Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Поповой Е.И, судей
Карсаковой Н.Г, Чуфистова И.В, при секретаре
Васюхно Е.М, рассмотрела в открытом судебном заседании 08 ноября 2021 года административное дело N2а-1488/2021 по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Завод Магнетон" на решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 20 апреля 2021 года по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Завод Магнетон" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Санкт-Петербургу о признании незаконным и недействующим с момента издания постановления N78-02-05/72-110-2020 от 03 декабря 2020 года.
Заслушав доклад судьи Поповой Е.И, выслушав объяснения представителей административного истца, открытого акционерного общества "Завод Магнетон" - Сыроваровой Е..А. (по доверенности) и Ксенич А.Л. (по доверенности), судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ОАО "Завод Магнетон" обратилось в Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Санкт-Петербургу (далее - Управление Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу), в котором просило признать незаконным и недействующим с момента издания постановление N78-02-05/72-110-2020 от 03 декабря 2020 года, вынесенное начальником Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу - главным государственным санитарным врачом по Выборгскому, Калининскому, Красногвардейскому, Невскому районам Санкт-Петербурга, а также взыскать с административного ответчика расходы по уплате госпошлины в размере 2 000 рублей.
В обоснование заявленных требований ОАО "Завод Магнетон" указало, что 03 декабря 2020 года начальником Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу - главным государственным санитарным врачом по Выборгскому, Калининскому, Красногвардейскому, Невскому районам Санкт-Петербурга в отношении ОАО "Завод Магнетон" было вынесено постановление N78-02-05/72-110-2020 о введении ограничительных мероприятий на объекте. Административный истец полагает, что указанное постановление вынесено с нарушением действующего законодательства Российской Федерации, в частности Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", и нарушает его права, свободы и законные интересы. Административным истцом отмечено, что в нарушение части 3 статьи 31 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в настоящее время не утвержден порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), в связи с чем, введение ограничительных мероприятий в отношении административного истца невозможно. Также административным истцом отмечено, что постановление вынесено неуполномоченным должностным лицом.
Решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга, принятым 20 апреля 2021 года в удовлетворении требований ОАО "Завод Магнетон" отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене состоявшегося решения суда и принятия по делу нового решения, указывая, что решение суда вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. В апелляционной жалобе ОАО "Завод Магнетон" указывает, что судом первой инстанции не учтены доводы о вынесении постановления неуполномоченным лицом, а также судом первой инстанции неверно применены положения Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Представители административного ответчика, открытого акционерного общества "Завод Магнетон" - Сыроварова Е.А. и Ксенич А.Л, действующие на основании доверенностей, в заседание суда апелляционной инстанции явились, доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель административного ответчика, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Санкт-Петербургу; заинтересованное лицо, начальник Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу, Сахарчук А.Ф, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
Судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150 и статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 03 декабря 2020 года начальником Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу - главным государственным санитарным врачом по Выборгскому, Калининскому, Красногвардейскому, Невскому районам Санкт-Петербурга в отношении ОАО "Завод Магнетон" вынесено постановление N78-02-05/72-110-2020 о введении ограничительных мероприятий на объекте, в связи с регистрацией случаев новой короновирусной инфекции (COVID-19) в ОАО Завод Магнетон" среди сотрудников.
Данным постановлением были введены ограничительные меры в виде представления списков сотрудников находившимися в контакте с заболевшими, незамедлительному отстранению от работы указанных сотрудников в количестве трех человек сроком не менее 14-ти календарных дней с момента последнего контакта с больным или до выздоровления (в случае развития болезни) с представлением копии приказа об отстранении; проведение дезинфекции; обеспечения медицинского наблюдения (измерение температуры тела) за контактным персоналом; обеспечения перевода на дистанционный режим работы работников (исполнителей по гражданско-правовым договорам) в возрасте старше 65 лет, а также работников, имеющих хронические заболевания, согласно перечня утвержденного Комитетом по здравоохранению Санкт-Петербурга, за исключением работников (исполнителей по гражданско-правовым договорам), чье нахождение на рабочем месте является критически важным для обеспечения функционирования учреждения/организации; ограничения контактов между коллективами отдельных отделений, не связанных с общими задачами (принцип групповой ячейки) с момента получения постановления и постоянно; обеспечение постоянного строгого контроля за использованием персоналом средств индивидуальной защиты, соблюдением противоэпидемического режима; обеспечения соблюдения температурного режима, режима проветривания, текущей дезинфекции, проведение обеззараживания воздуха и поверхностей с использованием бактерицидных облучателей и (или) других устройств для обеззараживания воздуха и (или) поверхностей с момента получения постановления и постоянно; обеспечения усиления режима проведения текущей дезинфекции в помещениях учреждения/организации с использованием средств, обладающих активностью в отношении вирусов и применением оборудования для обеззараживания воздуха с момента получения постановления и постоянно; обеспечения постоянного соблюдения обязательных санитарного законодательства и рекомендации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека.
Основанием для вынесения оспариваемого постановления послужил факт регистрации отдела эпидемиологии, паразитологии и дезинфектологии с группой учета и регистрации инфекционных и паразитарных заболеваний ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербурге" (эпидбюро) случаев новой короновирусной инфекции (COVID-19) в ОАО "Завод Магнетон" среди сотрудников в количестве 10 случаев.
Постановление вынесено в порядке предупреждения распространения зарегистрированного инфекционного заболевания, представляющего опасность для окружающих.
