Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Ирышковой Т.В, Рогачевой В.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Военного комиссариата Калининградской области на решение Ленинградского районного суда города Калининграда от 29 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 12 мая 2021 года по делу N2-518/2021 по иску военного прокурора Гусевского гарнизона в защиту прав, свобод и законных интересов ФИО1 к ФКУ "Военный комиссариат Калининградской области" о понуждении произвести перерасчёт пенсии, заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Стешовиковой И.Г, объяснения прокурора Мазиной О.Н,
УСТАНОВИЛА:
военный прокурор Гусевского гарнизона, действуя в интересах ФИО1, обратился в суд с иском, в обоснование которого указал, что по результатам проведения прокурорской проверки исполнения законодательства о социальной защите военнослужащих, членов их семей, инвалидов и ветеранов боевых действий установлено, что ФИО1 является вдовой умершего ветерана боевых действий ФИО5 и получателем пенсии по случаю потери кормильца, в связи с чем имеет право на основании п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" на повышение пенсии по случаю потери кормильца на 32% расчетного размера пенсии. Однако, при установлении пенсии по случаю потери кормильца Дятловой Т.И. 1 июня 2012 года не было назначено и не выплачивалось соответствующее повышение к пенсии, в связи с чем просил обязать ответчика произвести расчет и выплатить ФИО1. недополученный размер пенсии за период с 1 июня 2012 года до 31 июля 2020 года с учетом повышения, предусмотренного п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона.
Решением Ленинградского районного суда города Калининграда от 29 января 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 12 мая 2021 года, исковые требования военного прокурора Гусевского гарнизона в защиту прав, свобод и законных интересов ФИО1 к ФКУ "Военный комиссариат Калининградской области" о понуждении произвести перерасчёт пенсии, удовлетворены.
На военный комиссариат Калининградской области возложена обязанность произвести перерасчет пенсии ФИО1 в соответствии с п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" с 1 июня 2012 года по 30 июля 2020 года и выплатить недополученную сумму пенсии.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене постановленных судебных актов, ссылается на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, что повлекло за собой вынесение судом неправомерных судебных актов.
Представитель прокуратуры в суде кассационной инстанции возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.1 ст.379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы, содержание судебных постановлений и материалы изученного дела о таких нарушениях не свидетельствуют.
Условия и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, регулируются Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Согласно ч. 2 ст. 5 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1 в случае гибели или смерти лиц, указанных в ст. 1 данного Закона, их семьи при наличии условий, предусмотренных данным Законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.
В силу требований п. "г" ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1, пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с указанным Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" "ж" и "и" Федерального закона "О ветеранах", а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 п. 1 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в ч. 1 ст. 46 указанного Закона.
Таким образом, пунктом "г" ч. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 определен круг лиц, которым повышаются установленные размеры пенсий. К числу таких лиц отнесены получающие пенсию по случаю потери кормильца члены семьи ветеранов боевых действий.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 является вдовой военнослужащего ФИО5, умершего 07.08.2010 года, являвшегося участником боевых действий в Афганистане в период с 09 июня 1983 года по 07 июля 1985 года, что подтверждается послужным списком, и получающему при жизни выплату пенсии с учетом повышения, предусмотренного п. "г" ч.1 ст.45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, в размере 100 % расчетного размера пенсии.
С 1 июня 2012 года ФИО1 назначена пенсия по случаю потери кормильца, в соответствии с законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении военнослужащих, однако пенсия назначена истице без учета ее повышения, предусмотренного п."г" ч. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1.
Соответствующий перерасчет пенсии ФИО1, с учетом спорной надбавки, произведен только с 31 июля 2020 года.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с положениями ст. ст. 45, 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" повышение пенсии производится не только лицам, являющимся ветеранами, но и членам их семьи при назначении пенсии по случаю потери кормильца, в связи с чем пришел к выводу, что на основании п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 истец имела право на повышение размера пенсии по случаю потери кормильца с момента назначения таковой.
Определяя период, за который надлежит произвести перерасчет назначенной истцу пенсии по случаю потери кормильца, суд первой инстанции применил ч. 2 ст. 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, в соответствии с которой сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Учитывая, что в пенсионном деле истца при назначении ей 1 июня 2012 года пенсии по потере кормильца имелись достаточные и бесспорные документы, подтверждающие статус ее супруга как ветерана боевых действий, последняя имела право на получение, пенсии по случаю потери кормильца в повышенном размере на момент обращения за назначением такой пенсии, вина ответчика в нарушении права ФИО1 на получение пенсии по случаю потери кормильца в повышенном размере с даты ее назначения, очевидна.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, отклонив доводы апелляционной жалобы военного комиссариата Калининградской области, что повышение пенсии возможно лишь в отношении самого ветерана боевых действий, а истец, не имеющая соответствующего статуса, правом на получение пенсии в повышенном размере не обладает, указав, что истец имеет право на повышение размера пенсии не в качестве ветерана боевых действий, а как член семьи погибшего ветерана боевых действий, Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон.
Доводы кассационной жалобы ответчика, что указаний о распространении Федерального закона от 20.07.2020 N 238-ФЗ на правоотношения, возникшие до введения его в действие, не имеется, в связи с чем не имеется оснований для перерасчета пенсии за прошлый период, являлись предметом исследования и оценки суда первой и апелляционной инстанций и обоснованно отклонены.
Федеральным законом от 20.07.2020 N 238-ФЗ внесены изменения в ст. 46 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1, вступившие в силу 31.07.2020, согласно которым в случае смерти (гибели) лиц, указанных в ч. 1 ст. 45 настоящего Закона, из числа лиц, на которых распространяется действие настоящего Закона, до назначения им пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности либо получателей пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, которые выплачивались с учетом повышений в соответствии со ст. 45 настоящего Закона, пенсия по случаю потери кормильца каждому нетрудоспособному члену семьи, имеющему на нее право, назначается с учетом этих повышений. В случае, если кормилец относился к лицам, указанным в п.п. "а - в" ч. 1 ст. 45 настоящего Закона, повышение к пенсии по случаю потери кормильца устанавливается исходя из ее размера.
До вступления в силу вышеуказанных изменений на дату назначения ФИО1 пенсии по случаю потери кормильца (01.06.2012) в п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 уже были внесены изменения Федеральным законом от 03.12.2007 N 319-ФЗ, вступившие в силу с 01.01.2008, согласно которым, назначаемые в соответствии с настоящим Законом пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца повышаются, в том числе ветеранам боевых действий, на 32 % расчетного размера пенсии, указанного в ч. 1 ст. 46 настоящего Закона.
Таким образом, повышение пенсии до 31.07.2020 определено законом, который действовал на дату обращения ФИО1 за назначением пенсии по случаю потери кормильца.
Согласно ч. 2 ст. 58 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким- либо сроком.
Установив изложенные обстоятельства, суд первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу, что с учетом наличия вины военного комиссариата Калининградской области в нарушении права истца на получение пенсии по случаю потери кормильца в повышенном размере с даты назначения таковой, требования в части возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет пенсии с учетом повышения, предусмотренного п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1, за период с 01.06.2012 по 30.07.2020 и выплатить ФИО1 недополученную сумму пенсии, являются обоснованными.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя повторяют правовую позицию, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, являлись предметом проверки и оценки судов, которые правомерно отвергнуты, как несостоятельные.
Вновь приводя данные доводы, заявитель не указывает на существенные нарушения норм материального или процессуального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций, повлиявшие на исход дела, и которые в силу статьи 379.7 ГПК РФ, являются основанием для отмены состоявшихся судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинградского районного суда города Калининграда от 29 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 12 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Военного комиссариата Калининградской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.