Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Кувшинов В.Е., рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью Частное охранное предприятие "Арслан" ФИО12 на вступившие в законную силу постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан N от 17 декабря 2020 года, решение судьи Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 08 февраля 2021 года, решение судьи Верховного суда Республики Башкортостан от 24 марта 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью Частное охранное предприятие "Арслан" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан N от 17 декабря 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 08 февраля 2021 года, решением судьи Верховного суда Республики Башкортостан от 24 марта 2021 года, общество с ограниченной ответственностью Частное охранное предприятие "Арслан" (далее - общество, ООО ЧОП "Арслан") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, директор общества с ограниченной ответственностью Частное охранное предприятие "Арслан" ФИО13 просит обжалуемые акты отменить, производство по делу прекратить.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность наступает за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Частью 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательными для включения в трудовой договор являются в том числе следующие условия: место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения; трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов; гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте; условия труда на рабочем месте; условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами; другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Как следует из материалов дела, в сентябре 2020 года прокуратурой Демского района г. Уфы проведена проверка исполнения ООО ЧОП "Арслан" требований трудового законодательства по адресам: "адрес", "адрес", в ходе которой установлено следующее.
ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ г.р, с января 2020 года по настоящее время привлечена к работе в качестве охранника зданий (помещений) ООО ЧОП "Арслан" по адресу: "адрес". Осуществление трудовой деятельности ФИО15 в ООО ЧОП "Арслан" подтверждается личной карточкой охранника серии N, выданной 2 мая 2019 года начальником ЦЛРР УФСВНГ РФ по РБ ФИО16, а также пояснениями ФИО17 от 01 января 2020 года.
ФИО18, ДД.ММ.ГГГГ г.р, с января 2020 года по настоящее время привлечена к работе в качестве охранника зданий (помещений) ООО ЧОП "Арслан" по адресу: "адрес". Осуществление трудовой деятельности ФИО19 в ООО ЧОП "Арслан" подтверждается личной карточкой охранника серии N, выданной 5 ноября 2019 года начальником ЦЛРР УФСВНГ РФ по РБ ФИО20, а также пояснениями ФИО21 от 02 октября 2020 г.
Согласно графику несения службы на апрель 2020 года ФИО22, ДД.ММ.ГГГГ г.р, с апреля 2020 года по настоящее время привлечен к работе в качестве охранника зданий (помещений) ООО ЧОП "Арслан" по адресу: "адрес". Осуществление трудовой деятельности ФИО23 в ООО ЧОП "Арслан" подтверждается личной карточкой охранника серии N, выданной 23 мая 2019 г. начальником ЦЛРР УФСВНГ РФ по РБ ФИО24
Согласно графику несения службы на апрель 2020 года ФИО25, ДД.ММ.ГГГГ г.р, с апреля 2020 года по настоящее время привлечен работе в качестве охранника зданий (помещений) ООО ЧОП "Арслан" по адресу: "адрес". Осуществление трудовой деятельности ФИО26 в ООО ЧОП "Арслан" подтверждается личной карточкой охранника серии N, выданной начальником ЦЛРР УФСВНГ РФ по РБ ФИО27
ФИО28, ДД.ММ.ГГГГ г.р, с января 2020 года по настоящее время привлечена к работе в качестве охранника зданий (помещений) ООО ЧОП "Арслан" по адресу: "адрес". Осуществление трудовой деятельности ФИО29 в ООО ЧОП "Арслан" подтверждается личной карточкой охранника серии N, выданной 23 мая 2019 г. начальником ЦЛРР УФСВНГ РФ по РБ ФИО30, а также пояснениями ФИО31 от 03 января 2020 года.
ФИО32, ДД.ММ.ГГГГ г.р, с января 2020 года по настоящее время привлечена к работе в качестве охранника зданий (помещений) ООО ЧОП "Арслан" по адресу: "адрес". Осуществление трудовой деятельности ФИО33 в ООО ЧОП "Арслан" подтверждается личной карточкой охранника серии N, выданной 23 мая 2019 года начальником ЦЛРР УФСВНГ РФ по РБ ФИО34, а также пояснениями ФИО35 от 30 сентября 2020 года.
