Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Нафиков И.А., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (дело поступило 24 ноября 2021 г.) жалобу исполнительного директора муниципального унитарного предприятия "Теректеплосбыт" Шокалова Тимура Заурбиевича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 2 Терского судебного района Кабардино-Балкарской Республики от 30 апреля 2021 г. (N 3-247/2021), решение судьи Терского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 28 июня 2021 г. (N 12-39/2021), вынесенные в отношении Шокалова Тимура Заурбиевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 2 Терского судебного района Кабардино-Балкарской Республики от 30 апреля 2021 г, оставленным без изменения решением судьи Терского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 28 июня 2021 г, исполнительный директор муниципального унитарного предприятия "Теректеплосбыт" (далее - МУП "Теректеплосбыт") Шокалов Т.З. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 рублей.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо Шокалов Т.З. выражает несогласие с вышеуказанными судебными актами, считая их незаконными и необоснованными.
Данная жалоба рассматривается судьей Пятого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 2 статьи 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании приказа председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 30 марта 2021 г. N 27л/с.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении с учетом приведенных правовых норм и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения исполнительного директора МУП "Теректеплосбыт" Шокалова Т.З. к административной ответственности, предусмотренной названной выше нормой, послужили изложенные в обжалуемых судебных актах выводы о том, что им в нарушение пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" не представлены в Пенсионный фонд Российской Федерации достоверные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель 2020 г. Уточненные сведения по форме СЗВ-М на одно застрахованное лицо (ФИО5) указанным должностным лицом после получения 7 декабря 2020 г. уведомления об устранении имеющихся ошибок и несоответствий представлены только 25 декабря 2020 г, то есть с нарушением установленного пунктом 38 "Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах", утвержденной приказом Минтруда России от 22 апреля 2020 г. N 211н, пятидневного срока.
С выводами мирового судьи согласился судья районного суда, рассматривая жалобу Шокалова Т.З. на вышеуказанное постановление.
Однако состоявшиеся по делу судебные акты законными признать нельзя.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Положения указанной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 указанного Кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Из анализа приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направленных на обеспечение лицу, привлекаемому к административной ответственности, правовой возможности для защиты прав и законных интересов следует, что протокол об административном правонарушении составляется с участием указанного лица. В отсутствие этого лица протокол может быть составлен только при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени составления протокола.
Иное толкование указанных норм означало бы нарушение прав лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении его процессуальных действий.
В статье 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указано, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещается или вызывается в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, направленным по месту его жительства, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату (часть 1).
В силу части 2 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.
Как усматривается из материалов дела, начальником Управления ПФР ГУ-ОПФР по Кабардино-Балкарской Республике в Терском районе ФИО6 протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении исполнительного директора МУП "Теректеплосбыт" Шокалова Т.З. составлен 9 марта 2021 г. в отсутствие последнего.
При этом в материалах дела сведения о направлении Шокалову Т.З. в соответствии с приведенными правовыми нормами уведомления о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, назначенного на 9 марта 2021 г, отсутствуют.
В протоколе об административном правонарушении (л.д. 3) приводится ссылка на то, что лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, о составлении указанного процессуального документа извещено письмом от 17 февраля 2021 г. N 06-03-10/256.
Между тем, согласно имеющемуся в материалах дела уведомлению от 17 февраля 2021 г. N 06-03-10/256 (л.д. 19 - 20) исполнительный директор МУП "Теректеплосбыт" Шокалов Т.З. приглашался для дачи объяснений и составления протокола об административном правонарушении на 11 часов 00 минут 5 марта 2018 г, то есть совершенно на иную дату. При этом данное уведомление направлено по месту нахождения МУП "Теректеплосбыт", когда как в рамках настоящего дела Шокалов Т.З. привлечен к административной ответственности как должностное лицо.
Иные сведения об извещении Шокалова Т.З. о составлении протокола по делу об административном правонарушении в отношении него отсутствуют.
Таким образом, протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, с нарушением требований, предусмотренных статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что повлекло нарушение права на защиту указанного лица.
Пунктом 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позиции, выраженной в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 названного Кодекса необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.
Существенное нарушение при составлении протокола об административном правонарушении требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является основанием для возвращения протокола составившему его должностному лицу.
Вместе с тем такая возможность утрачена, поскольку возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность постановления и решения, принятых судебными инстанциями, которыми эти нарушения вопреки положениям статей 24.1, 26.1 названного Кодекса оставлены без внимания.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
С учетом изложенного, поскольку протокол об административном правонарушении, составленный с существенным нарушением процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не может быть признан допустимым доказательством по делу, постановление мирового судьи судебного участка N 2 Терского судебного района Кабардино-Балкарской Республики от 30 апреля 2021 г, решение судьи Терского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 28 июня 2021 г, вынесенные в отношении Шокалова Т.З, подлежат отмене, а производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ПОСТАНОВИЛ:
жалобу исполнительного директора муниципального унитарного предприятия "Теректеплосбыт" Шокалова Тимура Заурбиевича удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 2 Терского судебного района Кабардино-Балкарской Республики от 30 апреля 2021 г. (N 3-247/2021), решение судьи Терского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 28 июня 2021 г. (N 12-39/2021), вынесенные в отношении Шокалова Тимура Заурбиевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья Пятого кассационного
суда общей юрисдикции И.А.Нафиков
Справка:
мировой судья Тлостанов А.Ю, судья районного суда Шомахов А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.