04 декабря 2020 года ОАО "Завод Магнетон" направил в адрес Восточного отдела Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу заявление N30/13-1439 об отмене оспариваемого постановления ввиду выполнения мероприятий предусмотренных постановлением и до его вынесения.
07 декабря 2020 года начальником Восточного отдела Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу на данное заявление был дан ответ об отсутствии оснований для его отмены.
Впоследствии 10 декабря 2020 года ОАО "Завод Магнетон" направил ответ N30/13-1473 об исполнении оспариваемого постановления.
Одновременно с вынесением оспариваемого постановления было вынесено распоряжение о проведении санитарно-эпидемиологического расследования причин возникновения инфекционных заболеваний, в ходе которого, были установлены нарушения требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнения санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий, совершенные при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в том числе и тех которые были установлены в оспариваемом постановлении и 15 декабря 2020 года был составлен соответствующий Акт N78-02-05/19-338-2020 и протокол об административном правонарушении.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, указал, что основанием для введения ограничительных мер на предприятии послужил факт регистрации 10 случаев новой короновирусной инфекции у сотрудников ОАО "Завод Магнетон", что согласно санитарных правил позволяет введение ограничительных мер, которые в настоящем случае дублируют ограничительные меры введенные Правительством Санкт-Петербурга и главным санитарным врачом на территории Санкт-Петербурга. Также судом первой инстанции отмечено, что оспариваемое постановление было вынесено уполномоченным лицом в пределах предоставленных ему полномочий при наличии законных оснований.
Судебная коллегия полагает необходимым согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
По решению Всемирной организации здравоохранения 30 января 2020 года эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, 11 марта 2020 года ситуация признана пандемией.
Данная инфекция постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N66 включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, поскольку может повлечь многочисленные человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей.
Согласно подпункту "а.2" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
На основании данной статьи постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (далее по тексту - Правила).
Правилами установлено, что при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны: соблюдать общественный порядок, требования законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения; выполнять законные требования (указания) руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, представителей экстренных оперативных служб и иных должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации (подпункты "а", "б" пункта 3).
При угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается: осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью; осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации (подпункты "в", "г" пункта 4 Правил).
В силу части 1 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 данного Федерального закона, наделяются полномочиями, при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о:
госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания;
проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;
временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства;
проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям;
введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах.
Исходя разъяснений данных в статье 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ограничительными мероприятиями (карантином) произнаются административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
В силу части 1 статьи 31 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения (часть 2 статьи 31 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Согласно части 3 статьи 31 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
30 марта 2021 года руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека утверждены Методические рекомендации МР 3.1.0170-20 "Эпидемиология и профилактика COVID-19".
Аналогичное требование в настоящее время установлено Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года N15 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Полномочия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека установлены пунктом 5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
В соответствии с пунктом 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Как установлено пунктом 1 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу, утвержденного Приказом Роспотребнадзора от 10 июля 2012 года N751, территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Федеральная служба) является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу (далее - Управление), осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Восточный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу является структурным подразделением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу и осуществляет функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка на территории Выборгского, Калининского, Невского, Красногвардейского районов города Санкт-Петербурга, согласно Положения о Восточном территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу, утвержденному приказом от 10 июля 2019 N188.
Начальником указанного Восточного отдела на момент вынесения оспариваемого постановления была назначена Сахарчук Анна Федоровна.
Согласно Должностного регламента начальника Восточного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу начальник Восточного территориального отдела является главным государственным санитарным врачом по Выборгскому, Калининскому, Красногвардейскому, Невскому районам города Санкт-Петербурга (пункт 1.4).
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13 марта 2020 года N121 "О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" на территории Санкт-Петербурга введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Санкт-Петербургской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В указанном постановлении были установлены ограничительные мероприятия обязательные к исполнению на территории Санкт-Петербурга.
Как верно отражено судом первой инстанции, в оспариваемом постановлении отражено, что основанием для введения ограничительных мер на предприятии послужил факт регистрации 10 случаев новой короновирусной инфекции у сотрудников ОАО "Завод Магнетон", при этом, ограничительные меры дублируют ограничительные меры введенные Правительством Санкт-Петербурга в Постановлении от 13 марта 2020 года N121 "О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", то есть на административного истца не были возложены иные обязанности, кроме тех, которые обязательны к исполнению на территории Санкт-Петербурга с учетом введенного режима повышенной готовности.
С учетом приведенных положений законодательства и обстоятельств дела, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что оспариваемое постановление вынесено должностным лицом в пределах полномочий и при наличии установленных законом обстоятельств - предупреждения угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний (массовых неинфекционных заболеваний) - пандемии коронавирусной инфекции.
Доводы апелляционной жалобы, повторяющие доводы административного искового заявления, судебной коллегией отклоняются ввиду приведенных положений законодательства.
Судебная коллегия отмечает, что судом первой инстанции, верно, определены правоотношения сторон и нормы материального права, подлежащие применению.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Системное толкование приведенного положения закона позволяет суду сделать вывод о том, что основанием для признания действий (бездействия) или решения незаконными является совокупность двух обстоятельств: нарушение прав административного истца, незаконность в поведении административного ответчика.
В настоящем случае необходимо отметить, что в ходе рассмотрения дела стороной административного истца не представлено доказательств нарушения его прав оспариваемым постановлением, что в силу действующего законодательства влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к несогласию административного ответчика с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке, при этом, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 20 апреля 2021 года, по административному делу N2а-1488/2021, оставить без изменений, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Завод Магнетон" - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.