Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Изоткиной И.В, судей Черновой Н.В, Ситникова В.С, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мандрыченко И. О. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии от 20 февраля 2021 г. о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, восстановлении в очереди, по кассационной жалобе Мандрыченко И. О.
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 24 июня 2021 г, заслушав доклад судьи Черновой Н.В, объяснения Мандырченко И.О, его представителя Мандырченко О.А, поддержавших кассационную жалобу, представителя ГУ МВД России по Саратовской области Головко Т.А, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Мандрыченко И.О. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области (далее ГУ МВД России по Саратовской области) о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии от 20 февраля 2021 г. о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, восстановлении в очереди.
В обоснование заявленных требований указал, что с 2002 г. проходит службу в органах внутренних дел. В 2012 г. принят на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. С 2018 г. состоит на учете с составом семьи 3 человека. Ни он, ни члены его семьи в собственности жилья не имеют. Местом жительства его и его семьи с 2017 г. является служебное жилое помещение по адресу: "адрес". Решением Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Саратовской области от 20 февраля 2021 г. Мандрыченко И.О. снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с пп. "г" п. 19 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. N 1223, в связи с отсутствием оснований для постановки на учет, поскольку уровень обеспеченности Мандрыченко И.О. общей жилой площадью составляет более 15 кв.м. Ссылаясь на то, что вывод комиссии об обеспеченности его жилой площадью более15 кв.м не соответствует действительности, обратился с настоящим иском.
Решением Кировского районного суда г. Саратова от 6 апреля 2021 г. исковые требования удовлетворены частично.
Решение Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Саратовской области от 20 февраля 2021 г. о снятии Мандрыченко И.О. с учета очередников ГУ МВД России по Саратовской области на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения признано незаконным.
На ГУ МВД России по Саратовской области возложена обязанность восстановить Мандрыченко И.О. и членов его семьи в очереди на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения со дня принятия на учет.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 24 июня 2021 г. решение суда первой инстанции отменено по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Мандрыченко И.О. просит отменить апелляционное определение как вынесенное с нарушением норм права.
При рассмотрении дела судебная коллегия руководствуется частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), согласно которой обжалуемые акты подлежат проверке в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что Мандрыченко И.О. с 2002 г. по настоящее время проходит службу в ГУ МВД России по Саратовской области.
Мандрыченко И.О. с 25 апреля 1985 г. зарегистрирован в жилом доме по адресу: "адрес", принадлежащем на праве собственности его матери Мандырченко Н.А.
На 12 октября 2012 г. в указанном жилом доме были зарегистрированы: Мандрыченко И.О, Манрыченко О.А. (отец), Мандрыченко Н.А. (мать), Мандрыченко М.О. (сестра). Указанный жилой дом, площадью 77, 3 кв. м, принадлежит на праве собственности матери Мандрыченко И.О. - Мандрыченко Н.А.
С 2012 г. по 2016 г. Мандрыченко И.О. проживал в жилом помещении по адресу: г. Саратов, ул. Рахова, д. 53, кв. 58, площадью 43, 3 кв.м, по договору коммерческого найма.
Решением Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Саратовской области от 23 ноября 2012 г, оформленным выпиской из протокола N 14 Мандрыченко И.О. принят на учет на получение единовременной социальной выплаты в составе 1 человека.
Из указанного протокола следует, что основанием для постановки Мандрыченко И.О. на учет на получение единовременной выплаты являлось его регистрация в жилом доме, площадью 59 кв.м, расположенном по адресу: "адрес" качестве члена семьи собственника данного жилого помещения (матери Мандырченко Н.А.); отсутствие у него жилых помещений, занимаемых по договору социального найма или принадлежащих на праве собственности (доли в праве собственности); и фактическое проживание в квартире, площадью 43, 3 кв.м по адресу: "адрес" по договору коммерческого найма.
Решением Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Саратовской области от 1 ноября 2018 г, оформленным выпиской из протокола N 17 в учетное дело Мандрыченко И.О. внесены изменения по составу семьи, в связи с вступлением в брак с Мандрыченко О.А. и рождением ребенка - Мандырченко Д.И, 8 мая 2017 г. рождения.
С 2017 г. по настоящее время Мандрыченко И.О. с супругой Мандрыченко О.А. и детьми - Мандрыченко Д.И, 8 мая 2017 г. рождения и Мандрыченко М.И, 16 января 2020 г. рождения, проживает в квартире по договору найма служебного жилого помещения по адресу: "адрес"
Мандрыченко О.А. с несовершеннолетними детьми Мандрыченко Д.И. и Мандрыченко М.И, а также Молоткиной Н.А. (мать), Молоткиным А.В. (отец), Молоткиным А.А. (брат), Молоткиным А.А. (брат), Молоткиным М.А. (племянник), зарегистрирована в жилом доме, площадью 91, 9 кв.м по адресу: "адрес".
