Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Гайдарова М.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Пономарева В.И. на решение Московского областного суда от 27 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 18 марта 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Пономарева В.И. о признании недействующим решения Совета депутатов городского округа Солнечногорск Московской области от 20 сентября 2019 года N 146/10 "Об отмене решения Совета депутатов муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области от 26 марта 2019 года N 77/17-19 "О внесении изменения в решение Совета депутатов городского поселения Андреевка от 16 октября 2018 года N 11/4-18 "О налоге на имущество физических лиц на территории муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области" (в ред. от 27 ноября 2018 года N 33/9-18)".
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А, объяснение Пономарева В.И. и его представителя Паршковой А.Н, поддержавших доводы кассационной жалобы, заключение прокурора четвертого отдела (кассационного) с дислокацией в городе Саратове апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А, полагавшего, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Совета депутатов городского поселения Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области от 16 октября 2018 года N 11/4-18 на территории муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района введен и установлен налог на имущество физических лиц за 2019 год, определены налоговые ставки. Так, для объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого их которых не превышает 300 млн. руб, в частности, за жилые дома, установлена налоговая ставка 0, 2 процента.
Решением Совета депутатов муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области от 26 марта 2019 года N 77/17-19 в решение Совета депутатов городского поселения Андреевка от 16 октября 2018 года N 11/4-18 (в ред. решения от 27 ноября 2018 года N 33/9-18) внесено изменение. Подпункт 3.1.2 пункта 3 решения изложен в новой редакции, а именно "3.1.2 Жилые дома - 0, 1 процента". Решение от 26 марта 2019 года N 77/17-19 вступает в силу с 1 января 2019 года.
Решением Совета депутатов городского округа Солнечногорск Московской области от 20 сентября 2019 года N 146/10 отменено решение Совета депутатов муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области от 26 марта 2019 года N 77/17-19 "О внесении изменения в решение Совета депутатов городского поселения Андреевка от 16 октября 2018 года N 11/4-18 "О налоге на имущество физических лиц на территории муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области" (в ред. решения от 27 ноября 2018 года N 33/9-18).
Пономарев В.И. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующим со дня издания решение Совета депутатов от 20 сентября 2019 года N 146/10.
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником 1/3 доли жилого дома, расположенного по адресу: "адрес" плательщиком налога на имущество физических лиц. Оспариваемым решением Совета депутатов от 20 сентября 2019 года N 146/10 затронуты права административного истца, поскольку ему установлена повышающая налоговая ставка и возложена обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за 2019 год в двукратном размере. Считал, что оспариваемое решение Совета депутатов от 20 сентября 2019 года N 146/10 противоречит пункту 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением Московского областного суда от 27 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 1 марта 2021 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной 10 сентября 2021 года почтой через Московский областной суд, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 27 сентября 2021 года, Пономарев В.И, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит судебные акты отменить. В доводах жалобы указывает на неправильную квалификацию судами оспариваемого решения административного ответчика, а именно как акт, не являющийся актом законодательства о налогах и сборах. Решение Совета депутатов от 20 сентября 2019 года N 146/10 повлекло на территории муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области увеличение в 2019 году ставки налога на имущество физических лиц за жилые дома, кадастровая стоимость которых не превышает 300 млн. руб, которое применено с обратной силой, что запрещено Налоговым кодексом Российской Федерации. Полагает, что оспариваемое решение создало неопределенность в размере ставки налога в 2019 году.
Прокуратурой Московской области на кассационную жалобу поданы письменные возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом. Оспариваемое решение не устанавливает новые налоги и не повышает налоговые ставки, поскольку налог на имущество физических лиц в 2019 году и налоговые ставки установлены ранее принятым решением Совета депутатов от 16 октября 2018 года N 11/4-18. Оспариваемое решение Совета депутатов городского округа Солнечногорск Московской области от 20 сентября 2019 года N 146/10 принято во исполнение положений статьи 6 Налогового кодекса Российской Федерации, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, основанными на правильном применении норм материального права, соответствующими материалам дела и фактическим обстоятельствам.
В соответствии с частью 5 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с указанным Кодексом.
Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют (пункт 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации).
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нормативный правовой акт по вопросам налогов, сборов, страховых взносов признается не соответствующим названному Кодексу, если такой акт издан органом, не имеющим в соответствии с данным Кодексом права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов.
В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц является местным налогом.
Налог на имущество физических лиц устанавливается названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статья 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского и сельского поселения относится установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения (пункт 2).
В соответствии с частью 12 статьи 35 Федерального закона N 135-ФЗ нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального образования только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации.
В силу части 1 статьи 48 названного Федерального закона муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом.
В соответствии со статьей 1 Закона Московской области от 28 декабря 2018 года N 246/2018-ОЗ "Об организации местного самоуправления на территории Солнечногорского муниципального района" объединены территории городского поселения Андреевка, городского поселения Менделеево, городского поселения Поварово, городского поселения Ржавки, городского поселения Солнечногорск, сельского поселения Кривцовское, сельского поселения Кутузовское, сельского поселения Луневское, сельского поселения Пешковское, сельского поселения Смирновское, сельского поселения Соколовское без изменения границ территории Солнечногорского муниципального района. Муниципальное образование, образованное путем вышеуказанного изменения состава территории Солнечногорского муниципального района, наделено статусом городского округа.
