Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Ирышковой Т.В, Смирновой О.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО3 на решение Кольского районного суда Мурманской области от 10 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 14 июля 2021 года по делу N2-54/2021 по иску ФИО3 к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольском районе Мурманской области (межрайонное) о защите пенсионных прав, заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Стешовиковой И.Г,
УСТАНОВИЛА:
ФИО3 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольском районе Мурманской области (межрайонное) (далее - ГУ-УПФ РФ в Кольском районе) о защите пенсионных прав.
В обоснование заявленных требований указал, что обратился в ГУ УПФ РФ в Кольском районе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пунктов 1, 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа ФИО3 отказано в назначении досрочной страховой пенсии, ввиду отсутствия необходимой продолжительности специального стажа (Список N1). По состоянию на 12 марта 2020 г. стаж истца в районах Крайнего Севера составил 25 лет 11 месяцев 3 дня, страховой стаж - 27 лет 11 месяцев 8 дней, стаж работы в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях - 9 лет 8 месяцев 13 дней.
Не соглашаясь с решением пенсионного органа, полагал, что его работа в должности, предусмотренной Списком N 1, подтверждена записями в трудовой книжке и иной документацией.
Истец просил возложить на ответчика обязанность включить в льготный стаж периоды работы в плавсоставе на судах морского флота с 24 октября 2005 г. по 7 февраля 2006 г, 9 июня 2006 г. по 16 ноября 2006 г. и подземные работы (Список N 1) с 4 марта 1991 г. по 21 февраля 1994 г, а также назначить досрочную пенсию по старости с момента возникновения права.
Решением Кольского районного суда Мурманской области от 10 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением Мурманского областного суда от 14 июля 2021 года исковые требования ФИО3 удовлетворены частично.
На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации Кольском районе Мурманской области (межрайонное) возложена обязанность включить ФИО3 в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы в должности матроса войсковой части 56045 г. Мурманск с 24 октября 2005 г. по 7 февраля 2006 г. и 9 июня 2006 г. по 16 ноября 2006 г.
С Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольском районе Мурманской области (межрайонное) в пользу ФИО3 взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей. В удовлетворении искового заявления ФИО3 в остальной части, отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене постановленных судебных актов, ссылается на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, что повлекло за собой вынесение судом неправомерных судебных актов.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.1 ст.379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Поскольку судебные акты обжалуются истцом только в части отказа в удовлетворении исковых требований, то в соответствии с ч.1 ст.379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции считает возможным проверить законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе.
Доводы кассационной жалобы, содержание судебных постановлений и материалы изученного дела о таких нарушениях не свидетельствуют.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 года.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции, действующей на дату обращения истца в пенсионный орган) установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с часть 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4).
В силу части 3 статьи 2 Федерального закона "О страховых пенсиях" в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные данным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств- участников Содружества Независимых Государств (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина) урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Согласно пункту 2 статьи 6 Соглашения стран СНГ от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества ФИО9 осударств в области пенсионного обеспечения" для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего ФИО4 за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13 марта 1992 г.
При этом согласно статье 10 названного Федерального закона периоды работы и (или) иной деятельности засчитываются в данный стаж в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Однако для лиц, осуществлявших работу и (или) иную деятельность за пределами Российской Федерации, законодатель с целью гарантирования этим лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации, права на получение трудовой пенсии в пункте 2 указанной статьи закрепил возможность зачета периодов такой деятельности независимо от факта уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Кроме того, законодатель, исходя из необходимости сохранения пенсионных прав, приобретенных по нормам ранее действовавшего законодательства, в пункте 2 статьи 29 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" приравнял уплату платежей (взносов, налогов), существовавших в рамках пенсионной системы СССР, а также до 1 января 1991 г. в Российской Федерации, к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как следует из положений статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях", при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2).
Приведенные положения закона свидетельствуют о том, что пенсионное законодательство предполагает, что досрочное назначение страховой пенсии по старости может быть произведено пенсионным органом на основании документов, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере работы, обусловленного тем, что такая работа является строго индивидуализированной и зависит от ряда обстоятельств - количества отработанного времени, объема проделанной работы, квалификации (разряда) работника, режима работы, временной нетрудоспособности, обучения, выполнения необходимого объема работы, различных системы оплаты труда и премирования и т.д.
