Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зеленского А.М, судей Корнюшенкова Г.В, Терентьевой Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кульбакина П. И. на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 01 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 27 мая 2021 года по административному делу N 2а-1561/2021 по административному исковому заявлению Кульбакина П. И. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, государственному инспектору Выборгского района Ленинградской области по использованию и охране земель Ершову Н. А. об обязании осуществить должным образом функцию земельного контроля, принять меры в отношении нарушений земельного законодательства.
Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А, выслушав пояснения Кульбакина П.И, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области Арахамия Н.О, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Кульбакин П.И. обратился в Выборгский городской суд Ленинградской области в котором просил обязать Выборгский отдел Росреестра осуществить должным образом функцию земельного контроля и принять меры в отношении нарушений земельного законодательства (самовольного занятия земель), осуществленных владельцем участка с кадастровым номером N
В обоснование требований административный истец указал, что 26.05.2020 г. через официальный сайт Росреестра им было подано заявление в электронном виде, зарегистрированное вх. N 52614- 2/20-20 от 26.05.2020 года. Данное обращение письмом из Росреестра от 11.06.2020 года N09836 было перенаправлено в нижестоящий территориальный отдел - Выборгский отдел Росреестра. Ответ из Выборгского отдела Росреестра от 07.09.2020 года N 1/05-1387/20 был направлен Кульбакину П.И. с нарушением установленного законом срока. С содержанием полученного ответа Выборгского отдела Росреестра от 07.09.2020 г. об отсутствии признаков самовольного занятия земель, примыкающих к земельному участку с кадастровым номером N, административный истец не согласен. Считает, Росреестром было оставлено без внимания, что забор, огораживающий земельный участок с кадастровым номером N, по собственным замерам административного истца, установлен с заступом в сторону дороги, а также огораживает часть земельного участка, в отношении которого административным истцом подано заявление о перераспределении. Административный истец также ссылается на то, что владелец земельного участка с кадастровым номером N Величко С.А. открыто заявляла, что распоряжается не принадлежащими ей частями земельного участка с кадастровым номером N, поэтому утверждение Отдела Росреестра об отсутствии признаков самовольного занятия земель владельцем участка с кадастровым номером N административный истец считает неверными.
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 01 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 27 мая 2021 года в удовлетворении административного иска отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 02 сентября 2021 года Кульбакин П.И. просит об отмене судебных постановлений, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам по делу.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области просит оставить судебные акты без изменения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Кульбакин П.И. является собственником земельного участка площадью 1150 +/- 12 кв.м, кадастровый N, расположенного по адресу: "адрес", "адрес", "адрес". Кульбакин П.И. ранее обращался в местную администрацию с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером N образуемого за счет части земель общего пользования, в чем Администрацией МО "Выборгский район" Кульбакину П.И. было отказано.
26.05.2020 г. в Управление Росреестра по Ленинградской области поступило обращение Кульбакина П.И. N 52614-2/20-20 в электронной форме, в котором Кульбакин П.И. указал, что владелец земельного участка с кадастровым номером N Величко С.А. распоряжается государственными землями, собственность на которые не разграничена, а именно, частями участка с кадастровым номером N. Кроме того, в обращении в Росреестр Кульбакин П.И. указал, что забор, огораживающий земельный участок с кадастровым номером N установлен со значительным заступом в сторону дороги.
15.06.2020 г. заместителем главного государственного инспектора Ленинградской области по использованию и охране земель года было утверждено задание на проведение административного обследования N 47/У-Ю-ТО: провести административное обследование земельных участков в срок до 29.06.2020 года.
Управлением был дан промежуточный ответ по обращению Кульбакина П.И. (от 26.05.2020 года вх. N 52614-2/20-20) с исх. N 09836 от 11 июня 2020 года, в котором было сообщено о принятом решении об организации административного обследования земельного участка с кадастровым номером N, и о том, что представленные в обращении материалы переданы в соответствующий территориальный отдел Управления.
Выборгским отделом Управления 16 июня 2020 года были получены скан-копии поступившего в Управление обращения Кульбакина П.И. для организации и проведения административного обследования земельного участка с кадастровым номером N, указанного в обращении не позднее окончания 2 квартала 2020 года (до 29.06.2020 года).
