Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдинова Р.Ф., рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по г. Нальчику Кабардино-Балкарской Республики на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 16 июля 2021 г.
по административному делу по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по г. Нальчику Кабардино-Балкарской Республики к Шауцукову Т. Л. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц и транспортному налогу в общей сумме N рубля,
УСТАНОВИЛА:
Инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по г. Нальчику Кабардино-Балкарской Республики (далее - ИФНС N 1 по г. Нальчику Кабардино-Балкарской Республики) обратилась в суд с административным иском к Шауцукову Т.Л. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц и транспортному налогу в общей сумме N рубля, одновременно заявив ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока для обращения в суд и об упрощенном порядке рассмотрения административного дела.
В обоснование требований указано, что Шауцуков Т.Л. является владельцем легкового транспортного средства и объектов недвижимого имущества по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Майский район, Александровская станица. В связи с неисполнением требований об уплате налога по состоянию на 5 июля 2019 г. N 34379 и по состоянию на 19 декабря 2019 г. N 42349 на основании заявления налогового органа мировым судьей судебного участка N 4 Нальчикского судебного района Кабардино-Балкарской Республики вынесен судебный приказ о взыскании с ответчика налоговой задолженности, который определением того же судьи от 20 февраля 2020 г. отменен, что послужило к подаче административного иска о взыскании с Шауцукова Т.Л. образовавшуюся за ним задолженность в указанном выше размере. При этом определение мирового судьи об отмене судебного приказа поступило в налоговый орган лишь 2 октября 2020 г, что, по мнению заявителя, является уважительной причиной для восстановления срока подачи административного иска в суд.
Решением Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 30 апреля 2021 г, принятым при рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства, требования ИФНС N 1 по г. Нальчику Кабардино-Балкарской Республики оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 16 июля 2021 г. вышеуказанное решение суда изменено с указанием в резолютивной части об отказе в удовлетворении заявления ИФНС N 1 по г. Нальчику Кабардино-Балкарской Республики о восстановлении пропущенного процессуального срока предъявления налоговым органом требования о взыскании задолженности, в остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ИФНС N 1 по г. Нальчику Кабардино-Балкарской Республики, поданной 11 октября 2021 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 18 октября 2021 г, ставится вопрос об отмене апелляционного определения Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 16 июля 2021 г, как не соответствующего нормам материального и процессуального права, направлении административного дела в суд апелляционной инстанции на новое рассмотрение.
В силу положений частей 1 и 2 статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу определения, которыми не оканчивается производство по административному делу, и вынесенные по результатам их обжалования судебные акты, рассматриваются судьей суда кассационной инстанции единолично без проведения судебного заседания в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления.
Проверив материал, изучив доводы кассационной жалобы, полагаю обжалуемый судебный акт подлежащим отмене.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела, Шауцуков Т.Л. в налоговом периоде 2017 г. являлся владельцем легкового транспортного средства и в 2018 г. собственником пяти объектов недвижимого имущества нежилого назначения по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Майский район, Александровская станица.
ИФНС N 1 по г. Нальчику Кабардино-Балкарской Республики сформированы налоговое уведомление от 25 июля 2019 г. N 46465499 об уплате не позднее 2 декабря 2019 г. налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере N рублей, а также налоговое уведомление от 4 июля 2018 г. N 18191911 об уплате не позднее 3 декабря 2018 г. транспортного налога за 2017 г. в размере N рублей.
В связи с неуплатой суммы налога в установленный срок ИФНС N 1 по г. Нальчику Кабардино-Балкарской Республики Шауцукову Т.Л. направлено требование по состоянию на 19 декабря 2019 г. N 42349 и по состоянию на 5 июля 2019 г. N 34379 рублей, в которых предложено погасить имеющуюся недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере N рублей и пени N рублей и транспортный налог за 2017 год в размере N рублей и пени в размере N рубля.
Указанные уведомления и требования направлены Шауцукову Т.Л. через личный кабинет налогоплательщика, что подтверждается скрин-шотом программного обеспечения АИС Налог-3 Пром.
В возражениях на административный иск Шауцуков Т.Л. против упрощенного порядка рассмотрения административного дела не возражал, указал о неполучении каких-либо налоговых уведомлений и требований в связи с отсутствием доступа к указанному сервису и доказательств предоставления ему доступа к личному кабинету налогоплательщика.
Отказывая в удовлетворении требований ИФНС N 1 по г. Нальчику Кабардино-Балкарской Республики о взыскании с Шауцукова Т.Л. недоимки по налогу на имущество физических лиц и транспортному налогу и пени, суд первой инстанции исходил из того, что налоговый орган не представил доказательства соблюдения установленной процедуры взыскания в части направления и вручения административному ответчику налоговых уведомлений и требований о необходимости уплаты налогов, тем самым у административного ответчика не возникло публично-правовой обязанности уплатить спорные налоги и начисленные на них пени.
