Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зеленского А.М, судей Корнюшенкова Г.В, Терентьевой Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Игнатьева С. В. на решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 26 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 12 мая 2021 года по административному делу N 2а-244/2021 по административному исковому заявлению Игнатьева С. В. о признании незаконными действий заместителя руководителя Государственной жилищной инспекции Архангельской области.
Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Игнатьев С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий заместителя руководителя Государственной жилищной инспекции Архангельской области Силуяновой Н.Ю, выразившихся в отказе во внесении изменений в реестр лицензий в части сведений о товариществе собственников недвижимого имущества "улица Гагарина 14/2" (далее - ТСНИ "улица Гагарина 14/2") в связи со сменой способа управления многоквартирным домом на основании уведомления от 31 июля 2020 года, а также действий по возложению обязанности представить документы, не предусмотренные законом.
В обоснование требований указал, что решением общего собрания собственников недвижимого имущества дома N 14/2 по улице Гагарина в городе Северодвинске собственники отказались от исполнения договора управления, заключенного с ООО "УК "Сармат", и изменили способ управления домом на управление товариществом, одновременно прекратив процедуру ликвидации товарищества. 31 июля 2020 года ТСНИ "улица Гагарина 14/2" направило административному ответчику уведомление о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом. 12 августа 2020 года в адрес ТСНИ "улица Гагарина 14/2" направлено письмо, в котором изложены обстоятельства, препятствующие принятию соответствующего решения о внесении изменений в реестр лицензий. Считает действия, выразившееся в отказе во внесении изменений в реестр лицензий незаконными, нарушающими его права как потребителя и собственника жилого помещения в спорном многоквартирном доме.
Решением Северодвинского городского суда Архангельской области от 26 января 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 12 мая 2021 года, в удовлетворении административного иска отказано
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 16 августа 2021 года, Игнатьев С.В. просит об отмене судебных постановлений, полагая, что они постановлены с неправильным применением норм материального и процессуального права, выразившиеся в не извещении на судебное заседание суда апелляционной инстанции. Указал, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Так судами неверно сделан вывод об отсутствии у него права на представление интересов собственников и товарищества. Полагает, что оспариваемые действия ответчика являлись незаконными.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно, в надлежащей форме, информация имеется, в том числе на официальном сайте суда, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
Судами первой и второй инстанции установлено, что ТСНИ "улица Гагарина 14/2" зарегистрировано в качестве юридического лица 20.02.2015 года.
03.04.2019 налоговым органом в ЕГРЮЛ была внесена запись о принятии решения о ликвидации юридического лица ТСНИ "улица Гагарина 14/2" на основании решения общего собрания собственников от 02.04.2019 года.
Согласно протоколу общего собрания собственников помещений вышеуказанного многоквартирного дома от 15.06.2020 собственниками приняты решения о прекращении процедуры ликвидации ТСНИ "улица Гагарина 14/2", об отказе от исполнения договора управления с ООО "УК "Сармат" в связи с невыполнением условий договора управления и изменении способа управления домом на товарищество собственников недвижимого имущества, о выборе правления в составе из 5 человек, выборе ревизионной комиссии в составе из 2 человек. Принято решение о выборе ТСНИ "Улица Гагарина 14/2" для управления данным домом.
Протокол от 15.06.2020 не содержит решения о выборе председателя правления ТСНИ "улица Гагарина 14/2" - законного представителя юридического лица, лица, имеющего право без доверенности действовать в интересах товарищества.
В адрес Инспекции от ТСНИ "улица Гагарина 14/2" поступило уведомление от 29.07.2020 о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом N 14/2 по ул. Гагарина в г.Северодвинске с 01.08.2020, подписанное председателем правления ТСНИ "улица Гагарина 14/2" Игнатьевым С.В. с приложением решения общего собрания собственников от 15.06.2020.
При этом по состоянию на дату 12.08.2020 согласно сведениям, содержащимся в выписке из ЕГРЮЛ, информации об отмене (прекращении) процедуры ликвидации ТСНИ "улица Гагарина 14/2" не имелось. ТСНИ "улица Гагарина 14/2" находилось в стадии ликвидации, Игнатьев С.В. являлся ликвидатором юридического лица.
Соответствующая запись внесена налоговым органом 25.09.2020 года по заявлению товарищества от 18.09.2020 года.
