Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Кувшинов В.Е., рассмотрев жалобу главного врача государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Волжская центральная городская больница" ФИО14 на вступившие в законную силу постановление судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 17 июня 2021 года, решение судьи Верховного суда Республики Марий Эл от 03 августа 2021 года, вынесенные в отношении государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Волжская центральная городская больница" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 17 июня 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного суда Республики Марий Эл от 03 августа 2021 года, государственное бюджетное учреждение Республики Марий Эл "Волжская центральная городская больница" (далее - учреждение, ГБУ РМЭ "Волжская ЦГБ") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, главный врач государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Волжская центральная городская больница" ФИО15 просит обжалуемые судебные акты отменить, производство по делу прекратить.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, распределения, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и включенных в список I и таблицу I списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ либо хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, либо непредставление в государственный орган предусмотренной законом отчетности о деятельности, связанной с их оборотом, несвоевременное представление такой отчетности или представление такой отчетности в неполном объеме или в искаженном виде.
Согласно части 2 статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях те же действия, совершенные в отношении прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, включенных в таблицу II списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ или без таковой.
В таблицу II списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 года N 681, включен метилметакрилат в концентрации 15 процентов и более.
В соответствии с пунктами 4, 12 статьи 30 Федерального закона от 08 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (далее - Федеральный закон N 3-ФЗ) к мерам контроля за оборотом прекурсоров, внесенных в Таблицу II Списка IV, относятся, в частности, установление требований об отчетности о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров; установление требований по обеспечению безопасности деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, и исключению доступа к ним посторонних лиц; регистрация в специальных журналах любых операций с прекурсорами.
При осуществлении деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, внесенных в Список IV, любые операции, при которых изменяется их количество, подлежат регистрации в специальных журналах лицами, на которых эта обязанность возложена руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем. Указанные журналы хранятся в течение 10 лет после внесения в них последней записи. Порядок ведения и хранения журналов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 июня 2010 года N 419 утверждены Правила представления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отчетов о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ (далее - Правила предоставления отчетов) и Правила ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ (далее - Правила ведения и хранения журналов).
Подпунктом "г" пункта 2 Правил предоставления отчетов предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие в установленном порядке производство прекурсоров, внесенных в список IV перечня, а также реализацию и использование прекурсоров, внесенных в таблицы I и II списка IV перечня, направляют почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо доставляют нарочным в территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту нахождения юридического лица или по месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя годовой отчет о количестве каждого использованного прекурсора, внесенного в таблицы I и II списка IV перечня, - ежегодно, не позднее 20 февраля, по форме согласно приложению N 4.
Пунктом 1 Правил ведения и хранения журналов предусмотрено ведение журнала регистрации операций по форме согласно приложению к правилам.
Пунктами 2, 8, 9, 11 Правил ведения и хранения журналов установлено, что при осуществлении видов деятельности, связанных с оборотом прекурсоров, любые операции, при которых изменяется количество прекурсоров, подлежат занесению в специальный журнал регистрации операций, в которых подлежат указанию наименование прекурсоров в соответствии со Списками I и IV Перечня, так и их наименования, под которыми они получены юридическим лицом. Нумерация в журнале операций осуществляется в пределах календарного года в порядке возрастания номеров. Не использованные страницы журналов прочеркиваются и не используются в следующем календарном году. Исправления в журналах регистрации операций заверяются подписью лица, ответственного за их хранение и ведение. Подчистка и незаверенные исправления в журналах регистрации не допускаются.
Как усматривается из материалов дела, Управлением по контролю за оборотом наркотиков Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл проведена плановая выездная проверка соблюдения требований законодательства, регламентирующего оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в ГБУ РМЭ "Волжская ЦГБ", расположенном по адресу: "адрес".
В ходе проверки установлено, что ГБУ РМЭ "Волжская ЦГБ" осуществляет медицинскую деятельность, в рамках которой осуществляет приобретение, хранение и использование прекурсора метилметакрилат, внесенного в таблицу II списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 года N 681. Проверкой выявлены следующие нарушения приведенных выше требований Федерального закона N З-ФЗ, Правил ведения и хранения журналов:
- в нарушение пункта 1 Правил ведения журналов, зубной техник ФИО16 отображала оборот прекурсоров с января 2020 года по апрель 2021 года в журнале неустановленной формы;
в нарушение пункта 2 Правил ведения журналов старшая медицинская сестра ФИО17 в журнале регистрации операций за 2018 год не отобразила передачу зубному технику ФИО18 "данные изъяты" массой 100 гр.; старшая медицинская сестра ФИО19 в журнале регистрации операций за 2020 год не отобразила передачу зубному технику ФИО20 "данные изъяты" массой 40 гр.; зубной техник ФИО21 в журнале регистрации операций за 2019 год не отобразила поступление от старшей медицинской сестры ФИО22 "данные изъяты" массой 100 гр.; зубной техник ФИО23 в журнале регистрации операций указала остаток на 31 декабря 2018 года "данные изъяты" - 0; остаток на 1 января 2019 года "данные изъяты" - 100 гр.; зубной техник ФИО24 в журнале регистрации операций за 2019 год не отобразила оборот "данные изъяты"; зубной техник ФИО25 в журнале регистрации операций за 2021 год не отобразила поступление от старшей медицинской сестры ФИО26 "данные изъяты" массой 50 гр.; зубной техник ФИО27 в журнале регистрации операций указала остаток на 31 декабря 2020 года "данные изъяты" - 0; остаток на 1 января 2021 года "данные изъяты" - 50 гр.; зубной техник ФИО28 в журнале регистрации операций за 2019 года не отобразила поступление от старшей медицинской сестры ФИО29 "данные изъяты" массой 100 гр.;
в нарушение пункта 8 Правил ведения журналов в журналах регистрации операций ГБУ РМЭ "Волжская ЦГБ" не указано наименование прекурсора в соответствии с Таблицей II Списка IV Перечня;
в нарушение пункта 9 Правил ведения журналов зубной техник ФИО30 отображала оборот прекурсоров с 2017 года по 2019 год включительно в одном журнале регистрации операций. В настоящее время зубной техник ФИО31 ведет журнал регистрации операций, записывая оборот прекурсоров с января 2020 года по апрель 2021 года. Не использованные в текущем календарном году страницы журналов ответственными за ведение и хранение журналов не прочеркивались;
в нарушение пункта 11 Правил ведения журналов в журнале регистрации операций зубного техника ФИО32 за 2019 год исправления не заверены подписью лица, ответственного за его ведение и хранение;
- в нарушение подпункта "г" пункта 2 Правил предоставления отчетов, ГБУ РМЭ "Волжская ЦГБ" до 20 февраля 2021 года не направило годовой отчет о количестве использованных в 2020 году прекурсоров, внесенных в Таблицу II Списка IV Перечня.
