Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ляпина Н.А, судей Алексеева Д.В, Сказочкина В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 3 октября 2021 года кассационную жалобу ТСН (ж) "Томилинское" на решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 1 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от
17 июня 2021 года по административному делу N 2а-1587/2021 по административному исковому заявлению Гутарева А.В. к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области, ведущему специалисту отдела контроля качества коммунальных услуг и расчётов Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области Лахтиковой Ольге Романовне о признании незаконным предписания.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных постановлений и доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя ТСН (ж) "Томилинское" по доверенности Головяшкиной О.М, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения представителя Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее - ГЖИ по Оренбургской области) по доверенности Вяткиной Е.А, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ТСН (ж) "Томилинское", расположенное по адресу: "адрес", является добровольным объединением собственников недвижимости, созданным ими для совместного использования имущества, находящегося в их общей собственности и (или) в общем пользовании, является некоммерческой организацией, объединяющей собственников объектов недвижимости, расположенной в многоквартирном доме.
Единый государственный реестр юридических лиц ТСН (ж) "Томилинское" содержит сведения о председателе правления, им указан Гутарев А.В.
12 октября 2020 года ведущим специалистом отдела контроля качества коммунальных услуг и расчётов ГЖИ по Оренбургской области Лахтиковой О.Р. в отношении председателя правления ТСН (ж) "Томилинское" Гутарева А.В. вынесено предписание N ПР-1280, согласно которому в срок до 1 декабря 2020 года необходимо обеспечить соблюдение лицензионных требований при содержании общего имущества в доме, входящем в состав ТСН (ж) "Томилинское", путём выполнения работ по организации (оборудованию) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), в том числе специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, предназначенных для потребителей, проживающих в многоквартирном доме, расположенном по адресу: "адрес"; представить в инспекцию документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений, а именно сведения о включении в реестр мест (площадок) накопления ТКО, в том числе специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, предназначенных для собственников помещений, проживающих в многоквартирном "адрес", владении на законных основаниях местами накопления ТКО, установленными в соответствии с требованиями пункта 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N 290 (далее - Минимальный перечень), подпункта "д (2)" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 (далее - Правила).
Гутарев А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным предписания ГЖИ по Оренбургской области от 12 октября 2020 года N ПР-180.
Решением Ленинского районного суда города Оренбурга от 1 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от
17 июня 2021 года, административное исковое заявление Гутарева А.В. о признании незаконным предписания ГЖИ от 12 октября 2020 года N ПР-180 оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе представитель ТСН (ж) "Томилинское" просит отменить судебные акты, направить дело на новое рассмотрение. Указывает, что судебными инстанциями при рассмотрении настоящего дела были допущены существенные нарушения норм материального права. Ссылается на то, что нормы жилищного законодательства, которые приводятся в обоснование доводов в решении и апелляционном определении, относятся к содержанию общего имущества. Контейнерная площадка для сбора ТКО к общему имуществу не относится. Обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, законом возложена на органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки. Управляющая компания не обязана создавать и нести бремя содержания площадок за пределами земельного участка, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома.
Также податель жалобы указывает, что согласно реестру мест накопления ТКО, на территории муниципального образования города Оренбург для нужд жильцов многоквартирного "адрес", находящегося в управлении ТСН (ж) "Томилинское", созданы соответствующие места накопления ТКО.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущены.
Частью 8 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что при осуществлении государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в том числе в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности).
В силу положений частей 1 и 2.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности.
В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, муниципальных районов на территориях сельских поселений и на межселенной территории, городских округов в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами относятся в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Пунктами 4 и 5 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя:
данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
В Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N 290, включены работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твёрдых коммунальных отходов (пункт 26 (1)).
Согласно пункту 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обсуживаемой территории сборников для твёрдых отходов.
Пунктами 2.2.10, 6.3 "СанПиН 42-128-4690-88 Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утверждённых Главным государственным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 года N 4690-88, предусмотрено, что ответственность за содержание камеры, мусоропровода, мусоросборников и территории, прилегающей к месту выгрузки отходов из камеры, несёт организация, в ведении которой находится дом; данная организация является лицом, обязанным заключить договор на удаление бытовых отходов; в её функции также входит оборудование площадок с водонепроницаемым покрытием под мусоросборники.
Пунктами 11 - 13 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039, предусмотрено, что реестр мест (площадок) накопления ТКО (далее - реестр) представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Реестр ведётся на бумажном носителе и в электронном виде уполномоченным органом. Сведения в реестр вносятся уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о внесении в него сведений о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
В течение 10 рабочих дней со дня внесения в реестр сведений о создании места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов такие сведения размещаются уполномоченным органом на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а при его отсутствии - на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, являющегося стороной соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о персональных данных. Указанные сведения должны быть доступны для ознакомления неограниченному кругу лиц без взимания платы.
В соответствии с Положением о государственной жилищной инспекции по Оренбургской области, утвержденным Указом Губернатора Оренбургской области от 15 февраля 2010 года N 25-ук, в число основных задач ГЖИ по Оренбургской области включено лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, а к основным акциям инспекции отнесено осуществление лицензионного контроля.
Отказывая в удовлетворении административного иска, судом принято во внимание, что сведения о наличии мест накопления ТКО для жителей, проживающих в многоквартирном "адрес", в реестре мест (площадок) накопления ТКО на территории муниципального образования "город Оренбург", созданных или владельцем которых является данное ТСН (ж) "Томилинское", отсутствуют. В графе реестра "сведения о собственнике места накопления ТКО" указана администрация города Оренбурга и его территориальные органы.
Разрешая административный спор, суд первой инстанции пришёл к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, что оспариваемое предписание ГЖИ по Оренбургской области N ПР-1280 от 12 октября 2020 года соответствует требованиям закона и не нарушает прав административного истца, поскольку места накопления ТКО, находящиеся в управлении ТСН (ж) "Томилинское", отсутствуют, соответственно, административный ответчик вправе был вынести предписание об устранении выявленных нарушений, возложив обязанность организовать места накопления твердых коммунальных отходов.
Данный вывод является правильным, в полной мере согласуется с приведёнными выше законоположениями и установленными по делу обстоятельствами.
Ссылка административного истца на то, что на момент проведения проверки имелось специально оборудованное место накопления ТКО названного многоквартирного дома, после вынесения оспариваемого предписания в реестр внесены изменения о собственнике места накопления ТКО ТСН (ж) "Томилинское", несостоятельна, не опровергает вышеприведённые выводы о наличии у административного истца обязанности по организации мест (площадки) сбора ТКО.
Вопреки доводам кассационной жалобы судами правильно применены нормы материального права.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 1 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 17 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ТСН (ж) "Томилинское" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 29 ноября 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.