Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Акчуриной Г.Ж, судей Рудых Г.М, Ерохиной И.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Первомайского района г. Пензы, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области о возложении обязанности проверить состояние защитных сооружений гражданской обороны, восстановить техническую документацию, разработать проектно-сметную документацию на ремонт, по кассационной жалобе Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 23 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия от 16 июля 2021 года, заслушав доклад судьи Рудых Г.М, выслушав прокурора Дедова С.В, изучив материалы дела,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Первомайского района г. Пензы, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (далее - МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области) о возложении обязанности проверить состояние защитных сооружений гражданской обороны, восстановить техническую документацию, разработать проектно-сметную документацию на ремонт, привести в соответствие с правилами эксплуатации защитные сооружения гражданской обороны.
Свои требования мотивировал тем, что при проведении проверки исполнения законодательства о гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, было установлено, что по адресу: "адрес" располагается объект гражданской обороны убежище N 87-58, собственником которого является Российская Федерация в лице МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, принятый на ответственное хранение ОАО "Пензадизельмаш" по договору N от 18 апреля 2008 года. 31 декабря 2018 года срок действия договора истек, при этом обязанность по содержанию и сохранности объекта гражданской обороны, лежит на собственнике имущества.
Проведенная проверка показала, что МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области убежище N 87-58 содержится с нарушением требований действующего законодательства, в связи, с чем не готово к принятию граждан.
Аналогичные нарушения выявлены при проверке иных объектов гражданской обороны, расположенных на территории Первомайского района г. Пензы. Так, защитное сооружение N, расположенное по адресу: "адрес" находящееся в федеральной собственности, не имеет эксплуатирующей организации, объект признан МКУ "Управление по делам ГОЧС г. Пензы" не готовым к приему укрываемых: внешние источники электро-, тепло- и водоснабжения отсутствуют; оборудование демонтировано; ограждающие конструкции имеют сквозные проемы, не предусмотренные проектом.
Защитное сооружение N, расположенное по адресу: "адрес", находящееся в федеральной собственности, не имеет эксплуатирующей организации, объект признан МКУ "Управление по делам ГОЧС г. Пензы" не готовым к приему укрываемых: затоплено грунтовым водами; деформированы строительные конструкции; основной вход в убежище засыпан грунтом; внешние источники электро-, тепло- и водоснабжения отсутствуют.
Согласно представленным сведениям ответчика и МКУ "Управление по делам ГОЧС г. Пензы" защитные сооружения N, расположенное по адресу: "адрес", N расположенное по адресу: "адрес", находящиеся в федеральной собственности, не имеют эксплуатирующих организаций, объекты признаны МКУ "Управление по делам ГОЧС г. Пензы" не готовыми к приему укрываемых.
Данное положение дел приводит к невозможности реализации основных задач в области гражданской обороны, предусмотренных статьей 2 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28 "О гражданской обороне", предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты, обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Просил возложить на МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области обязанность в отношении защитных сооружений гражданской обороны: N, расположенного по адресу: "адрес" N по адресу: "адрес"; N по адресу: г. "адрес" N по адресу: "адрес"; N по адресу: "адрес" в течение трех месяцев с момента вступления в силу решения суда: проверить состояние защитных сооружений гражданской обороны, по итогам которого составить соответствующий акт осмотра (проверки), восстановить техническую документацию инженерно-технического и специального оборудования защитных сооружений гражданской обороны, разработать проектно-сметную документацию на ремонт сооружения; в течение шести месяцев с момента вступления в силу решения суда: привести в соответствие с правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15 декабря 2002 года N 583, техническое состояние указанных объектов гражданской обороны.
С учетом уточнений исковых требований от 29 октября 2020 года просил обязать восстановить следующую документацию: паспорт защитных сооружений гражданской обороны с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений; журнал оценки технического состояния защитных сооружений гражданской обороны; сигналы оповещения гражданской обороны; план перевода защитных сооружений гражданской обороны на режим приема укрываемых; план защитных сооружений гражданской обороны с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; список личного состава группы (звена) по обслуживанию защитных сооружений гражданской обороны; эксплуатационную схему систем вентиляции защитных сооружений гражданской обороны; эксплуатационную схему водоснабжения и канализации защитных сооружений гражданской обороны; эксплуатационную схему электроснабжения защитных сооружений гражданской обороны; инструкцию по использованию средств индивидуальной защиты; инструкцию по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами; инструкцию по обслуживанию ДЭС; инструкцию о мерах пожарной безопасности; правила поведения укрываемых в защитных сооружений гражданской обороны; журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ); журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью; журнал учета работы ДЭС; журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования; схему эвакуации укрываемых из очага поражения; список телефонов, а также техническую документацию инженерно-технического оборудования защитных сооружений гражданской обороны: планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; эксплуатационную схему системы вентиляции защитных сооружений гражданской обороны; эксплуатационную схему водоснабжения и канализации защитных сооружений гражданской обороны;
эксплуатационную схема электроснабжения защитных сооружений гражданской обороны; инструкцию по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами; инструкцию по обслуживанию ДЭС.
