Судебная коллегия по уголовным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Борченко Д.Ю, судей Курунтяевой О.Д, Сергеевой Т.Ю, при секретаре Пименове А.М, с участием:
прокурора Клименко О.В, осужденного Решетова В.М, защитника-адвоката Борецкой А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационной жалобе осужденного Решетова Владимира Михайловича на приговор Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 26 сентября 2018 года.
Заслушав доклад судьи Борченко Д.Ю, выступление осужденного Решетова В.М, посредством видеоконференц-связи, защитника-адвоката Борецкой А.А, поддержавших доводы жалобы осужденного, мнение прокурора Клименко О.В, полагавшего приговор изменить, судебная коллегия
установила:
приговором Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 26 сентября 2018 года
Решетов Владимир Михайлович, дата, уроженец "данные изъяты", гражданин "данные изъяты", не судимый, осужден по п. "а" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ с применением ст. 64 УК РФ к 5 годам лишения свободы, по ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ с применением ст. 64 УК РФ к 6 годам лишения свободы.
На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний окончательно назначено 7 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Срок наказания исчислен с 26 сентября 2018 года.
В срок отбытия наказания зачтено время содержания под стражей с 4 июня 2018 года по 25 сентября 2018 года.
Приговором определена судьба вещественных доказательств.
В апелляционном порядке приговор не пересматривался.
Приговором суда Решетов В.М. признан виновным в незаконном сбыте наркотических средств с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет"), группой лиц по предварительному сговору, а также в покушении на незаконный сбыт наркотических средств с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет"), группой лиц по предварительному сговору, в крупном размере.
Преступления совершены в период времени, месте и при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.
В кассационной жалобе осужденный Решетов В.М. выражает несогласие с приговором суда ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неверной квалификации его действий.
Считает, что его действия неправильно квалифицированы по п. "а" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ как оконченное преступление, поскольку наркотические средства не были переданы непосредственно приобретателю, в ходе осмотра места происшествия наркотическое средство было изъято из тайника-закладки сотрудниками полиции, в связи с чем, его действия носят неоконченный характер и должны быть квалифицированы как покушение на преступление. Также ссылается на необоснованное вменение по обоим эпизодам преступлений квалифицирующего признака "группой лиц по предварительному сговору", поскольку квалифицирующий признак не нашел своего подтверждения по материалам дела.
Указывает, что создал свой интернет-магазин для сбыта наркотических средств, которые приобретал через интернет-площадку у оптовых поставщиков. Наркотическими средствами распоряжался по своему усмотрению, каких-либо доказательств о том, что у него с продавцом наркотических средств был предварительный сговор на их сбыт, материалы дела не содержат, тайники для своего интернет-магазина он оборудовал самостоятельно, лиц, причастных к оборудованию тайников по делу не установлено.
Просит приговор изменить, снизить назначенное наказание.
Проверив производство по настоящему уголовному делу в полном объёме, в соответствии со ст. 401.16 УПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав мнение участников процесса, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судебное разбирательство по настоящему делу проведено в соответствии со ст. ст. 273-291 УПК РФ.
Как усматривается из материалов уголовного дела, выводы суда о виновности Решетова В.М. в совершении преступлений являются обоснованными и подтверждаются совокупностью приведенных в приговоре доказательств, в том числе: показаниями осужденного Решетова В.М, данные им в ходе предварительного следствия об обстоятельствах создания интернет-магазина для приобретения наркотических средств для личного употребления и последующего сбыта, организации тайников-закладок с наркотическим средством, обстоятельствах задержания, изъятия тайников-закладок; показаниями свидетелей В С.В, П А.С, С Д.О, П И.В. - сотрудников полиции об обстоятельствах проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении Решетова В.М, остановки транспортного средства, задержании, осмотра автомобиля Решетова В.М. в ходе которого обнаружено и изъято, как в последующем оказалось, наркотическое средство "гашиш" и "амфетамин", массой 100, 77 гр. и, соответственно, 0, 53 гр, обстоятельствах осмотра участка местности, в ходе которого изъято наркотическое средство; актом досмотра транспортного средства; протоколами: осмотра места происшествия, осмотра предметов; заключением физико-химической судебной экспертизы о виде, массе наркотических средств и иными письменными доказательства, изложенными в приговоре.
Положенные в основу приговора доказательства получены в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, согласуются между собой, поэтому обоснованно признаны судом допустимыми и достоверными.
Данные доказательства суд, в соответствии с требованиями ст. ст. 87, 88 УПК РФ тщательно проверил, сопоставил между собой и дал им правильную оценку с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, а в совокупности - достаточности для разрешения дела по существу и постановления обвинительного приговора. Все обстоятельства, подлежащие доказыванию в соответствии со ст. 73 УПК РФ, судом установлены правильно.
