Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Мальцева Е.Г., рассмотрев жалобу законного представителя администрации муниципального района "Прилузский" ФИО4 на вступившие в законную силу постановление начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Республике Коми N от 17.06.2020, решение судьи Прилузского районного суда Республики Коми от 17.09.2020, решение судьи Верховного Суда Республики Коми от 11.11.2020, состоявшиеся в отношении администрации муниципального района "Прилузский" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Республике Коми N от 17.06.2020 администрация муниципального района "Прилузский" признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением судьи Прилузского районного суда Республики Коми от 16.07.2020 приведенное постановление отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального района "Прилузский" прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 указанного Кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Верховного Суда Республики Коми от 12.08.2020 решение судьи Прилузского районного суда Республики Коми от 16.07.2020 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Прилузский районный суд Республики Коми.
Решением судьи Прилузского районного суда Республики Коми от 17.09.2020, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Коми от 11.11.2020, постановление начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Республике Коми N от 17.06.2020 оставлено без изменения, жалоба защитника администрация муниципального района "Прилузский" ФИО3 - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель администрации муниципального района "Прилузский" Жук Н.Н. выражает несогласие с постановлением начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Республике Коми N от 17.06.2020, решением судьи Прилузского районного суда Республики Коми от 17.09.2020, решением судьи Верховного Суда Республики Коми от 11.11.2020, ставит вопрос об их отмене и прекращении производства по делу, ссылаясь на нарушение права на защиту при вынесении постановления должностным лицом, отсутствие состава административного правонарушения, рассмотрение жалобы с нарушением территориальной подсудности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
В соответствии с частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Основанием для привлечения администрации муниципального района "Прилузский" постановлением должностного лица к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой, послужили изложенные в обжалуемых актах выводы о том, что юридическое лицо, ответственное за организацию и контроль осуществления защиты и охраны земель сельскохозяйственного назначения от захламления отходами производства и потребления, муниципальный земельный контроль, организацию сбора, транспортирования и утилизации твердых коммунальных отходов на территории сельских поселений Спаспоруб и Лойма, проведение мероприятий по охране окружающей среды в отношении данных территорий, допустило захламление земель сельскохозяйственного назначения. На территории муниципального образования сельского поселения "данные изъяты" Прилузского района Республики Коми, на 1, 7 км дороги, ведущей от поворота с автодороги с. Лойма - пст. Коржинский в сторону д. Запольская на земельном участке сельскохозяйственного назначения, расположенном в южной части кадастрового квартала 11:01:9201001, на площади 5100 кв.м допущено несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов (стеклянная, пластиковая тара, упаковки из-под молочных продуктов, полиэтиленовая пленка, рубероид, банки, полиэтиленовая пленка, старая обувь, одежда, старые доски).
Вынесенное должностным лицом постановление было обжаловано защитником администрации в суд в порядке, предусмотренном статьями 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалоба рассмотрена судьей Прилузского районного суда Республики Коми, а так же вышестоящей судебной инстанцией по существу, постановление должностного лица оставлено без изменения.
Вместе с тем состоявшиеся по делу судебные решения законными признать нельзя по следующим основаниям.
Согласно статье 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
В соответствии с частью 1 статьи 23.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 8.7 (в части административных правонарушений, совершенных в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", включая мелиорированные земли), названного Кодекса, рассматривают территориальные органы Федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный карантинный фитосанитарный надзор, государственный надзор в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами и государственный земельный надзор.
При этом в силу части 2 статьи 29.5 названного Кодекса дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.
Настоящее дело рассмотрено начальником отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Республике Коми по месту проведения административного расследования.
Пунктом 3 части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 названного Кодекса, в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
В соответствии с этой нормой жалоба защитника администрации муниципального района "Прилузский" на постановление начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Республике Коми N от 17.06.2020 подлежала рассмотрению по месту рассмотрения дела Сыктывкарским городским судом Республики Коми.
Судья Прилузского районного суда Республики Коми при рассмотрении 17.09.2020 жалобы указанного лица нарушил правила подсудности.
Судьей областного суда допущенное судьей районного суда нарушение не устранено и оставлено без внимания.
В силу положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно правовой позиции, приведенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2007 N 623-О-П и от 15.01.2009 N144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно вопреки части 1 статьи 47 и части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.
Разрешение дела с нарушением правил подсудности не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу части 1 статьи 46 и части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.
Изложенное согласуется с правовой позицией, сформулированной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.06.2020 г. (вопрос N 56).
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Прилузского районного суда Республики Коми от 17.09.2020, решение судьи Верховного Суда Республики Коми от 11.11.2020, состоявшиеся в отношении администрации муниципального района "Прилузский" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Дело с жалобой защитника администрации муниципального района "Прилузский" на постановление начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Республике Коми N от 17.06.2020 подлежит направлению в Сыктывкарский городской суд Республики Коми на стадию принятия жалобы к рассмотрению.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
жалобу законного представителя администрации муниципального района "Прилузский" Жук Н.Н. удовлетворить частично.
Решение судьи Прилузского районного суда Республики Коми от 17.09.2020, решение судьи Верховного Суда Республики Коми от 11.11.2020, состоявшиеся в отношении администрации муниципального района "Прилузский" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело с жалобой защитника администрация муниципального района "Прилузский" ФИО3 на постановление начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Республике Коми N от 17.06.2020 направить в Сыктывкарский городской суд Республики Коми на стадию принятия жалобы к рассмотрению.
Судья Третьего кассационного суда Е.Г. Мальцева
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.