Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу защитника - адвоката Евдокимовой Е.М., действующей в интересах генерального директора Саратовского акционерного производственно-коммерческого общества "Нефтемаш" Шимчук Светланы Федоровны, на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 2 Фрунзенского района города Саратова от 21 июня 2021 года и решение судьи Фрунзенского районного суда города Саратова от 3 августа 2021 года, вынесенные в отношении генерального директора Саратовского акционерного производственно-коммерческого общества "Нефтемаш" (далее также - АО "Нефтемаш" - САПКОН, общество) Шимчук С. Ф. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 2 Фрунзенского района города Саратова от 21 июня 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Фрунзенского районного суда города Саратова от 3 августа 2021 года, генеральный директор АО "Нефтемаш" - САПКОН Шимчук С.Ф. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник - адвокат Евдокимова Е.М. просит об отмене судебных актов, считая их незаконными, и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы, содержащиеся в жалобе, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Шимчук С.Ф. к административной ответственности) воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24, частью 9 статьи 15.29 и статьей 19.4.2 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется, в том числе посредством проведения плановых и внеплановых проверок (документарных проверок и (или) выездных) в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ), с учетом особенностей, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации.
В силу абзаца третьего части первой статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право запрашивать у работодателей и их представителей и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Частью 5 статьи 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ предусмотрено, что в рамках проведения документарной проверки в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо обязано направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы.
Юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение указанного закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 25 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ).
Как усматривается из материалов дела, в связи с обращениями граждан Государственной инспекцией труда в Саратовской области издано распоряжение от 12 февраля 2021 года N 64/7-396-21-ОБ/12-1497-И/64-23, с учетом изменений, внесенных распоряжениями от 17 февраля 2021 года N 64/10-6507-21-И и от 9 марта 2021 года N 64/10-7634-21-И, о проведении в период с 19 февраля 2021 года до 22 марта 2021 года внеплановой документарной проверки соблюдения АО "Нефтемаш" - Сапкон трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В пункте 13 распоряжения от 12 февраля 2021 года N 64/7-396-21-ОБ/12-1497-И/64-23, с учетом изменений, внесенных распоряжениями от 17 февраля 2021 года N 64/10-6507-21-И и от 9 марта 2021 года N 64/10-7634-21-И, на общество возложена обязанность предоставить в Государственную инспекцию труда в Саратовской области, в том числе следующие документы, необходимые для достижения целей и задач проверки: заполненная справка о выплате заработной платы по приложенной форме по состоянию на день предоставления документов; коллективный договор организации, правила внутреннего трудового распорядка организации, ознакомление с ними работников под роспись; локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, ознакомление с ними всех работников под роспись; штатные расписания за 2020 год и за 2021 год; книга учёта движения трудовых книжек и вкладышей в них; трудовые договоры, все дополнительные соглашения к трудовым договорам, приказы о приёме на работу, личные карточки формы Т-2 на руководителя, всех работников, в том числе уволенных; табели учёта рабочего времени за декабрь 2020 года в отношении всех работников; документы, подтверждающие выплату заработной платы, расчётные листки (ведомости на выплату заработной платы, платёжные поручения с отметками банка о принятии денежных средств, с реестрами перечисленных денежных средств и т.д.) за декабрь 2020 года в отношении всех работников, в том числе ФИО24, ФИО5; журналы входящей и исходящей корреспонденции; документы, подтверждающие выплату выходного пособия ФИО6, фио ФИО7; уведомление о сокращении должности кладовщика комплектовщика, документы, подтверждающие получение уведомления фио приказ об увольнении с приложением документов, послуживших основанием для издания данных приказов, записку - расчёт при увольнении, к приказу об увольнении приложить документы, подтверждающие выплату работнику причитающихся ему при увольнении денежных средств в отношении ФИО8; заявление ФИО8 о приостановлении работы в августе 2020 года;
заявление ФИО9 о выдаче справки о заработной плате за 1991, 1996, 1997 г..г, документы, подтверждающие выдачу справки, документы, подтверждающие регистрацию заявлений ФИО9, ФИО5, ФИО10 о предоставлении справок о задолженности с предоставлением документов, подтверждающих их выдачу; письменные пояснения по вопросу блокировки пропуска ФИО11 и невозможности осуществлять трудовую деятельность, а также письменные пояснения по вопросу удержания личных вещей; платёжные документы, подтверждающие выплату окончательного расчёта ФИО10, ФИО24, записка - расчёт при увольнении; заявление ФИО24 о предоставлении документов бухгалтерии, связанных с её работой с документами, подтверждающими их выдачу; документы, подтверждающие выплату заработной платы, расчётные листки (ведомости на выплату заработной платы, платёжные поручения с отметками банка о принятии денежных средств, с реестрами перечисленных денежных средств и т.д.) за июль 2020 года, август 2020 года ФИО12; за июль 2020 года ФИО13; за июль 2020 года, август 2020 года, сентябрь 2020 года ФИО14; за июль 2020 года, август 2020 года, сентябрь 2020 года ФИО15; за июль 2020 года фио, ФИО16, ФИО17. ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО5; за июль 2020 года, ноябрь 2020 года ФИО21, ФИО24; за июль 2020 года, октябрь 2020 года ФИО22
19 февраля 2021 года АО "Нефтемаш"- Сапкон получены копии распоряжений от 12 февраля 2021 года N 64/7-396-21-ОБ/12-1497-И/64-23 и от 17 февраля 2021 года N 64/10-6507-21-И, а также требование о предоставлении документов от 12 февраля 2021 года с исх. N 64/10-6321-21-И.
