Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Филатовой В.Ю, Булатовой Е.Е, с участием прокурора Ильина Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поступившее 31 августа 2021 года гражданское дело по иску Рукиной Е.В. к Федеральной службе исполнения наказаний России, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Нижегородской области о признании приказа незаконным и его отмене, восстановлении в должности, по кассационной жалобе Рукиной Е.В. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 15 июня 2021 года.
Заслушав доклад судьи Филатовой В.Ю, заключение прокурора Ильина Ю.В, полагавшего судебные постановления законными и обоснованными, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Рукина Е.В. обратилась в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний России, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Нижегородской области о признании приказа незаконным и его отмене, восстановлении в должности.
Решением Автозаводского районного суда города Нижнего Новгорода от 14 ноября 2019 года, с учетом определений об исправления описок от 9 декабря 2019 года, дополнительного решения от 11 сентября 2020 года, в удовлетворении исковых требований Рукиной Е.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 24 ноября 2020 года решение Автозаводского районного суда города Нижнего Новгорода от 14 ноября 2019 года и дополнительное решение от 11 сентября 2020 года отменены, по делу принято новое решение, которым признан незаконным приказ ФСИН России от 26 июня 2019 года N 472-лс "Об освобождении от замещаемой должности, зачислении в распоряжение, прекращении, расторжении контрактов о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, увольнении сотрудников со службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации" в части прекращения, расторжения контракта о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и увольнении со службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации полковника внутренней службы Рукиной Е.В. (А-239084), заместителя начальника Федерального казенного учреждения "Уголовно-исполнительная инспекция Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области" по пункту 2 части 1 статьи 84 (по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в уголовно-исполнительной системе). Рукина Е.В. восстановлена в должности заместителя начальника Федерального казенного учреждения "Уголовно-исполнительная инспекция Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области" с 17 апреля 2020 года.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 29 марта 2021 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 24 ноября 2020 года отменено, гражданское дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 15 июня 2020 года решение Автозаводского районного суда города Нижнего Новгорода от 14 ноября 2019 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Рукина Е.В. просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 15 июня 2021 года отменить, принять новое судебное постановление об удовлетворении требований, в связи с ненадлежащей оценкой, данной судом, представленным доказательствам.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам по доводам, изложенным в кассационной жалобе (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), оснований для отмены вынесенных судебных постановлений не имеется.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно приказу Управления внутренних дел по Нижегородской области от 19 января 1993 года Рукина Е.В. проходила службу в уголовно-исполнительной системе, с 1 декабря 2014 года занимала должность заместителя начальника ФКУ "УИИ ФСИН России по Нижегородской области".
11 января 2018 года Рукина Е.В. уведомлена о предстоящем увольнении из уголовно-исполнительной системы по основаниям пункта "б" статьи 58 (по достижении предельного возраста) Положения о службе в органах внутренних дел, 23 июня 2018 года, и направлена для прохождения военно-врачебной комиссии.
В соответствии со справкой филиала "Военно-врачебная комиссия" Федерального казенного учреждения здравоохранения Медико-санитарная часть N от 18 апреля 2018 года Рукина Е.В. признана годной к военной службе. 27 марта 2018 года Рукиной Е.В. пройдена аттестация, согласно которой установлено соответствие занимаемой ею должности.
10 апреля 2018 года Рукина Е.В. подала рапорт об оставлении на службе сверх установленного предельного возраста сроком до 23 июня 2023 года.
20 апреля 2018 года с Рукиной Е.В. заключен контракт о службе в уголовно-исполнительной системе, срок действия которого установлен на неопределенный срок.
16 августа 2018 года на имя начальника ГУ ФСИН России по Нижегородской области Рукина Е.В. подала рапорт, в котором выразила согласие на заключение контракта о службе в УИС в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее по тексту - Федеральный закон от 19 июля 2018 года N 197).
Согласно материалам дела, 27 февраля 2019 года начальником ГУ ФСИН России по Нижегородской области утвержден список сотрудников ГУ ФСИН России по Нижегородской области, достигших предельного возраста (срок службы продлевается впервые), в котором указана полковник внутренней службы Рукина Е.В, заместитель начальника инспекции ФКУ УИИ ГУ УФСИН России по Нижегородской области (N 8).
4 апреля 2019 года Рукина Е.В. вновь уведомлена в соответствии со статьей 89 Федерального закона "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации" о предстоящем увольнении из уголовно-исполнительной системы по основаниям пункта 2 части 1 статьи 84 (по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в уголовно-исполнительной системе) Федерального закона "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации".
На основании справки филиала "Военно-врачебная комиссия" Федерального казенного учреждения здравоохранения Медико-санитарная часть N 52 от 14 мая 2019 года Рукина Е.В. признана годной к военной службе с незначительными ограничениями.
28 мая 2019 года Рукиной Е.В. подан рапорт о перезаключении контракта о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе.