Допустимость и достоверность доказательств, положенных судом в основу обвинительного приговора, сомнений не вызывает, их совокупность не находится в противоречии по отношению друг к другу, исследована в судебном заседании с достаточной объективностью, на основе состязательности сторон, что позволило суду принять обоснованное и объективное решение по делу. Приведенные в приговоре доказательства были проверены и исследованы в ходе судебного следствия, суд дал им надлежащую оценку и привел мотивы, по которым признал их достоверными.
В соответствии с требованиями закона суд раскрыл в приговоре содержание доказательств, изложил существо показаний осужденного, свидетелей, сведения, содержащиеся в письменных доказательствах. Мотивы и основания, почему принимаются доказательства в качестве относимых и допустимых, приведены.
Как следует из протокола судебного заседания, судебное разбирательство проведено в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, с соблюдением всех принципов судопроизводства, в том числе состязательности и равноправия сторон, права на защиту, презумпции невиновности. При рассмотрении уголовного дела суд первой инстанции оценил доводы всех участников процесса, предоставив сторонам обвинения и защиты равные возможности для реализации своих прав, при этом ограничений прав участников уголовного судопроизводства допущено не было.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что, правильно установив фактические обстоятельства содеянного, суд дал неверную правовую оценку действиям осужденного, в связи с чем судебное решение подлежит изменению.
Согласно ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушенияуголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшиена исход дела.
Такие нарушения по настоящему делу судом допущены.
В силу требований ст. 297 УПК РФ приговор должен быть законным, обоснованным и справедливым и признаётся таковым, если постановлен в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона и основан на правильном применении уголовного закона.
Согласно ч. 4 ст. 302 УПК РФ обвинительный приговор не может быть основан на предположениях и постановляется лишь при условии, что в ходе судебного разбирательства виновность подсудимого в совершении преступления подтверждена совокупностью исследованных судом доказательств.
Согласно ст. 29 УК РФ преступление признается оконченным, если в совершенном лицом деянии содержатся все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ.
Из материалов дела следует, что Решетов В.М, находясь по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, адрес, в период времени с 3 мая 2018 года по 4 июня 2018 года, более точное время не установлено, через сеть "Интернет" на установленной следствием интернет - площадке посредством переписки вступил в предварительный преступный сговор с неустановленным лицом на незаконный сбыт наркотических средств, затем в указанный период времени, находясь на территории Чувашской Республики г. Чебоксары в районе "Южный поселок", в неустановленном следствием месте из тайника забрал переданные ему неустановленным соучастником преступной группы наркотическое средство - гашиш, включенное в список I Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 N 681 (с изменениями и дополнениями), массой не менее 1, 02 грамма, предназначенное для последующего незаконного сбыта, и в тот же день перевез их на автомашине марки "Лада Ларгус" государственный регистрационный номер к себе домой по адресу: адрес где расфасовал наркотическое средство в удобные для сбыта упаковки. В период времени с 4 мая 2018 по 4 июня 2018 года, действуя умышленно по предварительному сговору с неустановленным лицом с целью незаконного сбыта, поместил наркотическое средство гашиш массой 1, 02 грамма в оборудованный им тайник, расположенный на участке местности за жилым домом по ул. адрес, имеющий координаты Google карты номер.
При этом, после организации тайника-закладки Решетов В.М. с использованием программы обмена сообщениями в сети Интернет на установленной следствием интернет - площадке отправил неустановленному следствием лицу текстовое сообщение о месте тайника с наркотическим средством.
В дальнейшем данное наркотические средство было обнаружено и изъято из незаконного оборота в указанном тайнике сотрудниками полиции в ходе осмотра участка местности за дачными домами по ул. адрес, в период с 19 часов 30 минут до 19 часов 45 минут 6 июня 2018 года.
Придя к выводу, что, направив фотографию тайника путем использования профильной интернет-площадки неустановленному лицу, Решетов В.М. выполнил все необходимые действия, направленные на сбыт наркотика, суд квалифицировал действия подсудимого по п. "а" ч.3 ст.228.1 УК РФ как оконченный незаконный сбыт наркотических средств с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет"), группой лиц по предварительному сговору.
Между тем, учитывая, что по данному преступлению наркотические средства были обнаружены сотрудниками полиции в том же месте, где их спрятал Решетов В.М, доказательств того, что в рамках реализации совместного с Решетовым В.М. преступного умысла неустановленное лицо подыскало приобретателей на вышеуказанные наркотические средства и сообщило им сведения о местонахождении тайника с наркотиками, по уголовному делу не установлено.
Обосновывая виновность осужденного в содеянном, суд сослался на показания Решетова В.М, полностью признавшего свою вину и пояснившего, что он приобретал наркотики через интернет-площадку для собственного употребления и для сбыта, для чего по адресу своего проживания создал свой интернет-магазин. 4 мая 2018 года им был сделан тайник-закладка с наркотическим средством недалеко от дачных домов по ул. адрес по координатам номер; на показания свидетелей В С.В, П А.С, С Д.О. - сотрудников полиции, из которых усматривается, что наркотическое средство из тайника-закладки, сделанного Решетовым В.М, было ими обнаружено и изъято в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий; на письменные материалы уголовного дела: протоколы осмотра мест происшествия, протоколы осмотра предметов и другие доказательства.