Согласно разъяснениям в пунктах 15 и 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
В силу статей 56, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать обстоятельства на которые ссылается в обоснование своих требований и возражений. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Как установлено судом, и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, 28 июля 1970 года рождения, зарегистрированный в системе государственного пенсионного страхования 2 декабря 1999 г, обратился с заявлением в ГУ УПФР в Кольском районе о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1, 9 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа от 30 июня 2020 г. N 73831/20 ФИО3 в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 1 и 9 части 1 статьи 30, части 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" отказано, ввиду отсутствия стажа работы с вредными условиями труда (Список N) и стажа в плавсоставе.
Из решения пенсионного органа следует, что документами подтверждено наличие у ФИО3: страховой стаж - 27 лет 09 месяцев 06 дней; стаж работы в РКС - 25 лет 08 месяц 25 дней; специальный стаж в плавсоставе - 09 лет 08 месяцев 13 дней; специальный стаж по Списку N 1 - не подтвержден.
Исходя из анализа действующего пенсионного законодательства, установление для лиц, осуществлявших трудовую деятельность на указанных работах, льготных условий приобретения права на пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности. В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации 16 июля 2014 г. принято Постановление N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах:
Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Списком N 1 в подразделе "Подземные работы в шахтах, рудниках и на приисках по добыче полезных ископаемых; в геологоразведке; на дренажных шахтах; на строительстве шахт, рудников, приисков" раздела 1 "Горные работы" поименованы а). "Все рабочие, занятые полный рабочий день на подземных работах в шахтах... " (код позиции 1010100а).
Подразделом 2 "Подземные работы на строительстве, реконструкции, техническом перевооружении и капитальном ремонте горных выработок" раздела 1 "Горные работы" Списка N 1 поименованы а). "Рабочие: "электрослесари на проходке" (код позиции ЮЮЗООа-19914), "электрослесари (слесари) дежурные и по ремонту оборудования" (код позиции ЮЮЗООа-19931).
В соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555, основным документом для назначения досрочной трудовой пенсии по старости за период до регистрации в качестве застрахованного лица является трудовая книжка.
В соответствии с пунктами 4-5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 5 Разъяснения Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда на пенсию за выслугу лет", утвержденным Постановлением Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
В специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, засчитываются периоды временной нетрудоспособности и ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
Подтверждением занятости работника на работах, дающих право на пенсионные льготы, могут служить любые первичные учетные документы предприятия, которыми он может подтвердить право конкретного работника на льготное пенсионное обеспечение, именно: штатное расписание, штатная расстановка, должностная/рабочая инструкция, журнал учета личного состава отдела, цеха, бригады и других структурных подразделений, наряды на выполнение соответствующих работ, лицевые счета, табели учета рабочего времени, расчетно-платежные ведомости на заработную плату, карты аттестации рабочих мест по условиям труда; журналы заданий и прочие документы.
Разрешая спор и давая правовую оценку доводам сторон, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для включения в стаж работы ФИО3, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ, и включении в специальный стаж периодов работы с 4 марта 1991 г. по 21 февраля 1994 г. в качестве электрослесаря третьего разряда в шахте "КОК-ЯНГАК" производственного объединения "Средазуголь", поскольку должность истца не предусмотрена Списком N 1 для включения в специальный стаж.
Согласно трудовой книжке, в период с 4 марта 1991 г. по 21 февраля 1994 г. ФИО3 работал в шахте "КОК-ЯНГАК" производственного объединения "Средазуголь" в должности электрослесаря третьего разряда с полным рабочим днем под землей.
Указанный период работы приобретен истцом на территории Кыргызской Республики.
Согласно приказу от 25 марта 1991 г. N 214-К, ФИО3 принят на работы с 4 марта 1991 г. в должности электрослесаря третьего разряда с полным рабочим днем под землей. Такие же сведения содержит личная карточка N.
Кроме того, из указанного приказа следует, что ФИО3 после двухнедельного обучения в учебном пункте направлен на участок РВ.
Согласно архивной справке, выданной "адрес" государственный архив Кок-Жангакский городской государственный архив от ДД.ММ.ГГГГ, в документах объединенного архивного фонда АО "Шахта "Кок-Жангак" и АООТ "Шахта "Коргон-Таш", в расчетных листках по заработной плате шахты "Кок-Янгак" за период с марта 1991 по февраль 1994 года включительно имеются сведения о начислении заработной платы ФИО3, который значится в должности электрослесаря подземного.
