Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Поповой Е.И.
судей
Карсаковой Н.Г, Ильичевой Е.В, при секретаре
Васюхно Е.М, рассмотрела в открытом судебном заседании 15 ноября 2021 года административное дело N2а-6744/2021 по апелляционной жалобе Калугина Сергея Алексеевича на решение Московского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 13 июля 2021 года по административному исковому заявлению Калугина Сергея Алексеевича к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области об оспаривании действий.
Заслушав доклад судьи Поповой Е.И, выслушав объяснения представителя административного истца, Калугина С.А. - адвоката Калугина А.С. (по ордеру и доверенности), возражения представителя административного ответчика, Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - Леонтьева В.Н. (по доверенности), судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Калугин С.А. обратился в Московский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в котором просил признать незаконными действия административного ответчика, выразившиеся в отказе в выдаче административному истцу водительского удостоверения, подтверждающего право на управление транспортными средствами категорий "В" и "С", а также обязать административного ответчика выдать административному истцу водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами категорий "В" и "С" на основании водительского удостоверения, подтверждающего право на управление транспортными средствами категории "D".
В обоснование заявленных требований Калугин С.А. указал, что он имеет водительский стаж по категории "D" с 08 сентября 1977 года, что подтверждено водительским удостоверением 78 09 962610 и личной карточкой водителя. Административный истец указал, что ответом N3/217804067881 начальника 4 отдела Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области ему было отказано в выдаче водительского удостоверения, подтверждающего право на управление транспортными средствами категорий "В" и "С". Административный истец полагает данный ему отказ незаконным, поскольку получившие на управление транспортными средствами категории "D" лица автоматически приобретают специальное право на управление транспортными средствами категорий "В" и "С".
Решением Московского районного суда Санкт-Петербурга, принятым 13 июля 2021 года, в удовлетворении заявленных требований Калугину С.А. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы Калугин С.А. указывает, что судом первой инстанции не учтено, что к лицам, имеющим право на управление транспортными средствами категории "D" установлены более строгие требования, чем к лицам, имеющим право на управление транспортными средствами категорий "В" и "С". Также апеллянт указывает, что лицо, получившее в установленном порядке право на управление транспортными средствами, имеющими более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя, не должно быть ограничено в праве на управление транспортными средствами, имеющими менее восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя.
Административный истец, Калугин С.А, в заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом, направил в суд представителя - адвоката Калугина А.С.
Представитель административного истца - адвокат Калугин А.С, действующий по ордеру и доверенности, в заседание суда апелляционной инстанции явился, доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель административного ответчика, Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - Леонтьев В.Н, действующий по доверенности, в заседание суда апелляционной инстанции явился, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения.
Судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150 и статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие административного истца.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не усматривает оснований для отмены состоявшегося решения суда первой инстанции.
На основании части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Калугин С.А. с 08 сентября 1977 года имеет право на управление транспортными средствами категории "D", при этом, с 21 марта по 07 сентября 1977 года прошел обучение в автошколе по программе подготовки водителя транспортных средств категории "D".
19 и 21 апреля 2021 года Калугиным С.А. были получены медицинские заключения об отсутствии у него медицинских противопоказаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, в том числе, транспортными средствами категорий "В" и "С".
Калугин С.А. обратился в Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области с заявлением о выдаче водительского удостоверения, подтверждающего право на управление транспортными средствами категорий "В" и "С", на основании водительского удостоверения, подтверждающего право на управление транспортными средствами категории "D".
Главным управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области был дан письменный ответ N3/217804067881, в котором Калугину С.А. отказано в удовлетворении заявления и даны разъяснения о том, что водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами категории "D" не подтверждает право на управление транспортными средствами категорий "В" и "С", для их получения необходимо пройти соответствующее профессиональное обучение и сдать экзамены.
Суд первой инстанции, проанализировав положения Федерального закона от 10 декабря 1995 года N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 года N1097, пришел к выводу о том, что водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами категории "D" не подтверждает право на управление транспортными средствами категорий "В" и "С", в связи с чем, признал оспариваемое решение административного ответчика законным.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования и оценки по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации имеющихся в материалах административного дела доказательств.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в обжалуемом решении, их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.
Из положений статьи 46 Конституции Российской Федерации и статей 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что предъявление любого иска об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения.
Таким образом, административное исковое заявление об оспаривании незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод административного истца и с непременным указанием на способ восстановления такого права, при этом, для удовлетворения требований административного иска должна присутствовать совокупность двух оснований в виде нарушения права административного истца и совершения административным ответчиком незаконных действий или бездействий.
Согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Согласно подпунктов а), b), с) пункта 1 статьи 41 Конвенции о дорожном движении, заключенной в городе Вене 08 ноября 1968 года, применяемой с учетом поправок, внесенных в нее 28 сентября 2004 года, каждый водитель автомобиля должен иметь водительское удостоверение; государства-участники принимают на себя обязательство обеспечить, чтобы водительские удостоверения выдавались только после проверки компетентными органами наличия у водителя необходимых знаний и навыков; в национальном законодательстве должны быть предусмотрены требования для получения водительского удостоверения.
Федеральный закон Российской Федерации от 10 декабря 1995 года N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.
Исходя из части 1 статьи 25 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 года N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", в Российской Федерации устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право (далее - право на управление транспортными средствами), в том числе:
категория "B" - автомобили (за исключением транспортных средств категории "A"), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобили категории "B", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; автомобили категории "B", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов;
категория "C" - автомобили, за исключением автомобилей категории "D", разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов; автомобили категории "C", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;
категория "D" - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили категории "D", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов.
Согласно части 2 статьи 25 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 года N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в статье 26 настоящего Федерального закона.
Проведение экзаменов на право управления транспортными средствами (далее - экзамены), определение состава технических средств контроля, предназначенных для проведения экзаменов, требований к указанным техническим средствам и условий их применения, а также выдача водительских удостоверений осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 года N1097 "О допуске к управлению транспортными средствами" утверждены Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений (далее - Правила).
Согласно пункту 9 Правил, для лиц, желающих получить право на управление транспортными средствами соответствующих категорий или подкатегорий (далее - кандидаты в водители), проводятся следующие экзамены:
а) для лиц, желающих получить право на управление транспортными средствами категорий "A", "B", "C", "D", "M", "BE", "CE" и "DE" и подкатегорий "A1", "B1", "C1", "D1", "C1E" и "D1E", за исключением лиц, указанных в подпунктах "в" и "г" настоящего пункта, - теоретический и практический экзамены;
б) для лиц, желающих получить право на управление транспортными средствами категорий "Tm" и "Tb", - теоретический экзамен;
в) для лиц, желающих получить право на управление транспортными средствами соответствующих категорий или подкатегорий с любым видом трансмиссии, имеющих право на управление транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории с автоматической трансмиссией и освоивших программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий или подкатегорий с механической трансмиссией, - практический экзамен, проводимый на транспортном средстве соответствующей категории или подкатегории с механической трансмиссией;
г) для лиц, желающих получить право на управление транспортными средствами категории "D", имеющих право на управление транспортными средствами категории "Tb" и освоивших программы профессионального обучения водителей транспортных средств категории "D", - практический экзамен, проводимый на транспортном средстве категории "D" с автоматической трансмиссией.
Согласно пункту 14 Правил, практический экзамен на право управления транспортными средствами категорий "B", "C", "D", "BE", "CE" и "DE" и подкатегорий "C1", "D1", "C1E" и "D1E" проводится на маршрутах, отвечающих требованиям к маршрутам, на которых проводятся практические экзамены, согласно приложению N 2.
При проведении практического экзамена на право управления транспортными средствами категорий "B", "C", "D", "BE", "CE" и "DE" и подкатегорий "C1", "D1", "C1E" и "D1E" у кандидата в водители проверяются навыки управления транспортным средством указанных категорий и подкатегорий путем выполнения следующих маневров:
а) постановка транспортного средства на место стоянки при движении задним ходом с поворотом на 90 градусов;
б) постановка транспортного средства на место стоянки параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении задним ходом;
в) прямолинейное движение задним ходом и парковка для погрузки (разгрузки) на погрузочной эстакаде (платформе) (для транспортных средств категорий "C" и "CE" и подкатегорий "C1" и "C1E");
г) разворот транспортного средства в ограниченном пространстве (при ограниченной ширине проезжей части) с использованием движения задним ходом;
д) остановка и начало движения на подъеме и на спуске;
е) проезд регулируемого перекрестка (при его наличии);
ж) проезд нерегулируемого перекрестка равнозначных дорог (при его наличии);
з) проезд нерегулируемого перекрестка неравнозначных дорог;
и) левые и правые повороты;
к) разворот на перекрестке и вне перекрестка (для транспортных средств категорий "BE", "CE" и "DE" и подкатегорий "C1E" и "D1E" при наличии возможности осуществления разворота);
л) проезд железнодорожного переезда (при наличии);
м) перестроение на участке дороги, имеющей 2 или более полосы для движения в одном направлении (при наличии);
н) обгон или опережение;
о) движение с максимальной разрешенной скоростью;
п) проезд пешеходных переходов и мест остановок маршрутных транспортных средств;
р) торможение и остановка при движении на различных скоростях;
с) постановка транспортного средства параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении по направлению вперед;
т) остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров (для транспортных средств категорий "D" и "DE" и подкатегорий "D1" и "D1E");
у) сцепление и расцепление или расцепление и повторное сцепление прицепа с тягачом (для транспортных средств категорий "BE", "CE" и "DE" и подкатегорий "C1E" и "D1E", за исключением сочлененных автобусов).