Действия Решетова В.М. по преступлению в период с 3 мая 2018 года по 4 июня 2018 года судом первой инстанции квалифицированы по п. "а" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ. Мотивируя вывод о необходимости квалификации действий Решетова В.М. как оконченного сбыта наркотических средств, суд указал, что Решетов В.М. выполнил все необходимые действия по передаче приобретателю наркотических средств.
Вместе с тем, согласно ч. 3 ст. 30 УК РФ покушением на преступление признаются умышленные действия (бездействие) лица, непосредственно направленные на совершение преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам.
Исходя из разъяснений, содержащихся в п. п. 13.1 - 13.2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2006 года N 14 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами", под незаконным сбытом наркотических средств следует понимать незаконную деятельность, направленную на их возмездную либо безвозмездную реализацию другому лицу - приобретателю.
По смыслу закона, незаконный сбыт наркотических средств следует считать оконченным преступлением с момента выполнения лицом всех необходимых действий по передаче приобретателю указанных средств независимо от их фактического получения приобретателем. Если же лицо в целях осуществления умысла на незаконный сбыт наркотических средств совершает действия, направленные на их последующую реализацию и составляющие часть объективной стороны сбыта, однако по независящим от него обстоятельствам не передает указанные средства приобретателю, то такое лицо несет уголовную ответственность за покушение на незаконный сбыт этих средств.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что действия Решетова В.М. по незаконному сбыту наркотических средств по преступлению совершенному в период с 3 мая 2018 года по 4 июня 2018 года подлежат переквалификации с п. "а" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ на ч. 3 ст. 30, п. "а" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ - покушение на незаконный сбыт наркотических средств, совершенный с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет"), группой лиц по предварительному сговору.
Вопреки доводам жалобы квалифицирующий признак "группой лиц по предварительному сговору" обоснованно нашел свое подтверждение, подробные выводы об этом содержатся в судебном решении. Указанным обстоятельствам судом дана надлежащая правовая оценка, с которой соглашается судебная коллегия.
При назначении наказания Решетову В.М. нижестоящим судом в соответствии со ст. ст. 6, 60 УК РФ в полной мере учтены все обстоятельства дела, характер и степень общественной опасности содеянного, данные о личности осужденного, наличие смягчающих наказание обстоятельств, которые исследованы с достаточной полной и приведены в приговоре, влияние назначенного наказания на исправление осужденного и условия жизни его семьи.
Иных смягчающих наказание обстоятельств, судебной коллегией не установлено.
Обстоятельств, отягчающих наказание Решетова В.М, не установлено.
Наказание Решетову В.М. подлежит назначению с применением положений ч. 3 ст. 66 и ч. 1 ст. 62 УК РФ.
В связи с переквалификацией действий осужденного Решетова В.М. судебная коллегия считает необходимым окончательное наказание назначить по совокупности преступлений по правилам ч. 2 ст. 69 УК РФ.
Внесенные изменения влекут снижение наказания.
Оснований для назначения Решетову В.М. более мягкого вида наказания, чем реальное лишение свободы, применения положений ст.ст.64, 73 УК РФ к осужденному, а также для изменения категории преступления в соответствии с ч. 6 ст. 15 УК РФ на менее тяжкую, судебная коллегия, как и суд первой инстанции, не находит по мотивам, изложенным в приговоре суда, с которыми нет оснований не согласиться.
Вид исправительного учреждения Решетову В.М. судом определен верно.
Иных существенных нарушений, влекущих отмену или изменение судебных решений, по делу не установлено, в связи с чем в остальной части приговор следует оставить без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.401.13-401.16УПКРФ, судебная коллегия
определила:
приговор Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 26 сентября 2018 года изменить:
переквалифицировать действия Решетова Владимира Михайловича с п. "а" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ на ч. 3 ст. 30 п. "а" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ, как покушение на незаконный сбыт наркотических средств, совершенное группой лиц по предварительному сговору;
назначить Решетову Владимиру Михайловичу наказание по ч. 3 ст. 30 п. "а" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ в виде лишения свободы сроком 4 (четыре) года 6 (шесть) месяцев;
на основании ч. 2 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенных наказаний окончательно назначить Решетову Владимиру Михайловичу наказание в виде лишения свободы сроком 6 (шесть) лет 6 (шесть) месяцев.
В остальной части приговор оставить без изменения.
Кассационную жалобу осужденного Решетова Владимира Михайловича удовлетворить частично.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации по правилам главы 47.1 УПК РФ.
Председательствующий
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.