Судебная коллегия по уголовным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кувановой Ю.А, судей Гилязовой Е.В, Косицыной-Камаловой И.Р, при секретаре Кочетовой Н.П, рассмотрела в открытом судебном заседании материалы дела по кассационной жалобе осужденного Ильина И.А. на приговор Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26 апреля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Гилязовой Е.В, выступления осужденного Ильина И.А. и его адвоката Осипенкова Н.П, поддержавших доводы кассационной жалобы и просивших об изменении приговора и смягчении наказания, мнение прокурора отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Евтушевского Е.Е, полагавшего необходимым приговор изменить и смягчить осужденному наказание, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
по приговору Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26 апреля 2019 года
Ильин Игорь Алексеевич, "данные изъяты"
осужден:
- по п.п. "а, г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, с применением ст. 64 УК РФ, к 7 годам лишения свободы, со штрафом в размере 70 000 рублей;
- по ч. 3 ст. 30, п.п. "а, г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ к 6 годам лишения свободы, со штрафом в размере 60 000 рублей.
На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенных наказаний Ильину И.А. назначено окончательное наказание в виде лишения свободы на срок 8 лет, со штрафом в размере 80 000 рублей, с отбыванием лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Начало срока отбывания наказания исчисляется с 26 апреля 2019 года.
В срок наказания зачтено время содержания Ильина И.А. под стражей с 12 сентября 2018 года по день вступления приговора в законную силу.
Этим же приговором осужден Паршев П.А, в отношении которого приговор в кассационном порядке в настоящее время не обжалуется.
В апелляционном порядке приговор не обжаловался, вступил в законную силу 14 мая 2019 года (т. 5, л.д. 29).
Согласно приговору, Ильин И.А. признан виновным в незаконном сбыте наркотических средств - производного N-метилэфедрона, массой 2, 417 гр, совершенном с использованием электронных и информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет"), организованной группой, в крупном размере, а также в покушении на незаконный сбыт наркотических средств - производного N-метилэфедрона, массой, 22, 702 гр, совершенный с использованием электронных и информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет"), организованной группой, в крупном размере.
Преступления совершены при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре суда.
В кассационной жалобе осужденный Ильин И.А, не оспаривая установленных судом фактических обстоятельств преступлений, за совершение которых он осужден, выражает несогласие с приговором в части назначенного ему наказания, которое считает чрезмерно суровым.
В обоснование доводов указывает, что он полностью признал вину, в момент совершения преступлений не осознавал общественную опасность преступлений и характер возможных последствий ввиду молодого возраста. Считает, суд необоснованно отказал в применении положений ст. 64 УК РФ к преступлению, предусмотренному ч. 3 ст. 30, п.п. "а, г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ. Просит смягчить назначенное ему наказание.
В суде кассационной инстанции прокурор Евтушевский Е.Е. просил об изменении приговора и квалификации действий Ильина И.А. как единого преступления по преступлению от 11 сентября 2018 года и от 12 сентября 2018 года по ч. 3 ст. 30, п.п. "а, г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ и назначении наказания в виде лишения свободы на срок 6 лет со штрафом в размере 70 000 рублей с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, исключении указания на применение положений ч. 3 ст. 69 УК РФ.
Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационной жалобы осужденного, выслушав участников процесса, судебная коллегия считает приговор подлежащим изменению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
На основании ч. 1 ст. 401.16 УПК РФ суд кассационной инстанции не связан доводами кассационных жалобы или представления и вправе проверить производство по уголовному делу в полном объеме.
Вина осужденного Ильина И.А. в совершении деяний, связанных с незаконным сбытом наркотических средств подтверждается собранными по делу, исследованными в ходе судебного заседания и приведенными в приговоре доказательствами.
В ходе проверки состоявшихся судебных решений в соответствии с положениями ч. 1 ст. 401.16 УПК РФ судебная коллегия не усматривает оснований ставить под сомнение либо считать неверными выводы суда первой инстанции в части установления фактических обстоятельств по делу.
Суд, проанализировав доказательства по делу, дал им надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 88 УПК РФ.
Следствие и судебное разбирательство по делу проведены полно, всесторонне и объективно, все приведенные судом в обоснование виновности Ильина И.А. доказательства были получены с соблюдением требований УПК РФ, являются допустимыми.