Таким образом, практический экзамен, проверяющий навыки вождения у кандидата в водители для различных категорий транспортных средств, в том числе категорий "B", "C" и "D" имеет свои особенности, то есть, направлен на проверку навыков с учетом особенностей каждого вида транспортного средства.
Данное обстоятельство дает основания сделать вывод о том, что законодатель не признает наличие навыков вождения транспортным средством одной категории подтверждающим наличие навыка вождения транспортным средством другой категории.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 года N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", к сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие установленного настоящей статьей возраста, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение. Примерные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий разрабатываются уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Приказом Минобрнауки России от 26 декабря 2013 года N1408 "Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий" утверждены по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации примерные программы профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "B", "C" и "D", при этом, каждая из программ имеет свою специфику и ориентирована на получение лицом навыков и знаний в отношении конкретной категории транспортных средств.
Часть 7 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 года N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" устанавливает, что российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами категории "A", подтверждает также право на управление транспортными средствами подкатегории "A1" и подкатегории "B1" с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, категории "B" - подкатегории "B1" (кроме транспортных средств с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа), категории "C" - подкатегории "C1", категории "D" - подкатегории "D1", категории "CE" - подкатегории "C1E", категории "DE" - подкатегории "D1E". Российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами любой из категорий или подкатегорий, перечисленных в настоящей статье, подтверждает право на управление транспортными средствами категории "M".
С учетом изложенного, действующее законодательство не устанавливает безусловное право лица, имеющего право управления одной из категорий транспортных средств, на управление иной категорией транспортных средств без соблюдения установленного законом порядка получения такого права.
В настоящее время законодательно четко урегулирован порядок получения гражданами водительского удостоверения, который был разъяснен Калугину С.А. в оспариваемом отказе.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что в настоящем случае, как верно указал суд первой инстанции, административным ответчиком обоснованно было отказано в выдаче водительского удостоверения.
Сам факт наличия у Калугина С.А. права на управления транспортными средствами категории "D" не свидетельствует о наличии у него права на управление транспортными средствами категорий "В" и "С", без прохождения установленных законном обучения и подтверждения навыков при сдаче соответствующих экзаменов.
Также необходимо отметить, что в действующем законодательство не установлена градация категорий транспортных средств от низшей к более высшей, а категории устанавливаются исходя из характеристик тех или иных транспортных средств.
Ссылки административного истца на положения раздела IV Правил обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Раздел IV Правил регулирует порядок обмена иностранных водительских удостоверений.
Пункт 38 Правил устанавливает, что обмен иностранного национального водительского удостоверения производится по результатам проведения экзаменов, предусмотренных пунктом 9 настоящих Правил, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
В случае наличия в иностранном национальном водительском удостоверении разрешающих отметок, подтверждающих наличие права управления транспортными средствами нескольких категорий и (или) подкатегорий, обмен иностранного национального водительского удостоверения производится по результатам проведения экзаменов на право управления высшей из имеющейся в иностранном национальном водительском удостоверении категории или подкатегории либо любой из имеющейся в иностранном национальном водительском удостоверении категории или подкатегории в соответствии с заявлением владельца иностранного национального водительского удостоверения.
Для целей настоящего пункта категории и входящие в них подкатегории транспортных средств являются высшими по отношению к следующим категориям и входящим в них подкатегориям транспортных средств:
категория "B" является высшей по отношению к категории "A";
категория "C" является высшей по отношению к категориям "A", "B" и "BE";
категория "D" является высшей по отношению к категориям "A", "B", "C", "BE" и "CE".
Любая из категорий или подкатегорий транспортных средств является высшей по отношению к категории "M".
Пункт 38 Правил действительно устанавливает, что категория "D" является высшей по отношению к категориям "A", "B", "C", "BE" и "CE", однако, данное положение установлено только при обмене иностранного национального водительского удостоверения, то есть неприменимо к порядку получения российского национального водительского удостоверения гражданами Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к несогласию административного ответчика с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 13 июля 2021 года по административному делу N2а-6744/2021, оставить без изменения, апелляционную жалобу Калугина Сергея Алексеевича - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через Московский районный суд Санкт-Петербурга.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.