Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу законного представителя ООО "Сток" Баранова Александра Валерьевича на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Российской Федерации в области окружающей среды Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования N07-02-12/411-Ю от 29 октября 2020 года, решение судьи Березниковского городского суда Пермского края от 10 февраля 2021 года (дело N 12-90/2021), решение судьи Пермского краевого суда от 27 апреля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Сток",
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области окружающей среды Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования N07-02-12/411-Ю от 29 октября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Березниковского городского суда Пермского края от 10 февраля 2021 года и решением судьи Пермского краевого суда от 27 апреля 2021 года, юридическое лицо общество с ограниченной ответственностью "Сток" (далее - ООО "Сток", общество, юридическое лицо) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель общества Баранов А.В. просит об отмене постановления должностного лица, а также судебных решений, прекращении производства по делу.
Западно-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, уведомленное о подаче жалобы, возражения на жалобу не направило.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с положениями части 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон "Об отходах производства и потребления").
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления (далее также отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Законом.
Пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" закреплены требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления.
Согласно пункту 1 данной статьи отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1 статьи 14 Федерального закона "Об отходах производства и потребления"). Пунктом 3 данной статьи определено, что на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности" (вместе с "Правилами проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности") от 16.08.2013 N 712 (действовавшим на момент совершения вмененного правонарушения) - паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности.
Как следует из материалов дела, на основании приказа руководителя Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора (далее - Управление) от 07.08.2020 N 620-П в период с 13 августа 2020 года по 04 сентября 2020 года проведена плановая выездная проверка ООО "Сток", в том числе объекта HBOC 1 категории - "Станция перекачки N 2", эксплуатируемого обществом по вопросам соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды, в области обращения с отходами производства и потребления, в области использования и охраны водных объектов, требований земельного законодательства и законодательства о недрах. В рамках проверки установлено, что объект HBOC "Станция перекачки N 2" предназначен для очистки сточных вод, также в комплекс механических очистных сооружений входит промотстойник и ковш - отстойник, примыкающий к зданию насосной станции перекачки. Также в рамках проверки установлено, что плавающий мусор с поверхности ковша-отстойника ООО "Сток" удаляется механическим способом. Отходы, образующиеся в процессе обслуживания насосной станции, передаются ООО "СК-Технологии" по договору от "данные изъяты" N "данные изъяты" для дальнейшей утилизации. Проверкой установлено, что работа по отнесению отходов к конкретному классу опасности и составлению паспортов в соответствии с нормативными требованиями обществом не проведена, паспорта на отходы, образующиеся в результате очистки сточных, в том числе промышленных сточных вод отсутствуют.
Факт совершения ООО "Сток" административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью представленных в дело доказательств, которым должностным лицом и судьями при рассмотрении дела дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы об отсутствии события и состава административного правонарушения в действиях ООО "Сток" были предметом тщательной проверки нижестоящих судебных инстанций и обосновано отклонены, как несостоятельные.
Как обосновано отмечено судьей областного суда, сооружения механической очистки сточных вод, эксплуатируемые обществом предназначены в том числе для задержания нерастворимых примесей, и принцип действия основан на длительном гравитационном осаждении взвешенных частиц. Из решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод усматривается, что использование части Камского водохранилища может производиться водопользователем - ООО "Сток" при выполнении определенных условий, в том числе при условии обработки осадков, образующихся на очистных сооружениях при очистке сточных в соответствии с технологическими режимами. Утилизация (захоронение) осадков сточных вод из очистных сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями законодательства. Кроме того, на водной поверхности ковша отстойника образуется плавающий мусор, который удаляется механическим способом.
Осадки очистных сооружений отнесены к категории отходов, поименованных в блоке 7 Приказа Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов".
Указанное свидетельствует о том, что в процессе хозяйственной деятельности общества по сбору и обработке сточных вод образуются отходы, следовательно у юридического лица возникает обязанность в соответствии с действующим законодательством осуществить отнесение отходов (в том числе осадков сточных вод, плавающего мусора) к конкретному классу опасности.
Доводы заявителя о том, что ООО "Сток" самостоятельно обслуживанием станции перекачки не занимается, данные работы осуществляет ООО "СК-Технологии" на основании договора на выполнение всего комплекса работ по эксплуатационно-техническому обслуживанию и текущему ремонту оборудования станции перекачки сточных вод от "данные изъяты" N "данные изъяты", все отходы, которые образовались при обслуживании станции перекачки N2 являются собственностью ООО "СК-Технологии", не свидетельствует о наличии оснований для освобождения ООО "Сток" от административной ответственности.
Вопреки доводам жалобы, установленные по делу обстоятельства указывают на наличие события административного правонарушения и на наличие в действиях (бездействии) общества состава административного правонарушения. Каких-либо неустранимых сомнений в виновности общества не усматривается.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо административного органа и судебные инстанции пришли к обоснованным выводам о виновности общества, поскольку оно имело реальную возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом и судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и положений законодательства, подлежащих применению к данным правоотношениям, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
При рассмотрении дела требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, исследованные доказательства. Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является законным и обоснованным. Административное наказание ООО "Сток" назначено в соответствии с санкцией части 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначенное наказание соответствует требованиям статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам заявителя при рассмотрении жалоб на постановление судьями городского суда и краевого суда дело проверено в полном объеме, решения судей соответствуют требованиям закона, в том числе положениям статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доводам жалобы дана надлежащая правая оценка, оснований не согласиться с которой не имеется.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области окружающей среды Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования N07-02-12/411-Ю от 29 октября 2020 года, решение судьи Березниковского городского суда Пермского края от 10 февраля 2021 года (дело N 12-90/2021), решение судьи Пермского краевого суда от 27 апреля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Сток" оставить без изменения, жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Сток" Баранова Александра Валерьевича - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.