Статьей 3 Закона Московской области от 28 декабря 2018 года N 246/2018-ОЗ "Об организации местного самоуправления на территории Солнечногорского муниципального района" установлено, что с даты формирования органов местного самоуправления городского округа Солнечногорск полномочия, связанные с внесением изменений в решения о местных бюджетах поселений и Солнечногорского муниципального района на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов и их исполнением до конца 2019 года, осуществляют органы местного самоуправления городского округа Солнечногорск раздельно по каждому поселению и Солнечногорскому муниципальному району в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 4 Закона Московской области от 28 декабря 2018 года N 246/2018-ОЗ "Об организации местного самоуправления на территории Солнечногорского муниципального района" определено, что со дня формирования Совета депутатов прекращаются полномочия советов депутатов поселений, Совета депутатов Солнечногорского муниципального района.
Из материалов дела следует, что решением территориальной избирательной комиссии "адрес" от 15 апреля 2019 года N выборы депутатов городского округа Солнечногорск Московской области 14 апреля 2019 года признаны состоявшимися.
На основании решения Совета депутатов городского округа Солнечногорск Московской области первого созыва от 17 апреля 2019 года N 10/1 Совет депутатов городского округа Солнечногорск приступил к исполнению полномочий и начал работу с 17 апреля 2019 года.
17 апреля 2019 года Советом депутатов городского округа Солнечногорск Московской области принято решение N 18/1 о ликвидации Совета депутатов муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области, утверждены состав ликвидационной комиссии и план мероприятий по ликвидации.
Решение Совета депутатов от 26 марта 2019 года N 77/17-19 принято при наличии отрицательного заключения администрации городского поселения Андреевка, которая возражала против снижения ставок налогов, в том числе по жилым домам до 0.1 процента по налогу на имущество физических лиц.
Советом депутатов решение от 26 марта 2019 года N 76/17-19 принято без внесения соответствующих изменений в бюджет городского поселения Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области, то есть в нарушение требований Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно справке финансового управления администрации городского округа Солнечногорск Московской области от 20 августа 2020 года N первоначальный бюджет городского поселения Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области на 2019 год являлся бездефицитным. В отчете об исполнении бюджета городского поселения Андреевка за 1 квартал 2019 года установлен дефицит бюджета.
Таким образом, решение Совета депутатов муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области от 26 марта 2019 года N принято с нарушением требований действующего законодательства и в отсутствие экономического обоснования.
Совет депутатов городского округа Солнечногорск, являясь правопреемником Совета депутатов городского поселения Андреевка, в рамках предоставленных ему полномочий, с целью устранения допущенных нарушений налогового и бюджетного законодательства, а также обеспечения сбалансированности бюджета городского поселения Андреевка и решения социально-экономических задач принял оспариваемое административным истцом решение от 20 сентября 2019 года N 146/10 об отмене вынесенного Советом депутатов городского поселения Андреевка решения от 26 марта 2019 года N 77/17-19.
Решение об отмене решения Совета депутатов муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района от 26 марта 2019 года N 77/17-19 относится к компетенции представительного органа вновь образованного муниципального образования - Совета депутатов городского округа Солнечногорск Московской области, при наличии кворума. Вступило в силу после его официального опубликования в газете "Сенеж" 27 сентября 2019 года N 43.
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи (пункт 1 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 5 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от кадастровой стоимости объекта налогообложения, вида объекта налогообложения, места нахождения объекта налогообложения.
Довод кассационной жалобы о том, что оспариваемое решение противоречит положениям статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит отклонению.
Из содержания оспариваемого нормативного правового акта следует, что данный акт не регулирует налоговые правоотношения, не устанавливает налоговые ставки, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налога налогоплательщиками, с учетом положений частью 1 статьи 2 Налогового кодекса Российской Федерации не может быть отнесен к нормативным правовым актам о налогах и сборах.
Довод кассационной жалобы о том, что оспариваемым решением увеличены ставки налога на имущество физических лиц на налоговый период 2019 год, не соответствует обстоятельствам дела, поскольку налог на имущество физических лиц установлен решением Совета депутатов г.п. Андреевка Московской области от 16 октября 2018 года N 11/4, при этом указанные в нем налоговые ставки не превышают размеры, установленные статьей 406 Налогового кодекса Российской Федерации.
Довод кассационной жалобы о том, что суды вышли за пределы заявленных требований, не учли принцип приоритета нормы правового акта более высокой юридической силы, подлежит отклонению.
Решение принято судом по заявленным административным истцом требованиям (часть 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В связи с установленными обстоятельствами, приведенными нормами материального права, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции полагает правильным отказ в удовлетворении административных исковых требований, оспариваемое решение принято Советом депутатов в рамках полномочий, с целью устранения допущенных нарушений бюджетного законодательства и не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Доводы кассационной жалобы не опровергают установленные по делу обстоятельства и не влияют на правильность применения судом норм материального и процессуального права. При этом аналогичные доводы были проверены на стадии апелляционного рассмотрения дела и обоснованно отвергнуты как несостоятельные.
Каких-либо новых доводов, способных на стадии кассационного рассмотрения поставить под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу судебного акта и повлечь его отмену либо изменение, в кассационной жалобе не приведено. Иное толкование норм права, несогласие с оценкой судом доказательств по делу не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Московского областного суда от 27 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 18 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Пономарева В.И. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения, из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 2 ноября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.