15 марта 2021 года обществом получена копия распоряжения от 9 марта 2021 года N 64/10-7634-21-И, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового отправления с идентификатором 800852587106662.
Однако указанные документы в Государственную инспекцию труда в Саратовской области не представлены.
Приведенные обстоятельства явились основанием для составления в отношении генерального директора общества Шимчук С.Ф. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которого юридическое лицо привлечено к административной ответственности.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 5 апреля 2021 года (л.д.3-6), распоряжениями Государственной инспекции труда в Саратовской области от 12 февраля 2021 года N 64/7-396-21-ОБ/12-1497-И/64-23 (л.д.8-10), от 17 февраля 2021 года N 64/10-6507-21-И (л.д.13), от 9 марта 2021 года N 64/10-7634-21-И (л.д.16), требованием о предоставлении документов от 12 февраля 2021 года с исх. N 64/10-6321-21-И (л.д.11-12), сопроводительным письмом к копии распоряжения от 9 марта 2021 года N 64/10-7634-21-И (л.д.17), отчетом об отслеживании почтового отправления с идентификатором 800852587106662 (л.д.18), актом проверки от 18 марта 2021 года (л.д.19-29) и другими доказательствами по делу, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние Шимчку С.Ф. правильно квалифицировано по части 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Доводы жалобы о том, что о проведении плановой проверки юридическое лицо должно уведомляться не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения, не свидетельствуют о незаконности судебных актов. Согласно акту проверки от 18 марта 2021 года должностным лицом Государственной инспекции труда в Саратовской области в отношении АО "Нефтемаш" - САПКОН 18 марта 2021 года была проведена внеплановая документарная проверка (л.д.19-29). 19 февраля 2021 года копии распоряжения Государственной инспекции труда в Саратовской области от 12 февраля 2021 года N 64/7-396-21-ОБ/12-1497-И/64-23, от 17 февраля 2021 года N 64/10-6507-21-И и требование о предоставлении документов от 12 февраля 2021 года с исх. N 64/10-6321-21-И были получены Евдокимовой Е.М, что она удостоверила своими подписями. Согласно доверенности от 5 февраля 2021 года по состоянию на 19 февраля 2021 года она была уполномочена представлять интересы общества.
Вопреки доводам жалобы из материалов дела следует, что указанные документы не были представлены как в срок, предусмотренный частью 5 статьи 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ, так и на момент составления 5 апреля 2021 года протокола об административном правонарушении, в связи с чем в деянии Шимчук С.Ф. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки судебных инстанций, они не опровергают наличие в деянии Шимчук С.Ф. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Несогласие защитника - адвоката Евдокимовой Е.М. с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Ссылки в жалобе на постановления Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные по иным делам, не могут быть приняты во внимание, так как каждое дело об административном правонарушении рассматривается с учетом конкретных обстоятельств и представленных доказательств. Постановления, на которые указано заявителем, вынесены на основании обстоятельств, не аналогичных обстоятельствам настоящего дела.
Порядок и срок давности привлечения Шимчук С.Ф. к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено Шимчук С.Ф. в пределах, предусмотренных санкцией части 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 2 Фрунзенского района города Саратова от 21 июня 2021 года и решение судьи Фрунзенского районного суда города Саратова от 3 августа 2021 года, вынесенные в отношении генерального директора Саратовского акционерного производственно-коммерческого общества "Нефтемаш" Шимчук С.Ф. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника - адвоката Евдокимой Е.М. - без удовлетворения.
Судья А.В. Поддымов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.