В рамках проведения проверки по поступившему уведомлению административным ответчиком заявителю дан ответ от 12 августа 2020 года с разъяснениями относительно отсутствия оснований для внесения соответствующих изменений в реестр лицензий.
Не согласившись с указанным ответом, Игнатьев С.В. как физическое лицо и собственник жилого помещения в многоквартирном "адрес" оспорил его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что уведомление ТСНИ "улица Гагарина 14/2" от 29.07.2020 о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом N 14/2 по ул.Гагарина в г.Северодвинске с 01.08.2020 направлено в Инспекцию до внесения сведений в ЕГРЮЛ об отмене (прекращении) процедуры ликвидации ТСНИ "улица Гагарина, 14/2", при не предоставлении решения собственников помещений в указанном доме о выборе ТСНИ "улица Гагарина 14/2" для управления многоквартирным домом, уведомление подписано председателем правления ТСНИ "улица Гагарина 14/2" Игнатьевым С.В. без подтверждения соответствующих полномочий на подписание указанного документа, фактически являющегося на дату его подписания ликвидатором ТСНИ "улица Гагарина 14/2", оснований для принятия решения о внесении изменений в реестр лицензий в отношении многоквартирного дома не имелось.
Судом апелляционной инстанции обоснованно указано, что административное исковое заявление предъявлено Игнатьевым С.В. как физическим лицом, иного материалы дела не содержат, административным истцом в ходе рассмотрения дела указано не было.
Вместе с тем, уведомление от 29.07.2020 о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом N 14/2 по ул. Гагарина в г.Северодвинске направлено в Инспекцию от ТСНИ "улица Гагарина 14/2", ответ должностного лица Инспекции от 12.08.2020 N 01-25/873 адресован ТСНИ "улица Гагарина 14/2", а не Игнатьеву С.В.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов.
Согласно части 7 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о государственной регистрации товарищества собственников жилья органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, товариществом собственников жилья представляются в орган государственного жилищного надзора сведения о выборе способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья и уведомление о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии счастью 7.1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае заключения товариществом собственников жилья договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией товариществом собственников жилья в течение пяти рабочих дней со дня заключения указанного договора представляются в орган государственного жилищного надзора сведения о заключении указанного договора в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно части 7.2 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения или расторжения договора управления многоквартирным домом, заключенного между товариществом собственников жилья и управляющей организацией, товариществом собственников жилья в течение пяти рабочих дней со дня прекращения или расторжения указанного договора представляются в орган государственного жилищного надзора сведения о заключении договора управления многоквартирным домом с другой управляющей организацией или уведомление о начале осуществления товариществом собственников жилья деятельности по управлению многоквартирным домом в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно части 1 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статьи 198).
В соответствии с частью 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 настоящей статьи сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в порядке и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом. Положения настоящей части распространяются также на случаи изменения способа управления многоквартирным домом и представления в связи с этим в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в частях 6 и 7 статьи 110, частях 7 и 8 статьи 135 настоящего Кодекса.
Приказом Минстроя России от 25 декабря 2015 года N 938/пр утверждены Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, которым предусмотрено проведение проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформление заключения, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.
Суды правомерно пришли к выводу о законности направленного в адрес ТСНИ "улица Гагарина 14/2" письма, а также об отсутствии нарушения прав и законных интересов административного истца
Такие выводы основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Статья 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регламентируя судебное разбирательство по рассматриваемой категории дел, предписывает суду, прежде всего, выяснять, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, обязывая его доказать это нарушение (пункт 1 части 9, часть 11).
Исходя из буквального толкования пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого решения незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: решение не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
Поскольку совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена, суд первой инстанции обосновано отказал в удовлетворении административного иска.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Вопреки утверждениям кассационной жалобы, суды дали надлежащую оценку всем юридически значимым обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебного акта, по настоящему административному делу не допущено.
Довод кассационной жалобы о не извещении о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции опровергается имеющимся в материалах дела уведомлением, врученным 29.04.2021 года лично Игнатьеву С.В, о извещении на судебное заседание, назначенное на 12 мая 2021 года. (т.2 л.д. 11)
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
Учитывая изложенного, судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не находит.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 26 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 12 мая 2021 года по административному делу N 2а-244/202- оставить без изменения, кассационную жалобу Игнатьева С. В. - без удовлетворения.
Решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 26 января 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 12 мая 2021 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 2 ноября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.