Из рапорта старшего оперуполномоченного ОКСЛО УНК МВД по Республике Марий Эл ФИО33 от 27 апреля 2021 года следует, что по результатам проверки установлено, что ГБУ РМЭ "Волжская ЦГБ" осуществляет оборот материалов: "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", содержащие в своем составе метилметакрилат в концентрации 15% или более.
Данные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении ГБУ РМЭ "Волжская ЦГБ" производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.16 КоАП РФ и проведения административного расследования, о чем вынесено определение от 27 апреля 2021 года.
Судья городского суда, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, пришла к выводу об исключении из объема обвинения следующих нарушений: старшая медицинская сестра ФИО34 в журнале регистрации операций за 2018 год не отобразила передачу зубному технику ФИО35 "данные изъяты" массой 100 гр.; зубной техник ФИО36 в журнале регистрации операций за 2019 год не отобразила поступление от старшей медицинской сестры ФИО37 "данные изъяты" массой 100 гр.; зубной техник ФИО38 в журнале регистрации операций указала остаток на 31 декабря 2018 года "данные изъяты" - 0; остаток на 1 января 2019 года "данные изъяты" - 100 гр.; зубной техник ФИО39 в журнале регистрации операций за 2019 год не отобразила оборот "данные изъяты"; зубной техник ФИО40 в журнале операций за 2019 год не отобразила поступление от старшей медицинской сестры ФИО41 "данные изъяты" массой 100 гр.; в журналах регистрации операций ГБУ РМЭ "Волжская ЦГБ" не указано наименование прекурсоров; зубной техник ФИО42 отображала оборот прекурсов с 2017 года по 2019 год включительно в одном журнале регистрации операций; в журнале регистрации операций зубного техника ФИО43 за 2019 год исправления не заверены подписью лица, ответственного за ведения и хранение; не использованные в текущем году страницы журналов ответственным за ведение и хранение журналов не прочеркивались, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В остальной части судья городского суда пришла к обоснованному выводу о доказанности факта совершения всех указанных нарушений ГБУ РМЭ "Волжская ЦГБ", которые образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия ГБУ РМЭ "Волжская ЦГБ" правильно квалифицированы по части 2 статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного Кодекса.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 18 мая 2021 года (л.д. 1 - 4); распоряжением о проведении плановой выездной проверки от 23 марта 2021 года (л.д. 6-9); актом проверки от 27 апреля 2021 года N (л.д. 22-26); определением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении и проведении административного расследования от 27 апреля 2021 года (л.д. 30-31); письменными объяснениями ФИО44 (л.д. 12), ФИО45 (л.д. 14-15), ФИО46 (л.д. 16-17), ФИО47 (л.д. 18-19), ФИО48 (л.д. 20-21), ФИО49 (л.д. 32-33); журналами регистрации операций, при которых изменяется количество прекурсоров наркотических средств (л.д. 46-49, 60-61, 69-71, 75-77, 87-107), и иными доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Несогласие заявителя с этими выводами судов и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в данном деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Порядок и срок привлечения ГБУ РМЭ "Волжская ЦГБ" к административной ответственности соблюдены.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела позволили нижестоящим судам сделать вывод о том, что учреждением не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.
С учетом характера совершенного ГБУ РМЭ "Волжская ЦГБ" деяния, фактических обстоятельств настоящего дела судебные инстанции правомерно пришли к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В рассматриваемом случае, учитывая, что учреждением допущены нарушения, связанные с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, не установлено наличие совокупности всех условий, при которых в соответствии с положениями части 2 статьи 3.4, части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях допускается замена административного штрафа предупреждением.
Доводы жалобы относительно необходимости замены назначенного судом наказания в виде административного штрафа на административное приостановление деятельности не могут быть приняты во внимание в силу следующего.
В соответствии с абзаца 2 части 1 статьи 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Все доводы поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Волжская центральная городская больница" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из доводов жалобы, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, не следует, что при рассмотрении настоящего дела допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в соответствии с санкцией части 2 статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с применением положений части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 17 июня 2021 года, решение судьи Верховного суда Республики Марий Эл от 03 августа 2021 года, вынесенные в отношении государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Волжская центральная городская больница" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу главного врача государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Волжская центральная городская больница" ФИО50 - без удовлетворения.
Судья В.Е. Кувшинов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.