 по 27.01.2020 в размере 82 (восемьдесят два) рубля 98 копеек, а всего взыскать денежную сумму 7 129 (семь тысяч сто двадцать девять) рублей 98 копеек.
Взыскать
с
Борискина Вячеслава Евгеньевича
государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 400 (четыреста) рублей.
В остальной части решение Октябрьского районного суда г. Рязани от 25 января 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Борискина Вячеслава Евгеньевича - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий-
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.