Вместе с тем, судом допущены существенные нарушения уголовного закона, повлиявшие на исход дела, при квалификации действий Ильина И.А.
Как установлено судом, 11 сентября 2018 года Ильин И.А, выполняя в составе организованной группы функцию "закладчика", по указанию "оператора" получил и поместил наркотическое средство - производное N-метилэфедрона, массой 0, 48 гр, в тайник, то есть осуществил в составе организованной группы незаконный сбыт наркотического средства, в значительном размере. Последующий сбыт 12 сентября 2018 года в рамках этого же преступления части наркотического средства - производного N-метилэфедрона, массой 1, 937 гр. (0, 485 гр, 0, 477 гр, 0, 484 гр, 0, 490 гр.), то есть в крупном размере, не был доведен до конца, поскольку вышеуказанное наркотическое средство было изъято из незаконного оборота сотрудниками полиции в ходе осмотра места происшествия - тайников.
Суд квалифицировал эти действия осужденного Ильина И.А. как незаконный сбыт наркотических средств - производного N-метилэфедрона, массой 2, 417 гр. (0, 48 гр. и 1, 937 гр.), совершенный с использованием электронных и информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет"), организованной группой, в крупном размере.
Вместе с тем, квалифицировав действия Ильина И.А. по п.п. "а, г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, суд не учел положений Общей части УК РФ и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2006 N 14 (в редакции от 16.05.2017) "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами".
В соответствии с ч. 3 ст. 30 УК РФ покушением на преступление признаются умышленные действия (бездействие) лица, непосредственно направленные на совершение преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по независящим от этого лица обстоятельствам.
Согласно разъяснениям п.п. 13 - 13.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2006 N 14 (в редакции от 16.05.2017) "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами", под незаконным сбытом наркотических средств следует понимать незаконную деятельность, направленную на их возмездную либо безвозмездную реализацию другому лицу - приобретателю.
Незаконный сбыт следует считать оконченным преступлением с момента выполнения лицом всех необходимых действий по передаче приобретателю указанных средств независимо от их фактического получения приобретателем, при этом сама передача реализуемых средств приобретателю может быть осуществлена любыми способами, в том числе непосредственно или путем сообщения приобретателю о месте их хранения, или проведения закладки в обусловленном с ним месте и т.д.
Если лицо в целях осуществления умысла на незаконный сбыт наркотических средств незаконно приобретает, хранит, перевозит, изготавливает, перерабатывает эти средства, тем самым совершает действия, направленные на их последующую реализацию и составляющие часть объективной стороны сбыта, однако по не зависящим от него обстоятельствам не передает указанные средства приобретателю, то такое лицо несет уголовную ответственность за покушение на незаконный сбыт этих средств.
Согласно установленным судом фактическим обстоятельствам преступлений, Ильин И.А. по поручению "оператора" выполнил действия, направленные на сбыт полученных от него наркотических средств, для чего поместил их в тайники и данные о месте нахождения тайников передал "оператору", чтобы последний мог сообщить адреса тайников покупателям.
Преступление Ильиным И.А. не было доведено до конца, так как информация о нахождении тайников с наркотическим средством не была доведена до сведения потребителей, а помещенные в тайниках наркотические средства впоследствии были изъяты сотрудниками полиции.
Факт передачи осужденным Ильиным И.А. информации о месте расположения тайников с наркотическим средством участнику группы не свидетельствует об оконченности всего посягательства, совершаемого в соучастии, поскольку "оператор" совместно с осужденным является соисполнителем преступления в составе организованной группы, а не приобретателем наркотического средства.
Кроме того, суд пришел к выводу, что 11 и 12 сентября 2018 года Ильин И.А. и иное лицо по указанию от оператора - члена организованной группы получили для распространения наркотическое средство в крупном размере, часть которого разместили в тайниках, а оставшееся наркотическое средство продолжали хранить с целью дальнейшего незаконного сбыта в составе организованной преступной группы, однако их преступная деятельность была пресечена правоохранительными органами, и наркотическое средство в крупном размере было изъято из незаконного оборота.