Решением Ленинского районного суда г..Саранска от 23 декабря 2020 года заявленные требования прокурора Первомайского района г..Пензы, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворены частично.
На Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области возложена обязанность: - в течение трех месяцев с момента вступления в силу решения суда проверить состояние защитных сооружений гражданской обороны, по итогам которого составить соответствующий акт осмотра (проверки); восстановить техническую документацию инженерно-технического и специального оборудования защитных сооружений гражданской обороны, а именно: паспорт защитных сооружений гражданской обороны с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений; журнал оценки технического состояния защитных сооружений гражданской обороны; сигналы оповещения гражданской обороны; план перевода защитных сооружений гражданской обороны на режим приема укрываемых; план защитных сооружений гражданской обороны с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; список личного состава группы (звена) по обслуживанию защитных сооружений гражданской обороны; эксплуатационную схему систем вентиляции защитных сооружений гражданской обороны; эксплуатационную схему водоснабжения и канализации защитных сооружений гражданской обороны; эксплуатационную схему электроснабжения защитных сооружений гражданской обороны; инструкцию по использованию средств индивидуальной защиты; инструкцию по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами; инструкцию по обслуживанию ДЭС; инструкцию о мерах пожарной безопасности; правила поведения укрываемых в защитных сооружений гражданской обороны; журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ); журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью; журнал учета работы ДЭС; журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования;
схема эвакуации укрываемых из очага поражения; список телефонов, а также техническую документацию инженерно-технического оборудования ЗС ГО: планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; эксплуатационную схему систем вентиляции защитных сооружений гражданской обороны; эксплуатационную схему водоснабжения и канализации защитных сооружений гражданской обороны; эксплуатационную схему электроснабжения защитных сооружений гражданской обороны; инструкцию по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами; инструкцию по обслуживанию ДЭС; разработать проектно-сметную документацию на ремонт сооружений; - в течение шести месяцев с момента вступления в силу решения суда привести в соответствие с правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15 декабря 2002 года N 583, техническое состояние объектов гражданской обороны в отношении защитных сооружений гражданской обороны: N, расположенного по адресу: "адрес" N, расположенного по адресу: "адрес", расположенного по адресу: "адрес", расположенного по адресу: "адрес" В остальной части заявленных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 16 июня 2021 года решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 23 декабря 2020 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Межрегиональный территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области ставит вопрос об отмене решения Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 23 декабря 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия от 16 июля 2021 года, как незаконных, ссылаясь на нарушение норм процессуального права.
В части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, выслушав прокурора, возражавшего против доводов жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных постановлений по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, прокуратурой Первомайского района г. Пензы была проведена проверка исполнения законодательства о гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В ходе проведенной проверке было установлено, что собственником объекта гражданской обороны убежище N, расположенного по адресу: "адрес" является Российская Федерация в лице МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области.
Данный объект был принят на ответственное хранение ОАО "Пензадизельмаш" по договору N от 18 апреля 2008 года. 31 декабря 2018 года срок действия договора истек, при этом обязанность по содержанию и сохранности объекта гражданской обороны, лежит на собственнике имущества.
Проведенная проверка показала, что МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области убежище N содержится с нарушением требований действующего законодательства, в связи, с чем не готово к принятию граждан.
Аналогичные нарушения выявлены при проверке и иных объектов гражданской обороны, расположенных на территории Первомайского района г. Пензы.
Так, защитное сооружение N, расположенное по адресу: "адрес" находящееся в федеральной собственности, не имеет эксплуатирующей организации, объект признан МКУ "Управление по делам ГОЧС г. Пензы" не готовым к приему укрываемых: внешние источники электро-, тепло- и водоснабжения отсутствуют; оборудование демонтировано; ограждающие конструкции имеют сквозные проемы, не предусмотренные проектом. Защитное сооружение N, расположенное по адресу: "адрес", находящееся в федеральной собственности, не имеет эксплуатирующей организации, объект признан МКУ "Управление по делам ГОЧС г. Пензы" не готовым к приему укрываемых: затоплено грунтовым водами; деформированы строительные конструкции; основной вход в убежище засыпан грунтом; внешние источники электро-, тепло- и водоснабжения отсутствуют.
Защитные сооружения N, расположенное по адресу: г "адрес", расположенное по адресу: "адрес" находящиеся в федеральной собственности, не имеют эксплуатирующих организаций, объекты признаны МКУ "Управление по делам ГОЧС г. Пензы" не готовыми к приему укрываемых.