Государственным инспектором Выборгского района Ленинградской области по использованию и охране земель Ершовым Н.А, 22.06.2020 года было проведено административное обследование земельного участка с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес", "адрес", о результатах которого было сообщено в Управление, а также 22.06.2020 года государственным инспектором Выборгского района Ленинградской области по использованию и охране земель Ершовым Н.А. было составлено заключение N01-42-АО об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации, по окончанию составления которого, был подготовлен ответ Кульбакину П.И. на его обращение.
В ответе от 07.09.2020 г. N 1/05-1387/20-исх, подготовленном по результатам обследования и проверки Управление Росреестра указано, что земельный участок с кадастровым номером N используется в соответствии с разрешенным видом использования, земельный участок огорожен частично: с южной и западной сторон, с северной и восточной ограждение отсутствует. Признаков самовольного занятия земель, примыкающих к земельному участку с кадастровым номером N не выявлено. Также в ответе указано, что усматриваются признаки земельного спора, который предложено разрешить в соответствии со ст. 64 ЗК РФ в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что проверка по обращению Кульбакина П.И. была проведена в соответствии с Положением о государственном земельном надзоре, Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, утвержденным приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 18.06.2019 года N П/0240, проверка проведена уполномоченным органом в пределах компетенции. По существу обращения и результатам проверки административными ответчиками направлены административному истцу ответы от 07.09.2020 г. N 1/05-1387/20-исх. и 10.09.2020 г. N 15879. Само по себе не согласие административного истца с содержанием ответов не является основанием для удовлетворения заявленных требований.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и второй инстанции.
В силу части 1 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации, под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 71.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в рамках систематического наблюдения за исполнением требований законодательства Российской Федерации должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, проводится административное обследование объектов земельных отношений.
Под административным обследованием объекта земельных отношений понимается исследование его состояния и способов его использования на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (дистанционное зондирование (в том числе аэрокосмическая съемка, аэрофотосъемка), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований) и другими методами (часть 2 статьи 71.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу части 4 статьи 71.2 Земельного кодекса Российской Федерации, порядок проведения административного обследования объекта земельных отношений и форма акта административного обследования объекта земельных отношений утверждаются Правительством Российской Федерации.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, осуществляет функцию по государственному земельному надзору в соответствии с Положением о государственном земельном надзоре, а также Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, утвержденным приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 18.06.2019 года N П/0240.
Согласно п. 112 Административного регламента, при административном обследовании объектов земельных отношений проводится исследование состояния и способов использования объектов земельных отношений на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (данные дистанционного зондирования (в том числе аэрокосмической съемки, аэрофотосъемки), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований), информации, полученной по результатам визуального осмотра и другими методами.
В силу п. 115 Административного регламента результаты административного обследования объектов земельных отношений оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений, форма которого утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2015 года N 251 "Об утверждении Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений" или заключением об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации.
Критерием принятия решения о составлении акта административного обследования является выявление по итогам проведения административной процедуры признаков нарушений земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Критерием принятия решения о составлении заключения об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации является отсутствие по итогам проведения административной процедуры признаков нарушений земельного законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Суды, разрешая требования Кульбакина П.И по обязанию административного ответчика осуществить должным образом функцию земельного контроля и принять меры в отношении нарушений земельного законодательства (самовольного занятия земель), осуществленных владельцем участка с кадастровым номером N, учли, что к заявлению Кульбакиным П.И. была приложена схема расположения земельного участка, принадлежащего административному истцу с учетом земельных участков, предполагаемых к предоставлению в порядке перераспределения. На указанной схеме отображено, что исследуемые земельные участки не имеют ограждений, что не позволяет однозначно установить факт нарушения прав Кульбакина П.И, а свидетельствует о наличии спора о границах земельных участков.
При таких обстоятельствах, суды обоснованно пришли к выводу об отсутствии нарушения прав административного истца предполагаемым увеличением площади соседнего земельного участка за счет земель общего пользования.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Кассационная жалоба, доводов, обосновывающих необходимость отмены решения суда, апелляционного определения не содержит и сводится лишь к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов, и выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемого судебного постановления не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 01 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 27 мая 2021 года по административному делу N 2а-1561/2021 - оставить без изменения, кассационную жалобу Кульбакина П. И. - без удовлетворения.
Решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 01 марта 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 27 мая 2021 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 2 ноября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.