Согласно графику несения службы на апрель 2020 года ФИО36, ДД.ММ.ГГГГ г.р, с апреля 2020 г. по настоящее время привлечен к работе в качестве охранника зданий (помещений) ООО ЧОП "Арслан" по адресу: "адрес".
15 октября 2020 года директором ООО ЧОП "Арслан" ФИО37 были представлены трудовые договора, заключенные с ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43
Проверкой содержания трудовых соглашений выявлено, что в трудовые договоры не включены сведения о месте работы, выполняемой трудовой функции, не указана характеристика условий труда, гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте. Изложенное является нарушением требований статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации.
Вопреки требованиям статьи 59 Трудового кодекса Российской Федерации без наличия необходимых условий с ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО50 заключены срочные трудовые договоры.
24 ноября 2020 года заместителем прокурора Демского района г. Уфы вынесено 7 постановлений о возбуждении в отношении ООО ЧОП "Арслан" дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выявленные нарушения послужили основанием для направления указанных материалов с постановлениями о возбуждении дел об административных правонарушениях в Государственную инспекцию труда в Республике Башкортостан для рассмотрения.
Определением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан от 10 декабря 2020 года дела об административных правонарушениях объединены в одно производство, так как нарушения совершены в результате одной проверки и в один и тот же промежуток времени.
17 декабря 2020 года главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан вынесено одно постановление N о привлечении ООО ЧОП "Арслан" к административной ответственности, установленной указанной нормой.
Проверяя дело об административной правонарушении, судья Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан, с которым согласился судьи Верховного суда Республики Башкортостан, пришел к выводу, что процессуальных нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу не допущено.
Вместе с тем состоявшиеся по делу акты законными признать нельзя.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
При вынесении 08 февраля 2021 года решения по результатам рассмотрения поданной в порядке, предусмотренном статьями 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, жалобы на постановление должностного лица, судья районного суда не проверил обоснованность объединения должностным лицом административных дел, что нарушения требований трудового законодательства, выявленные в ходе проверки прокуратурой, допущены обществом не в результате одного бездействия, поэтому должностное лицо необоснованно объединило дела об административных правонарушениях и назначило обществу административное наказание по правилам части 2 статьи 4.4 названного Кодекса.
Данной нормой установлено, что при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) названного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
В рассматриваемом случае отсутствовали основания для объединения дел об административных правонарушениях и применения положений указанной нормы, так как выявленные в рамках проверки нарушения требований трудового законодательства допущены не в результате одного бездействия. Дела об административных правонарушениях неправомерно объединены должностным лицом в одно производство, что повлекло нарушение правил назначения административного наказания.
Допущенное должностным лицом нарушение нижестоящими судебными инстанциями оставлено без должного внимания.
При таких обстоятельствах постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан N от 17 декабря 2020 года, решение судьи Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 08 февраля 2021 года, решение судьи Верховного суда Республики Башкортостан от 24 марта 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью Частное охранное предприятие "Арслан" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законными признаны быть не могут и подлежат отмене.
Вместе с тем в настоящее время исключена возможность устранения допущенного должностным лицом и нижестоящими судебными инстанциями нарушения путем возвращения дела на новое рассмотрение должностному лицу.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства составляет один год со дня совершения (обнаружения) административного правонарушения.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, обсуждаться не может.
В силу статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ухудшение положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при проверке вступивших в законную силу постановлений и решений по делу об административном правонарушении недопустимо.
Эта норма корреспондирует требованиям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 г.), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Таким образом, настоящее дело не может быть возвращено на новое рассмотрение для устранения допущенных нарушений, так как принятие подобного решения повлечет ухудшение положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
С учетом того, что на момент рассмотрения в Шестом кассационном суде общей юрисдикции жалобы директора общества с ограниченной ответственностью Частное охранное предприятие "Арслан" ФИО51 срок давности привлечения общества к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек, производство по настоящему делу на основании положений пункта 4 части 2 статьи 30.17 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу директора общества с ограниченной ответственностью Частное охранное предприятие "Арслан" ФИО52 удовлетворить.
Постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан N от 17 декабря 2020 года, решение судьи Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 08 февраля 2021 года, решение судьи Верховного суда Республики Башкортостан от 24 марта 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью Частное охранное предприятие "Арслан" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья В.Е. Кувшинов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.