Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Изоткиной И.В, судей Козлова А.М, Петровой Н.А, с участием прокурора Сметанниковой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Дятьково Брянской области, действующего в интересах Радичко С.С, к администрации Дятьковского района Брянской области о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение
по кассационной жалобе администрации Дятьковского района Брянской области на решение Дятьковского городского суда Брянской области от 15 февраля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 18 мая 2021 г.
Заслушав доклад судьи Козлова А.М, объяснения прокурора Сметанниковой Н.В, просившей в удовлетворении кассационной жалобы отказать, судебная коллегия
установила:
прокурор г. Дятьково Брянской области, действуя в интересах Радичко С.С, обратился в суд с иском к администрации Дятьковского района Брянской области о предоставлении жилого помещения, мотивируя свои требования тем, что Радичко С.С. является лицом, оставшимся без попечения родителей, нуждается в предоставлении жилого помещения. 27 декабря 2019 г. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Просил возложить на администрацию Дятьковского района Брянской области обязанность предоставить Радичко С.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в административно-территориальных границах муниципального образования "город Дятьково".
Решением Дятьковского городского суда Брянской области от 15 февраля 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 18 мая 2021 г, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе администрация Дятьковского района Брянской области просит обжалуемые судебные постановления отменить как незаконные.
При рассмотрении дела судебная коллегия руководствуется частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), согласно которой кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения при рассмотрении настоящего дела не допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Радичко С.С. родился 24 января 2002 г. Решением Дятьковского городского суда Брянской области от 15 апреля 2008 г. мать Радичко С.С. - Радичко О.М, имеющая статус одинокой матери, лишена родительских прав.
В связи с розыском матери Радичко С.С. - Радичко О.М. с 13 мая 2002 года Радичко С.С. 17 мая 2002 г. определен в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За ним закреплено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес".
На основании постановления администрации Дятьковского района Брянской области от 26 декабря 2019 г. N 1454 признано невозможным проживание Радичко С.С. в указанном жилом помещении.
Постановлением администрации Дятьковского района Брянской области от 27 декабря 2019 г. N 1456 Радичко С.С. поставлен на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
В сводном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, Радичко С.С. состоит под номером 2547.
Радичко С.С. жилых помещений на праве собственности не имеет.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 40 Конституции Российской Федерации, статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 1, 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статьями 1, 2 Закона Брянской области от 29 декабря 2012 г. N 107-З "Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Брянской области", Законом Брянской области от 2 декабря 2011 г. N 124-З "О наделении органов местного самоуправления Брянской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из их числа", Законом Брянской области от 10 декабря 2020 г. N 105-З "Об областном бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов", исходил из того, что Радичко С.С, включенный в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем по договору социального найма специализированного жилого помещения, не обеспечен жилым помещением.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и правовым обоснованием.
Соглашаясь с постановленным решением и отклоняя доводы жалобы об отсутствии субвенций из областного бюджета на приобретение недвижимости и наличия определенного порядка приобретения недвижимости, суд апелляционной инстанции указал, что данные обстоятельства не могут быть положены в основу отказа в удовлетворении иска и отмены решения суда, поскольку не являются основанием ограничения условий реализации прав указанной категории граждан на внеочередное получение жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения, так как ни Федеральным Законом, ни "адрес" не ставится в зависимость предоставление жилых помещений по договорам специализированного найма указанной категории граждан от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения этих лиц в список.
Оснований для иных выводов у судебной коллегии не имеется.
В соответствии с частью 2 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
Аналогичные положения содержатся в Законе Брянской области от 29 декабря 2012 г. N 107-З "Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Брянской области".
Исходя из приведенных правовых норм, жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются лицам, включенным в сводный и уточненный списки и достигшим возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия по их заявлению в письменной форме.
Установив, что Радичко С.С. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем по договору социального найма специализированного жилого помещения, но не обеспечен жилым помещением, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
Доводы кассационной жалобы о том, что Радичко С.С. не обращалась в орган исполнительной власти Брянской области с заявлением о предоставлении жилого помещения и отсутствии субвенций из областного бюджета на приобретение жилых помещений для данной категории граждан являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании выводов суда о фактических обстоятельствах, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные частью 3 статьи 390 ГПК РФ.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, к спорным отношениям судебными инстанциями правильно применены нормы материального права. Оснований для отмены принятых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 379.7 ГПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, судебная коллегия не установила.
С учетом изложенного кассационная жалоба администрации Дятьковского района Брянской области не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Дятьковского городского суда Брянской области от 15 февраля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 18 мая 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Дятьковского района Брянской области - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.