5 февраля 2021 г. Мандрыченко И.О. обратился в жилищно-бытовую комиссию ГУ МВД России по Саратовской области с рапортом о внесении изменений в учетное дело о составе семьи в связи с рождением второго ребенка - Мандырченко М.И, 16 января 2020 г. рождения.
Решением Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Саратовской области от 20 февраля 2021 г. Мандрыченко И.О. снят с учета очередников на получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительство жилого помещения в соответствии с пп. "г" п. 19 Правил, в связи с выявлением в протоколе о принятии Мандрыченко И.О. на учет, несоответствия в площади жилого дома, а именно указано 59 кв.м вместо 71 кв.м, что с учетом количества проживающих в нем 4 человек, свидетельствует об обеспеченности Мандрыченко И.О. общей площадью жилого помещения более 15 кв.м.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что с момента принятия Мандрыченко И.О. на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилою помещения до момента снятия его с учета жилищные условия истца не изменялись, истец проживает в служебной квартире с женой и детьми, жилых помещений в собственности истец и члены его семьи не имеют, по месту регистрации истец и члены его семьи не проживают, пришел к выводу об отсутствии доказательств, свидетельствующих об обеспеченности Мандрыченко И.О. общей площадью жилого помещения приходящегося на одного члена семьи в размере не менее 15 кв.м, и о незаконности решения Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Саратовской области от 20 февраля 2021 года о снятии Мандрыченко И.О. с учета очередников ГУ МВД России по Саратовской области на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Отменяя решение суда первой инстанции суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст.ст. ст. 1, 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ, п. 8, пп. "г" п. 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) исходил из того, что на момент подачи заявления - 12 октября 2012 г. Мандрыченко И.О. был зарегистрирован по месту жительства в жилом доме по адресу: "адрес", площадью 77, 3 кв.м, принадлежащем на праве собственности его матери Мандрыченко Н.А. в качестве члена ее семьи. В указанном жилом доме были зарегистрированы: Мандрыченко И.О, Мандырченко О.А. (отец), Мандрыченко Н.А. (мать), Мандрыченко М.О. (сестра). В связи с наличием у Мандрыченко И.О. права пользования жилым помещением, собственником которого является его мать, в целях расчета жилищной обеспеченности истца необходимо было принять во внимание приходящуюся на членов семьи истца долю площади жилого помещения, в котором они имеют регистрацию и право пользования.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что у Мандрыченко И.О. при постановке 23 ноября 2012 г. на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, отсутствовало право на получение единовременной социальной выплаты на основании ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247, в связи с отсутствием необходимых условий, предусмотренных п. п. 1 и 2 ч. 2 данной нормы. Поскольку основания для постановки Мандрыченко И.О. на учет на получение единовременной выплаты отсутствовали, ответчик правомерно снял Мандрыченко И.О. с учета для получения единовременной социальной выплаты.
Данные выводы суда апелляционной инстанции основаны на нормах действующего законодательства, подробно мотивированы со ссылкой на доказательства, оцененные по правилам статьи 67 ГПК РФ, и сомнений в законности не вызывают.
Отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (часть 1 статьи 1 данного закона, здесь и далее - в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (подпункт 1 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м (подпункт 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.
Пунктом 8 названных правил предусмотрено, что при наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений.
Из приведенных нормативных положений следует, что право сотрудника на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
По смыслу нормативных положений части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, применяемых в системной взаимосвязи с пунктом 8 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит общая площадь жилого помещения, занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или в силу правоотношений собственности, вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
В случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты (если данные сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на принятие на такой учет), сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты (подпункт "г" пункта 19 Правил).
Установив, что на момент принятия Мандрыченко И.О. на учет ответчику были представлены сведения о площади жилого дома 59 кв.м, тогда как указанный жилой дом по состоянию на 12 октября 2012 г. имел иную площадь - 77, 3 кв.м, суд апелляционной инстанции исходил из того, что решение о снятии истца с учета является законным, в связи с выявлением ответчиком в 2021 г. сведений, свидетельствующих об отсутствии у истца в 2012 г. права на принятие на учет нуждающихся в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, и пришел к правильному выводу о том, что обжалуемым решением жилищной комиссии истец и член его семьи на основании пп. "г" п. 19 Правил обоснованно с такого учета сняты.
Доводы кассационной жалобы о наличии оснований для признания незаконным решения жилищно-бытовой комиссии от 20 февраля 2021 г. и о восстановлении в очереди являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, получили соответствующую правовую оценку и не подтверждают нарушений норм права, повлиявших на исход дела, и не являются основанием для отмены в кассационном порядке обжалуемого судебного акта.
Оценивая доводы кассационной жалобы, судебная коллегия также считает, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанций, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленных требований по существу.
Доводы кассационной жалобы фактически являются позицией лица, подавшего жалобу, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления. Материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен правильно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене обжалуемого судебного акта, кассационная жалоба не содержит.
Несогласие с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для отмены судебного постановления в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 24 июня 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Мандрыченко И. О. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.