Разрешая спор, суд первой инстанции, установив, что ответчиком - МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области не принимается надлежащих мер, направленных на приведение спорных защитных сооружений гражданской обороны в состояние, соответствующее требованиям Приказа МЧС РФ от 15 декабря 2002 года N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны", руководствуясь положениями Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС РФ от 15 декабря 2002 года N 583, Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309, Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432, пришел к выводу о том, что обязанность по осуществлению мер, направленных на приведение защитного сооружения гражданской обороны в надлежащее состояние подлежит возложению на собственника имущества в лице МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области.
Суд апелляционной инстанции, проверив установленные судом первой инстанции обстоятельства, признал указанные выводы обоснованными, оставив решение суда без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов основанными на правильном применении норм материального права.
Согласно ст. ст. 1, 2 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, в силу п. 2 которого к объектам гражданской обороны относится убежища, противорадиационные укрытия, укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и техники и иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
На основании п. 8 указанного Порядка федеральные органы исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют общую потребность в объектах гражданской обороны для организаций, находящихся в сфере их ведения; организуют создание объектов гражданской обороны; принимают в пределах своей компетенции нормативные акты по созданию объектов гражданской обороны, доводят их требования до сведения указанных организаций и контролируют их выполнение; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам утверждены Правила NN 583, в пункте 1.2 которых указано требование на выполнение при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ, ПРУ и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.
В п. п. 1.3, 1.7, 1.8 указанных Правил определено, что организации, на учете которых находятся защитные сооружения гражданской обороны, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт; содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов.
Разделом 3.2 вышеназванных Правил предусмотрены также требования к содержанию и эксплуатации защитных сооружений в режиме повседневной деятельности (п. п. 3.2.1 - 3.2.2), содержанию входов в защитные сооружения, защитных устройств 28 и помещений для укрываемых (п. п. 3.2.3 - 3.2.10), к содержанию инженерно-технического оборудования (п. п. 3.2.11 - 3.2.25), требования к техническому обслуживанию и ремонту защитных сооружений (п. п. 5.2.1 - 5.2.4).
В рассматриваемом случае суды первой и апелляционной инстанций, верно применив указанные нормы права, установив статус объектов в качестве защитных сооружений гражданской обороны (убежища) и факты их нахождения в федеральной собственности, отсутствие доказательств его передачи на каком-либо вещном праве иным лицам либо изменения статуса объекта, с учетом того, что МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области осуществляет полномочия собственника в отношении расположенных на территории соответствующего субъекта федерального имущества, обязано нести бремя по их содержанию, установив факт бездействия ответчика, выразившегося в непринятии должных мер по надлежащему содержанию защитного сооружения гражданской обороны, пришли к правомерному выводу о необходимости возложения на ответчика обязанности совершить действия по приведению объектов в соответствие с требованиями законодательства, в связи, с чем обоснованно удовлетворили исковые требования прокурора.
Приведенные ответчиком доводы в кассационной жалобе фактически воспроизводят его правовую позицию по настоящему спору, являлись предметом исследования и проверки судов первой и апелляционной инстанций, и свидетельствуют о несогласии заявителя с выводами судебных инстанций, что в силу ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
Доводы ответчика о возложении обязанности по эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в то время как МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области является территориальным подразделением федерального органа исполнительной власти и обладает исключительно контрольными и распорядительными функциями, подлежат отклонению с учетом положений ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, возлагающей бремя содержания имущества на его собственника. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Положения ст. 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", относящие к вопросам местного значения поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию объектов гражданской обороны, обязанностей собственника по приведению защитных сооружений в соответствие с требованиями законодательства не исключают.
Ссылки ответчика на то, что судами при разрешении спора не принято во внимание, что МТУ Росимущества является бюджетным учреждением и не имеет в распоряжении собственных денежных средств, обращение взыскания денежных средств с Российской Федерации в лице МТУ Росимущества финансируется за счет средств федерального бюджета, в связи с чем необходимо было привлечь к участию в деле Росимущества, Минфин РФ по Пензенской области, поскольку бюджетной сметой таких расходов не предусматривалось, также не подтверждает незаконности судебных постановлений, поскольку отсутствие у заявителя жалобы финансирования на мероприятия по приведению защитного сооружения гражданской обороны в соответствие с требованиями действующего законодательства не может являться основанием для освобождения его от обязанностей, предусмотренных законодательством. Кроме того, доказательств принятие им мер по получению финансирования для содержания и ремонта защитного сооружения гражданской обороны, не представлено.
В целом, заявитель кассационной жалобы не указывает на нарушения норм материального или процессуального права, допущенные судами, повлиявшие на исход дела, а выражает несогласие с выводами судов в части оценки установленных обстоятельств дела, что в соответствии со ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных постановлений.
Иных доводов, подтверждающих существенные нарушения правовых норм, которые могли повлиять на исход дела и являться достаточным основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, заявителем не приведено.
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что нормы материального права применены и истолкованы судами первой и апелляционной инстанций правильно, процессуальных нарушений не допущено, выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 23 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия от 16 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.