Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ляпина Н.А, судей Алексеева Д.В, Сказочкина В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 7 октября 2021 года кассационную жалобу Выгловской В.И. на решение Московского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 21 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 12 апреля 2021 года по административному делу N 2а-122/2021 по административному исковому заявлению ИФНС России по городу Чебоксары к Выгловской В.И. о взыскании обязательных платежей и санкций.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных постановлений и доводы кассационной жалобы, выслушав возражения представителя ИФНС России по городу Чебоксары по доверенности Михайлова С.Ю, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Московского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 12 апреля 2021 года, с Выгловской В.И. взыскан земельный налог с физических лиц за 2015, 2016 годы в размере 193 186 руб, за 2017 год в размере 96 592 руб.; пени по земельному налогу с физических лиц за период с 9 февраля 2019 года по 13 февраля 2019 года в размере 124, 76 руб, с 14 февраля 2019 года по 30 июня 2019 года в размере 3 407, 29 руб, а также государственная пошлина в размере 6 168, 42 руб.
В кассационной жалобе Выгловская В.И. просит отменить вынесенные по делу судебные акты, принять по делу новый судебный акт, которым признать незаконным начисление земельного налога по ставке 1, 5 процента от кадастровой стоимости на земельные участки по адресу: "адрес", с кадастровыми номерами: N, просит обязать ИФНС России по городу Чебоксары произвести исчисление земельного налога по ставке 0, 1 процента от кадастровой стоимости, установленной на 1 января 2019 года, поскольку в данном случае земельные участки имеют вид разрешённого использования земельного участка - открытая автостоянка для временного хранения индивидуальных легковых автомобилей, который является вспомогательным, а основной - многоэтажное жилищное строительство.
Также указывает, что ИФНС России по городу Чебоксары не указала причину, по которой произведён перерасчёт суммы налога, какая ошибка при расчёте налога была допущена ранее. Оснований для перерасчёта своевременно уплаченного налога за 2015 - 2017 годы у налогового органа не имелось.
Податель жалобы обращает внимание, что перерасчёт земельного налога за 2015 - 2017 годы фактически произведён 8 февраля 2019 года, а не в декабре 2018 года, как указано в налоговых уведомлениях.
Участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не были допущены.
В силу пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьёй 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (пункт 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать, в частности, 0, 3 процента в отношении земельных участков, приобретённых (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретённых (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; 1, 5 процента в отношении прочих земельных участков.
Налоговая ставка по земельному налогу устанавливается исходя из категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка, учтённых при определении кадастровой стоимости (пункт 2 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 10.2 Положения о вопросах налогового регулирования в городе Чебоксары, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению органов местного самоуправления, утверждённого решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 10 июня 2004 года N 1287, налоговая ставка установлена в размерах:
а) 0, 1 процента в отношении земельных участков:
- не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности);
- занятых индивидуальными и кооперативными гаражами;
б) 1, 5 процента в отношении прочих земельных участков, в том числе в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и не используемых для сельскохозяйственного производства.
Судами установлено, что Выгловская В.И. является налогоплательщиком земельного налога за 2015 - 2017 годы в связи с регистрацией за ней прав на земельные участки с видом использования земель: открытые автостоянки для временного хранения индивидуальных легковых автомобилей по адресу: "адрес", с кадастровыми номерами: N, площадью 1 448 кв.м, кадастровой стоимостью 2 096 617 руб.; N, площадью 1300 кв.м, кадастровой стоимостью 1 882 322 руб.; N, площадью 3 465 кв.м, кадастровой стоимостью 5 017 112, 00 руб.
Налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление N 203317 от 6 декабря 2018 года о перерасчёте земельного налога за 2015, 2016 годы, ранее исчисленного в налоговых уведомлениях NN 38171091, 77274146: в отношении земельного участка с кадастровым номером N начислено по 26 353 руб. в год; в отношении земельного участка с кадастровым номером N начислено по 70 240 руб. в год. Указано о необходимости уплаты налога в срок до 13 февраля 2019 года.
