Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу защитника Разуваева О.А., действующей в интересах администрации города Нижнего Новгорода, на вступившие в законную силу постановление заместителя старшего государственного лесного инспектора Нижегородской области - заместителя руководителя Балахнинского межрайонного лесничества департамента лесного хозяйства Нижегородской области от 1 декабря 2020 года N 31, решение судьи Московского районного суда города Нижнего Новгорода от 16 февраля 2021 года и решение судьи Нижегородского областного суда от 13 мая 2021 года, вынесенные в отношении администрации города Нижнего Новгорода (далее также - администрация) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя старшего государственного лесного инспектора Нижегородской области - заместителя руководителя Балахнинского межрайонного лесничества департамента лесного хозяйства Нижегородской области от 1 декабря 2020 года N 31, оставленным без изменения решением судьи Московского районного суда города Нижнего Новгорода от 16 февраля 2021 года и решением судьи Нижегородского областного суда от 13 мая 2021 года, администрация города Нижнего Новгорода признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник администрации Разуваева О.А. просит об отмене состоявшихся по делу актов, считая их незаконными, и прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы, содержащиеся в жалобе, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии со статьей 9 Лесного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, право безвозмездного пользования таким лесным участком, а также право аренды такого лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено названным Кодексом, другими федеральными законами.
В силу статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Согласно статье 25 Лесного кодекса Российской Федерации одними из видов использования лесов является строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений; строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.
Как усматривается из материалов дела, 9 ноября 2020 года в 15 час. 30 мин. в ходе патрулирования должностным лицом Балахнинского межрайонного лесничества департамента лесного хозяйства Нижегородской области лесного фонда в выделе 26 квартала 109 Козинского участкового лесничества Балахнинского межрайонного лесничества выявлен факт самовольного занятия лесного участка (складирование промышленных отходов) без оформления разрешительных документов.
В ходе рассмотрения дела установлено, что на территории лесного фонда в выделе 26 квартала 109 Козинского участкового лесничества Балахнинского межрайонного лесничества расположен объект - пруд-накопитель кислых гудронов, являющийся в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" гидротехническим сооружением (далее также - ГТС) и представляющий собой ограждающую дамбу и резервуар (копань) с отходами химического производства (кислыми гудронами).
Решением Московского районного суда города Нижнего Новгорода от 8 августа 2014 года вышеуказанный объект признан муниципальной собственностью муниципального образования город Нижний Новгород.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права и кадастровому паспорту площадь застройки ГТС с кадастровым номером N, местонахождение: "адрес", составляет 22 576 кв.м.
Лесной участок в квартале 109 Козинского участкового лесничества Балахнинского межрайонного лесничества согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости входит в земли лесного фонда общей площадью 511542769 кв.м. с кадастровым номером N
По материалам лесоустройства 1994 года таксационная характеристика лесного участка в выделе 26 квартала 109 Козинского участкового лесничества Балахнинского межрайонного лесничества - свалка площадью 3, 0 га.
Таким образом, гидротехническое сооружение расположено на землях лесного фонда без оформления прав на лесной участок.
Приведенные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 17 ноября 2020 года (л.д.24-25), распоряжением руководителя Балахнинского межрайонного лесничества департамента лесного хозяйства Нижегородской области от 30 октября 2020 года, заданием на патрулирование лесов от 9 ноября 2020 года и отчетом о результатах патрулирования лесов от 13 ноября 2020 года (л.д.28-29); данными о гидротехническом сооружении (л.д.30); чертежом самовольного использования лесного участка (л.д.31); свидетельством о государственной регистрации права (л.д.52); информацией директора департамента градостроительного развития и архитектуры администрации города Нижнего Новгорода (л.д.53-54) и другими доказательствами по делу, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние администрации города Нижнего Новгорода правильно квалифицировано по статье 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Доводы жалобы о том, что администрация является ненадлежащим субъектом вменяемого административного правонарушения, были предметом рассмотрения судебных инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, мотивированно изложенная в судебных актах, не согласиться с которой оснований не имеется.
Так, из информации директора департамента градостроительного развития и архитектуры администрации города Нижнего Новгорода (л.д.53-54) следует, что указанное гидротехническое сооружение частично расположено в границах Балахнинского межрайонного лесничества (участки лесного фонда Балахнинского лесхоза, Козинское участковое лесничество), что с учетом требований статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не позволяет осуществить подготовку схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях образования земельного участка, занимаемого муниципальным объектом.
Вопреки доводам жалобы постановление по делу об административном правонарушении вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения составляет два месяца.
Из содержания части 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
При этом факт повторного обнаружения нарушения лицом требований законодательства не исключает возможность его последующего привлечения к административной ответственности за аналогичное нарушение в случае невыполнения им тех же требований закона или ненадлежащего их выполнения.
Совершенное администрацией города Нижнего Новгорода административное правонарушение является длящимся, срок давности по нему начинает течь в соответствии с положениями части 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов дела следует, что днем обнаружения данного административного правонарушения является 9 ноября 2020 года.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено должностным лицом в пределах двухмесячного срока давности привлечения администрации города Нижнего Новгорода к административной ответственности 1 декабря 2020 года.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки судебных инстанций, они не опровергают наличие в деянии администрации города Нижнего Новгорода объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Несогласие защитника Разуваевой О.А. с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что должностным лицом и судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок привлечения администрации города Нижнего Новгорода к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено администрации города Нижнего Новгорода в пределах, предусмотренных санкцией статьи 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену состоявшихся по делу актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление заместителя старшего государственного лесного инспектора Нижегородской области - заместителя руководителя Балахнинского межрайонного лесничества департамента лесного хозяйства Нижегородской области от 1 декабря 2020 года N 31, решение судьи Московского районного суда города Нижнего Новгорода от 16 февраля 2021 года и решение судьи Нижегородского областного суда от 13 мая 2021 года, вынесенные в отношении администрации города Нижнего Новгорода по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Разуваевой О.А. - без удовлетворения.
Судья А.В. Поддымов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.