Квалификация действий Ильина И.А, как самостоятельного преступления - покушения на сбыт оставшейся части наркотического средства - производного N-метилэфедрона, массой 22, 702 гр, в крупном размере, путем его незаконного хранения в целях сбыта, не соответствует описанию преступного деяния в приговоре.
Так, из описательно-мотивировочной части приговора следует, что 11 сентября 2018 года Ильин И.А. с иным лицом, получив наркотическое средство, массой 0, 48 гр, поместили его в тайник, из которого данное наркотическое средство приобрели Решетов и Игнатов, что у последних было изъято сотрудниками полиции, а затем 12 сентября 2018 года Ильин И.А. с иным лицом, получив наркотическое средство, массой 24, 639 гр, часть его общей массой 1, 937 гр, поместили в тайники, а оставшееся наркотическое средство, массой 22, 702 гр, продолжили хранить при себе и по месту своего жительства с целью дальнейшего незаконного сбыта, данные наркотические средства было изъяты сотрудниками полиции.
С учетом того, что органами предварительного следствия вменено и установлено судом наличие у Ильина И.А. и другого участника организованной группы единого умысла, направленного на незаконный сбыт наркотических средств, полученных ими как 11 сентября 2018 года, массой 0, 48 гр, так и 12 сентября 2018 года, массой 24, 639 гр. для последующей их реализации, часть из которых они разместили в тайниках, которые частично были оттуда изъяты Решетовым и Игнатовым, а также сотрудниками полиции у Ильина И.А. и другого соучастника преступления и по месту их проживания, действия Ильина И.А. в отношении всей массы наркотического средства следует квалифицировать как единое продолжаемое преступление по ч. 3 ст. 30, п.п. "а, г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ.
Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия считает необходимым действия Ильина И.А. переквалифицировать с п.п. "а, г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ и ч. 3 ст. 30 п.п. "а, г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ на ч. 3 ст. 30, п.п. "а, г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, как покушение на незаконный сбыт наркотических средств, совершенный с использованием электронных и информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет"), организованной группой, в крупном размере.
При назначении наказания Ильину И.А. суд учитывал требования ст.ст. 6, 60 УК РФ, характер и степень общественной опасности преступления, смягчающие обстоятельства: явку с повинной, активное способствование раскрытию и расследованию преступлений, изобличению и уголовному преследованию другого соучастника преступления, признание вины, раскаяние в содеянном, положительные характеристики по месту учебы, отсутствие отягчающих обстоятельств, данные о личности: привлечение к уголовной ответственности впервые, его поведение в ходе предварительного следствия и в суде, молодой возраст.
Учитывая все установленные судом обстоятельства и данные о личности осужденного Ильина И.А, по ч. 3 ст. 30, п.п. "а, г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ ему следует назначить наказание в виде лишения свободы, с дополнительным наказанием в виде штрафа.
С учетом всех установленных по делу обстоятельств, судом обоснованно не установлено оснований для применения положений ч. 6 ст. 15, ст. 73 УК РФ.
Поскольку с учетом последовательного применения ч. 3 ст. 66 УК РФ и ч. 1 ст. 62 УК РФ максимально возможный размер наказания соответствует минимальной санкции статьи, при назначении наказания Ильину И.А. ссылка на применение ст. 64 УК РФ не требуется.
В связи с квалификацией действий осужденного в отношении всей массы наркотического средства, установленной судом, как единого преступления по ч. 3 ст. 30, п.п. "а, г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, из приговора подлежит исключению указание о назначении наказания по совокупности преступлений на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ.
При таких обстоятельствах приговор Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26 апреля 2019 года в отношении Ильина И.А. подлежит изменению, а доводы кассационной жалобы - частичному удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 401.14 УПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
кассационную жалобу осужденного Ильина И.А. удовлетворить частично.
Приговор Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26 апреля 2019 года в отношении Ильина Игоря Алексеевича изменить.
Действия Ильина Игоря Алексеевича переквалифицировать с п.п. "а, г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ и ч. 3 ст. 30, п.п. "а, г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ на ч. 3 ст. 30, п.п. "а, г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ и назначить наказание в виде лишения свободы на срок 6 лет со штрафом в размере 60 000 рублей с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Исключить из описательно-мотивировочной и резолютивной частей приговора указание на назначение наказания по совокупности преступлений на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ.
В остальной части этот же приговор в отношении Ильина И.А. оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.