Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Непопалова Г.Г, судей Улановой Е.С. и Петровой И.И, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного казенного учреждения "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" на решение Ново-Савиновского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 27 мая 2021г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 19 августа 2021 г. по гражданскому делу N 2-2470/2021 по иску Набиевой Айслу Лекмановны к Государственному казенному учреждению "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" о признании права и назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.
Заслушав доклад судьи Непопалова Г.Г, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Набиева А.Л. обратилась в суд с вышеуказанным иском к ответчику, мотивируя тем, что она подала в Отделение Государственного казенного учреждения "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" (далее по тексту - ГКУ "РЦМП") в Приволжском районе г. Казани заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно. Однако, в выплате ей было отказано со ссылкой на то, что в расчетном периоде отсутствуют сведения о доходах Набиевой А.Л. и ее супруга, и что в расчетном периоде они не состояли на учете в центре занятости.
Полагая отказ необоснованным и нарушающим ее права, Набиева А.Л. просила суд: признать ее право на получение ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно; а также обязать ответчика выплатить указанную выплату за период с 31 июля 2020 г. по 31 января 2021г.
Решением Ново-Савиновского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 27 мая 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 19 августа 2021 г, исковые требования НабиевойА.Л. удовлетворены: за истцом признано право на получение ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно; ГКУ "РЦМП" обязано выплатить Набиевой А.Л. указанную выше выплату за период с 31 июля 2020 г. по 31 января 2021 г.
В кассационной жалобе ГКУ "РЦМП" ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений как незаконных. Основаниями для отмены судебных актов ответчик указывает нарушения норм материального и процессуального права, поскольку судами неверно определены юридически значимые обстоятельства по делу и не дана надлежащая оценка представленным доказательствам.
Истец Набиева А.Л, а также представители ГКУ "РЦМП" и Кабинета Министров Республики Татарстан в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просили.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие указанных выше неявившихся лиц, участвующих в деле.
Кабинетом Министров Республики Татарстан представлен письменный отзыв на кассационную жалобу, в котором третье лицо поддерживает доводы кассационной жалобы ГКУ "РЦМП".
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ Набиева А.Л. состоит в зарегистрированном браке с НабиевымВ.М, ДД.ММ.ГГГГ у них родилась дочь Набиева З.В.
07 августа 2020 г. Набиева А.Л. подала в Отделение ГКУ "РЦМП" в Приволжском районе г. Казани заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.
Решением Отделения ГКУ "РЦМП" в Приволжском районе г. Казани от 12 августа 2020 г. в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно отказано со ссылкой на отсутствие сведений о доходах у совершеннолетних членов семьи получателя, не состоящих на учете в службе занятости.
09 октября 2020 г. Набиева А.Л. подала заявление в Отделение ГКУ"РЦМП" в Приволжском районе г. Казани, в котором просила дать письменный ответ по ежемесячным денежным выплатам на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.
В ответе на данное обращение должностное лицо Отделения ГКУ"РЦМП" в Приволжском районе г. Казани сообщило истцу, что в назначении выплаты по заявлению от 07 августа 2020 г. ей отказано, поскольку за расчетный период учета доходов с февраля 2019 г. по январь 2020 г. у истца и ее супруга отсутствуют сведения о каких-либо доходах и в указанный период времени Набиева А.Л. не состояла на учете в центре занятости населения.
Полагая, что ее права нарушены, Набиева А.Л. обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования Набиевой А.Л, суд первой инстанции исходил из того, что истец относится к категории получателей пособия, установленного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 апреля 2020 г. N 267 (в редакции от 10 апреля 2020 г.), поскольку на момент обращения как Набиева А.Л, так и ее супруг Набиев В.М, состояли на учете в качестве безработных.
С приведенными выше выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции считает, что приведенные выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права ввиду следующего.
Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (в редакции, действовавшей на дату возникновения спорных правоотношений) с 01 января 2020 г. установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, предоставляемая в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020г. N 384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении" (далее по тексту - Постановление N 384) утверждены основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее по тексту - Основные требования).
Согласно пункту 1 Основных требований они применяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении порядка и условий назначения ежемесячной выплаты, а также при установлении требований к имущественной обеспеченности семей для определения их нуждаемости при назначении ежемесячной выплаты.
Как следует из пункта 16 Основных требований, решение об отказе в назначении ежемесячной выплаты принимается в случаях, в том числе, когда размер среднедушевого дохода семьи превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты; наличие в заявлении недостоверных или неполных данных; иные случаи, предусмотренные нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.4 Порядка и условия предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее по тексту - Порядок), утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 апреля 2020 г. N 267 (в редакции от 10 апреля 2020 г, действовавшей на момент обращения истца с заявлением к ответчику) отсутствие сведений о доходах у совершеннолетних членов семьи получателя, не состоящих на учете в службе занятости, является основаниями для отказа в назначении ежемесячной выплаты.