Также налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление N 203341 от 6 декабря 2018 года о перерасчёте земельного налога за 2017 год, ранее исчисленного в налоговом уведомлении N 28836064. В отношении земельного участка с кадастровым номером N начислено 26 353 руб, в отношении земельного участка с кадастровым номером N начислено 57 208 руб, в отношении земельного участка с кадастровым номером N начислено 13031 руб. Указано о необходимости уплаты налога в срок до 8 февраля 2019 года.
Перерасчёт земельного налога произведён исходя из ставки 1, 5 %, а не исходя из ставки 0, 1 %, применённой ранее.
В адрес налогоплательщика направлено требование N 35648 по состоянию на 14 февраля 2019 года об уплате земельного налога, названного в приведённых выше налоговых уведомлениях, в размере 193 186 руб. и 96 592 руб, а также пени по земельному налогу в размере 124, 76 руб. Установлен срок исполнения до 13 марта 2019 года. ?
Данное требование налогоплательщиком не исполнено.
15 октября 2019 года мировым судьёй вынесен судебный приказ о взыскании с Выгловской В.И. задолженности. Судебный приказ отменён определением мирового судьи судебного участка N 1 Московского района города Чебоксары Чувашской Республики от 23 октября 2019 года.
При рассмотрении настоящего спора суд первой инстанции пришёл к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, что налоговым органом правомерно применена налоговая ставка 1, 5 процента по земельному налогу в отношении названных земельных участков, поскольку они имеют вид разрешенного использования: открытая автостоянка для временного хранения индивидуальных легковых автомобилей. Оснований для применения налоговой ставки 0, 1 процента не имеется.
Данный вывод является правильным, в полной мере согласуется с установленными по делу обстоятельствами и приведёнными выше законоположениями. Довод кассационной жалобы в этой части несостоятелен, поскольку основан на неправильном толковании норм материального закона.
Также суды пришли к обоснованному выводу о праве налогового органа на осуществление перерасчёта ранее исчисленного налога.
В силу пункта 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации перерасчёт сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчётом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Перерасчёт, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, не осуществляется, если влечёт увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов.
Данная норма права, исключающая возможность перерасчёта налога в сторону увеличения при наличии исполненной обязанности у налогоплательщика, введена в действие Федеральным законом от 3 августа 2018 N 334 - ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" с 1 января 2019 года.
Абзацами 3 и 4 пункта 2 статьи 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пунктом 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с пунктом 23 приказа ФНС России от 22 августа 2017 года N MMB-7-17/617@ "Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика" датой отправки документов (информации), сведений физическому лицу через личный кабинет налогоплательщика считается дата, зафиксированная налоговым органом в подтверждении даты отправки.
Датой получения документов (информации), сведений физическим лицом считается день, следующий за днём размещения документов (информации), сведений в личном кабинете налогоплательщика.
Материалами дела подтверждается, что налоговые уведомления NN 203317, 203341от 6 декабря 2018 года направлены налогоплательщику путём выгрузки в личный кабинет налогоплательщика 7 декабря 2018 года (т. 1, л.д. 133), то есть до вступления в силу Федерального закона от 3 августа 2018 N 334 - ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".
Ссылка подателя жалобы на отсутствие оснований для осуществления перерасчёта налога не может быть принята во внимание, поскольку, как указано выше, к названным земельным участкам должна применяться налоговая ставка 1, 5 процента, а не 0, 1 процента, ранее применённая налоговым органом. Осуществляя доначисление (перерасчёт) ранее исчисленного налога, административным истцом устранена допущенная им ошибка, что не противоречило действующему до 1 января 2019 года законодательству.
При данных обстоятельствах доводы кассационной жалобы, основанные на неверном толковании закона, фактически повторяющие позицию стороны в судах, которой в оспариваемых судебных актах дана правильная правовая оценка, не содержат оснований к отмене судебных актов судом кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Московского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 21 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 12 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Выгловской В.И. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 29 ноября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.