Признавая такой вывод суда первой инстанции ошибочным, суд апелляционной инстанции указал, что для правильного разрешения административного спора в данном случае следовало разрешить вопрос о наличии либо отсутствии оснований для восстановления налоговому органу пропущенного срока для обращения в суд с административным иском, поскольку указанное обстоятельство является юридически значимым для данной категории дел и подлежит проверке судом, исходя из принципа активной роли суда в рассмотрении дела. В связи с этим, судом апелляционной инстанции у мирового судьи истребован и исследован в судебном заседании с участием представителя налогового органа материал по заявлению о вынесении судебного приказа, из которого установлено, что определение об отмене судебного приказа от 20 февраля 2021 г. получено нарочным представителем ИФНС N 1 по г. Нальчику Кабардино-Балкарской Республики Жамбеевым Н.Л. 19 мая 2020 г, о чем дана соответствующая расписка. Поскольку с 19 мая 2020 г. административному истцу стало известно о принятом мировым судьей определении об отмене ранее вынесенного судебного приказа, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что у налогового органа было достаточно времени, чтобы подготовить в срок до 20 августа 2020 г. и направить в районный суд соответствующий административный иск. В связи с изложенным, судом апелляционной инстанции резолютивная часть решения суда дополнена суждением об отказе в восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи настоящего административного иска.
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции не учтены нормы процессуального права, регламентирующие разрешение вопроса о восстановлении пропущенного процессуального срока судом первой инстанции, не приняты во внимание фактические обстоятельства дела, свидетельствующие о невыполнении мировым судьей обязанности по направлению копии определения об отменен судебного приказа налоговому органу в установленный законом срок, что привело к сокращению установленного Налоговым кодексом Российской Федерации 6-месячного срока на обращение в суд с административным иском в два раза.
Согласно части 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно положениям части 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 г. N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Следовательно, истечение предусмотренного законом срока для взыскания обязательных платежей не может являться препятствием для обращения в суд, а вопрос о пропуске этого срока и наличии уважительных причин для его восстановления подлежит исследованию судом с учетом конкретных обстоятельств дела.
В связи с тем, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может и несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления, установленный факт несоблюдения налоговым органом предусмотренного законом шестимесячного срока для обращения в суд с административным иском, является основанием для вынесения на обсуждение обстоятельств, связанных с причинами пропуска этого срока и основаниями для его восстановления.
Как следует из содержания решения Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 30 апреля 2021 г, отказ в удовлетворении административного иска налогового органа с пропуском срока обращения в суд не связан, требования ИФНС N 1 по г. Нальчику Кабардино-Балкарской Республики разрешены по существу, выводы о нарушении сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, судом первой инстанции не сделаны.
С выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении административного иска в связи с отсутствием доказательств соблюдения порядка направления налоговым органом налогового уведомления и требования суд апелляционной инстанции по существу не согласился. Однако обсуждая вопрос о наличии либо отсутствии уважительных причин для восстановления пропущенного процессуального срока для подачи административного иска, суд апелляционной инстанции истребовал материал о выдаче судебного приказа в отношении Шауцукова Т.Л, в результате чего установилфакт получения копии определения мирового судьи от 20 февраля 2020 г. представителем ИФНС N 1 по г. Нальчику Кабардино-Балкарской Республики Жамбеевым Н.Л. 19 мая 2020 г. нарочно, о чем дана соответствующая расписка.
Опровергая доводы налогового органа, ссылавшегося на причину несвоевременного обращения в суд с административным иском ввиду получения копии определения мирового судьи об отмене судебного приказа за пределами установленного налоговым законодательством 6-месячного срока, о чем на копии определения проставлен штамп входящей корреспонденции, суд апелляционной инстанции дал оценку данному доказательству, указав, что регистрация во входящей корреспонденции 2 октября 2020 г. копии определения мирового судьи об отмене судебного приказа сама по себе (в отсутствие доказательств получения указанного судебного акта именно 2 октября 2020 г, а не 19 мая 2020 г. как следует из производства о выдаче судебного приказа) не является объективным свидетельством уважительности причин пропуска срока обращения в суд, истекшего 20 августа 2020 г.
Между тем, судом апелляционной инстанции не учтен факт подачи административного иска 20 октября 2020 г, то есть в течение пяти месяцев со дня фактического получения налоговым органом копии определения об отмене судебного приказа, что позволило суду первой инстанции рассмотреть заявленные требования по существу. В тоже время, противоположная оценка обстоятельств дела и имеющихся причин для восстановления срока (отсутствие в производстве о выдаче судебного приказа доказательств выполнения обязанности мирового судьи по направлению копии определения об отменен судебного приказа) была дана судом апелляционной инстанции по апелляционной жалобе налогового органа в отсутствие жалобы со стороны должника.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 г. N 367-О и от 18 июля 2006 г. N 308-О, право судьи рассмотреть заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия. Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными относится к компетенции суда, рассматривающего вопрос о восстановлении указанного срока, возможность восстановления процессуального срока закон ставит в зависимость от усмотрения суда.
Выводы суда относительно указанных обстоятельств формируются в каждом конкретном случае исходя из представленных документов по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном, непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, и не подлежат переоценке вышестоящим судом произвольно по мотиву несогласия с данной судебной оценкой.
В силу части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом исследования доказательств и установления обстоятельств не наделен.
Поскольку нарушения норм материального и процессуального права, указанных в статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, допущенные судом апелляционной инстанции, не могут быть устранены в суде кассационной инстанции, обстоятельства, перечисленные в части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлены, имеются основания для отмены обжалуемого судебного акта с направлением административного дела в суд апелляционной инстанции на новое апелляционное рассмотрение по существу требований.
Руководствуясь статьями 327.1, 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 16 июля 2021 г. отменить, административное дело направить в тот же суд на новое апелляционное рассмотрение.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Судья Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Р.Ф. Фахретдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.