Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Макаровой Н.А, судей Филатовой В.Ю, Булатовой Е.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании поступившее 23 августа 2021 года гражданское дело по исковому заявлению Бычкова Г.Г. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонное) о досрочном назначении пенсии в связи с проживанием на территории Российской Федерации в зоне с правом на отселение и в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонное) на решение Мценского районного суда Орловской области от 27 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 7 июля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Филатовой В.Ю, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Бычков Г.Г. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (далее по тексту ГУ-УПФ РФ) в Мценском районе Орловской области (межрайонное) о досрочном назначении пенсии в связи с проживанием на территории Российской Федерации в зоне с правом на отселение и в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Решением Мценского районного суда Орловской области от 27 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 7 июля 2021 года, за Бычковым Г.Г. признано право на досрочное назначение пенсии в соответствии со статьями 33, 34 Закона Российской Федерации N 1244-1 от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" со снижением общеустановленного пенсионного возраста на четыре года.
На ГУ-УПФ РФ в Мценском районе Орловской области (межрайонное) возложена обязанность назначить и производить Бычкову Г.Г. выплату пенсии с 18 января 2021 года.
В кассационной жалобе представитель ГУ-УПФ РФ в Мценском районе Орловской области (межрайонное) просит решение Мценского районного суда Орловской области от 27 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 7 июля 2021 года отменить, принять по делу новый судебный акт, в связи с неправильным применением норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам по доводам, изложенным в кассационной жалобе (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), оснований для отмены вынесенных судебных постановлений не имеется.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Данный возраст, являющийся общеустановленным пенсионным возрастом, может быть снижен при наличии какой-либо льготы на назначение досрочной пенсии.
Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 этого же закона, или Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
В силу статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение или в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N12441 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
На основании статьи 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в порядке, предусмотренном статьями 30-37 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1.
Положениями статей 32-37 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотрен порядок применения норм снижения пенсионного возраста при назначении пенсии по старости.
Статья 33 указанного закона предусматривает, что пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
При этом условия назначения пенсии по старости указанным гражданам зависят от статуса лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, продолжительности проживания в прошлое и настоящее время на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению.
Уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится пропорционально периоду постоянного проживания или работы на территории соответствующей зоны радиоактивного загрязнения.
Законодатель наделяет указанные категории граждан различным льготным статусом, что связано с различиями в масштабах радиоактивного влияния на организм человека (уровень радиационного загрязнения соответствующей территории и длительности постоянного проживания (работы) на ней).
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного Закона.
Согласно статье 34 приведенного Закона гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 данного Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
В примечании к статье 35 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" указано, что первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Бычков Г.Г, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период с 21 мая 1985 года по 13 февраля 1991 года был зарегистрирован и проживал по адресу: "адрес". С 14 февраля 1991 года по настоящее время истец зарегистрирован и проживает по адресу: "адрес".
18 января 2021 года Бычков Г.Г. обратился в ГУ-УПФ РФ в Мценском районе Орловской области (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии в возрасте 56 лет, в связи с проживанием на территории, подвергшейся воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
Решением N 06-185 от 29 января 2021 года ГУ-УПФ РФ в Мценском районе Орловской области (межрайонное) отказало Бычкову Г.Г. в назначении пенсии со снижением пенсионного возраста на 4 года, в связи с тем, что период проживания Бычкова Г.Г. в зоне с правом на отселение составляет 4 года 09 месяцев 18 дней, что дает ему право на снижение пенсионного возраста на 3 года и выхода на пенсию в возрасте 57 лет. Период проживания Бычкова Г.Г. в зоне с льготным социально-экономическим статусом составляет более 29 лет, что дает ему право на снижение пенсионного возраста в силу указанного закона на 3 года и выхода на пенсию в возрасте 57 лет. Суммирование льгот по снижению общеустановленного пенсионного возраста в связи с проживанием в разных зонах не допускается. На момент обращения истца право на назначение пенсии не возникло.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств, оценив представленные доказательства, установив факт постоянного проживания истца с 26 февраля 1986 года и по 13 февраля 1991 года на территории с правом на отселение и с 14 февраля 1991 года и по настоящее время на территории с льготно-экономическим статусом, пришел к правильному выводу о наличии у истца права на досрочное назначение пенсии в соответствии со статьями 33, 34 Закона Российской Федерации N 1244-1 от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" со снижением общеустановленного пенсионного возраста на пять лет, которое возникло у Бычкова Г.Г. в возрасте 55 лет, то есть 18 января 2021 года.
В судебных постановлениях приведено толкование норм материального права, в частности, статей 5, 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", статей 3, 13, 28.1, 33, 34, 35, 37 Закона Российской Федерации N 1244-1 от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с выводами, изложенными в оспариваемых судебных постановлениях, поскольку указанные выводы основаны на законе, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судебными инстанциями и представленным доказательствам.
Доводы кассационной жалобы о том, что в отношении истца не распространяется правило суммирования величины снижения пенсионного возраста, поскольку не менялся статус населенных пунктов в период проживания истца в населенных пунктах, являются необоснованными.
В соответствии с Перечнем населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденным распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года N 237-Р, Перечнем населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 года N 1582 и постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 года N 1074 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" территория "адрес" с 26 апреля 1986 года до 20 октября 2015 года относилась к зоне проживания с правом на отселение, с 21 октября 2015 года по настоящее время к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. С 26 апреля 1986 года по настоящее время "адрес" отнесена к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Судом обоснованно указано на то, что действующим законодательством не предусмотрен запрет на возмещение вреда и предоставление мер социальной поддержки по различным основаниям, установленным законодателем, поскольку соответствующий вред возмещается и меры социальной поддержки предоставляются по всем имеющимся основаниям. Проживание в разные периоды времени в разных зонах радиоактивного загрязнения нельзя отнести к одинаковым основаниям реализации соответствующих прав.
В связи с тем, что факт постоянного проживания Бычкова Г.Г. в различных населенных пунктах в зонах радиоактивного загрязнения в периоды по состоянию на 26 апреля 1986 года и по 13 февраля 1991 года в "адрес", с 14 февраля 1991 года и по настоящее время в "адрес" подтверждается материалами дела и не оспаривался ответчиком, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для уменьшения общеустановленного пенсионного возраста истцу с учетом периодов его проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с данной судом оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствами не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции суд не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
В связи с тем, что при рассмотрении заявленного спора нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по доводам жалобы по делу не допущено, предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5-379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Мценского районного суда Орловской области от 27 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 7 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.