Согласно пункту 3.3 Порядка (в редакции от 10 апреля 2020 г, действовавшей на момент обращения истца с заявлением к ответчику), среднедушевой доход семьи получателя для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих шести календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.
Анализ действующего законодательства на момент обращения истца с заявлением к ответчику позволяет сделать вывод о том, что как на 07 августа 2020 г, так и далее, необходимо предоставление документов, подтверждающих доходы у совершеннолетних членов семьи лица, подавшего заявление о назначении ежемесячной выплаты, за определенный период.
Не предоставление указанных документов либо отсутствие сведений о доходах у совершеннолетних членов семьи получателя, не состоящих на учете в службе занятости, являются основанием для отказа в назначении ежемесячной выплаты.
Приведенные нормативные положения судами первой и апелляционной инстанции применены неправильно.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, что истец относится к категории получателей пособия, установленного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 апреля 2020 г. N 267 (в редакции от 10 апреля 2020 г.), поскольку на момент обращения как сама, так и ее супруг, состояли на учете в качестве безработных.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции считает эти выводы судов первой и апелляционной инстанции неправомерными.
Как усматривается из материалов дела, в заявлении о назначении ежемесячной выплаты от 07 августа 2020 г. сведения о каких-либо доходах Набиевой А.Л. и Набиева В.М. за расчетный период заявителем не указаны.
Довод судебных инстанций о том, что в постановлении Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 апреля 2020 г. N 267 (в редакции от 10 апреля 2020 г, действовавшей на момент обращения истца с заявлением к ответчику) не упомянуто о применении расчетного периода, также нельзя признать правомерным, поскольку судебные инстанции не приняли во внимание пункт 3.3 Порядка, действовавшего на момент обращения НабиевойА.Л. с заявлением, в котором определен расчетный период.
Суды первой и апелляционной инстанций также не приняли во внимание, что согласно пункту 12 Основных требований, документы (сведения), необходимые для назначения ежемесячной денежной выплаты, запрашиваются уполномоченным органом в рамках межведомственного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся.
В соответствии с пунктом 2.2 Порядка отделение получает на основании межведомственных запросов, в том числе в электронной форме с использованием системы межведомственного информационного взаимодействия, из уполномоченных органов сведения, необходимые для принятия решения о назначении ежемесячной выплаты, в том числе: о вознаграждениях за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации; о суммах пенсии, пособий и иных мер социальной поддержки в виде выплат, полученных в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации; о выплатах правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании; о пособиях по безработице (материальной помощи и иных выплатах безработным гражданам); о ежемесячных страховых выплатах по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и другие.
Как следует из возражений ответчика на исковое заявление и доводов жалобы, сведения о доходах заявителя и членов его семьи поступают из уполномоченных органов на основании межведомственных запросов, в том числе в электронной форме с использованием системы межведомственного информационного взаимодействия. По сведениям Федеральной налоговой службы, Фонда социального страхования, органов службы занятости населения сведения о доходах Набиевой А.Л. и Набиева В.М. отсутствуют.
Вместе с тем, каких-либо доказательств, документально подтверждающих отсутствие доходов у Набиевой А.Л. и Набиева В.М. за расчетный период с 01 февраля 2019 г. по 01 января 2020 г. материалы дела не содержат.
Суд в силу части 2 статьи 12 и части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации осуществляет общее руководство процессом, в том числе определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, а также выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались, что является необходимым условием для правильного разрешения гражданских дел.
Исходя из предмета спора и основания заявленного Набиевой А.Л. иска обстоятельством, имеющим значение для правильного разрешения спора, являлось отсутствие доходов у истца и ее супруга Набиева В.М. за расчетный период, предусмотренный пунктом 3.3 Порядка.
Однако неправильно истолковав и применив нормы материального права, в нарушение приведенных норм процессуального права суд первой инстанции не поставил на обсуждение сторон вопрос о предоставлении сведений о доходах Набиевой А.Л. и Набиева В.М. за расчетный период.
Не устранил указанные нарушения закона и суд апелляционной инстанции.
В связи с изложенным решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции, оставившее его без изменения, нельзя признать законными, они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить заявленные исковые требования Набиевой А.Л. в соответствии с подлежащими применению к возникшим отношениям нормами материального права, требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ново-Савиновского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 27 мая 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 19 августа 2021 г. отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Ново-Савиновский районный суд г. Казани Республики Татарстан.
Председательствующий Г.Г. Непопалов
Судьи Е.С. Уланова
И.И. Петрова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.