4 июня 2019 года заместителем начальника ГУ ФСИН России по Нижегородской области составлено представление к увольнению полковника внутренней службы Рукиной Е.В, заместителя начальника ФКУ "УИИ ГУ ФСИН России по Нижегородской области" из уголовно-исполнительной системы. Первым заместителем начальника ФСИН России принято решение по представлению об увольнении из уголовно-исполнительной системы Рукиной Е.В. по пункту 2 части 1 статьи 84 (по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в уголовно-исполнительной системе).
На основании приказа от 26 июня 2019 года N 472-лс прекращен, расторгнут контракт о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, полковник внутренней службы Рукина Е.В, заместитель начальника ФКУ "УИИ ГУ ФСИН России по Нижегородской области" уволена со службы в уголовно-исполнительной системе по пункту 2 части 1 статьи 84 (по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в уголовно-исполнительной системе).
Разрешая требования о признании приказа об увольнении незаконным и его отмене, восстановлении на работе, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 22, 84, 88 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ, установив, что действие заключенного с Рукиной Е.В. контракт истекло (23 июня 2019 года), решение об оставлении на службе сотрудника, достигшего предельного возраста сверх установленного возраста, принимает начальник путем утверждения персональных списков, решение начальником в отношении истца о заключении нового контракта не принималось, пришел к правильному выводу о законности принятого приказа о прекращении контракта с Рукиной Е.В. и ее увольнении.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции также указал на то, что оставление истца на службе повторно на пять лет должно быть исключительным случаем и по соглашению двух сторон контракта, тогда как начальник ФКУ УИИ ГУ ФСИН России по Нижегородской области, Врио начальника ФКУ УИИ ГУ ФСИН России по Нижегородской области, начальник ГУ ФСИН России по Нижгородской области возражали против заключении контракта, в связи с чем было принято решение об увольнении Рукиной Е.В. из уголовно-исполнительной системы по пункту 2 части 1 статьи 84 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".
Судебная коллегия соглашается с выводами, изложенными в оспариваемых постановлениях, поскольку указанные выводы основаны на законе, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судебными инстанциями и представленным доказательствам.
Доводы кассационной жалобы о продлении с истцом срока службы на 5 лет с заключением контракта на неопределенный срок, не являются основанием для отмены вступивших в законную силу судебных постановлений.
В силу абзаца первого статьи 21 Федерального закона от 21 июля 1998 года N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы" до принятия Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", вступившего в силу с 1 августа 2018 года, основания и порядок прохождения службы и увольнения сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы были урегулированы Положением о порядке прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1.
Согласно статье 11 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1 (далее - Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации), служба в органах внутренних дел осуществляется только на основании контракта, заключаемого как на определенный, так и на неопределенный срок.
В силу пункта "г" части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, окончание срока службы, предусмотренного контрактом, является самостоятельным основанием для увольнения из органов внутренних дел.
В соответствии с частью 4 статьи 96 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", вступившего в силу с 1 августа 2018 года, сотрудники, проходившие службу на должностях в уголовно-исполнительной системе до 1 августа 2018 года на основании контракта, заключенного на неопределенный срок, проходят с их согласия службу на замещаемых должностях с оформлением контракта на неопределенный срок в соответствии со статьями 21 - 23 настоящего Федерального закона. Сотрудники, проходившие службу в уголовно-исполнительной системе до 1 августа 2018 года на основании контракта, заключенного на определенный срок, проходят с их согласия службу до окончания его действия с оформлением срочного контракта в соответствии со статьями 21-23 настоящего Федерального закона.
Как правильно установлено судом, с истцом в период прохождения службы в уголовно-исполнительной системе был заключен контракт, срок действия которого истек 23 июня 2019 года.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 22 марта 2011 года N 433-О-О, заключение контракта на определенный срок предполагает, что по истечении данного срока отношения между сторонами могут быть прекращены независимо от того, существуют ли объективные обстоятельства, препятствующие возобновлению или продлению этих отношений. Прекращение контракта о службе в связи с истечением срока его действия соответствует общеправовому принципу стабильности договора (контракта).
Каких-либо ограничений и запретов для заключения срочного контракта по должности, занимаемой Рукиной Е.В, учитывая достижение истцом предельного возраста нахождения на службе и заключение в связи с данным обстоятельством контракта на определенный срок и при наличии исключительных обстоятельств, действующее законодательство не содержит.
С учетом изложенного, суды пришли к правильному выводу об отказе Рукиной Е.В. в удовлетворении заявленных требований, поскольку у ответчика имелись основания для увольнения истца по пункту 2 части 1 статьи 84 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" по достижении истцом предельного возраста нахождения на службе.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с данной судами оценкой доказательств и установленными судами обстоятельствами не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного акта, по доводам жалобы по делу не допущено.
При таких обстоятельствах, предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемого судебного постановления, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5-379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 15 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Рукиной Е.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.