В соответствии с архивной справкой, выданной "адрес" государственный архив Кок-Жангакский городской государственный архив от 8 мая 2018 г, приказом Министерства угольной промышленности Киргизской ССР 2-н от 4 марта 1961 г. Рудоуправление "Кок-Янгауголь" реорганизовано, все шахты Рудоуправления "Кок-Янгакуголь" объединены в одну шахту "Кок-Янгак" с 1 марта 1961 г. Приказом N68 от 10 июня 1992 г. Министерством Угольной промышленности Республики Кыргызстан, все материальные ценности шахты "Кок-Янгак" производственного объединения "Средазуголь" переданы на баланс Госконцерна "Кргызкомур". На основании постановления N 166 от 11 октября 1996 г. фонда Государственного имущества Кыргызской Республики "О преобразовании шахты "Кок-Янгак" в Государственное акционерное общество с последующем приватизацией по индивидуальном проекту" шахта "Кок-Янгак" реорганизовала в ГАО "Шахта Кок-Жангак". На основании приказа N 40 от 9 июня 2000 г. Жалал-Абадского отделения фонда Государственного имущества Кыргызской Республики "О реорганизации ГАО "Шахта "Кок-Жангак" и создании на его базе акционерного общества "Шахта "Кок-Жанкгак" и акционерного общества открытого типа "Шахта "Коргон-Таш" правопреемником ГАО "Шахта "Кок-Жангак" являлась АООТ "Шахта "Коргон-Таш", которая осуществляла горные работы по строительству и реконструкции техническим перевооружением и расширению производства по добыче угля подземным способом. На основании протокола собрания кредиторов N 1 от 3 января 2003 г. АООТ "Шахта "Коргон-Таш" и АО "Шахта "Кок-Жангак" объявлены банкротами и назначен специальный администратор для проведения процедуры банкротства. В настоящее время шахта ликвидирована, правопреемников не имеет и справки уточняющие особы характер работы выдать не может.
Отказывая в удовлетворении требования истца о включении указанного периода в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по п.1 ч.1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", суд исходил из того, что Списком N, утвержденным постановлением ФИО1 от 26 января 1991 г. N 10, раздел 1 "Горные работы", код 10103300а-19931 предусмотрено, что правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются электрослесари (слесари) дежурные по ремонту оборудования и электрослесари по проходке, в то время как истец работал в шахте "КОК-ЯНГАК" производственного объединения "Средазуголь" в должности электрослесаря третьего разряда с полным рабочим днем под землей.
Из представленных в дело документов невозможно установить, в какой именно должности работал истец - имеющиеся в деле копии трудовой книжки и карточки Т-2, архивные справки содержат сведения о работе истца в должностях "электрослесарь подземный", "электрослесарь третьего разряда с полным рабочим днем под землей". Вместе с тем, указанные должности Списком N 1 не предусмотрены.
Само по себе выполнение истцом работы в период с 4 марта 1991 г. по 21 февраля 1994 г. в качестве электрослесаря третьего разряда, не свидетельствует о выполнении трудовой функции тождественной профессиям, предусмотренных Списком N 1.
При этом, суд первой инстанции пришел к выводу, что с учетом включенных периодов в плавсоставе на судах морского флота с 24 октября 2005 г. по 7 февраля 2006 г, 9 июня 2006 г. - 16 ноября 2006 г, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости, специальный стаж истца составил 10 лет 05 месяцев (плавсостав), при требуемом 12 лет 6 месяцев, либо 10 лет по Списку N, данный стаж на день обращения ФИО3 в ГУ УПФ РФ в Кольском районе с заявлением о назначении досрочной пенсии не наступил, в связи с чем право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 и 9 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" у истца не возникло.
Судебная коллегия апелляционной инстанции согласилась с выводами суда первой инстанции.
Апелляционная инстанция отклонила доводы апелляционной жалобы, что характер выполняемой истцом работы подтвержден приказом о приеме на работу, а также записью в трудовой книжке, поскольку в отсутствие соответствующих письменных доказательств, исходя из положений части 3 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях", отсутствуют указания, подтверждающие особенности работы (работы в определенных условиях), определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение страховой пенсии по старости (аналогичное правило предусматривал пункт 3 статьи 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон.
Вопреки доводам кассационной жалобы, что суды проигнорировали доводы заявителя, всем представленным сторонами доказательствам судами первой и апелляционной инстанции дана надлежащая оценка. Несогласие с оценкой доказательств, данной судами, не может служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя повторяют правовую позицию, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, являлись предметом проверки и оценки судов, которые правомерно отвергнуты, как несостоятельные.
Вновь приводя данные доводы, заявитель не указывает на существенные нарушения норм материального или процессуального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций, повлиявшие на исход дела, а выражает несогласие с выводами суда в части оценки установленных обстоятельств дела, что не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступившего в законную силу судебного постановления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кольского районного суда Мурманской области от 10 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 14 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО3 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.