Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу защитника ООО "РН-Юганскнефтегаз"- Никифоровой Ирины Николаевны на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югры Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 14 августа 2020 года, решение судьи Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 11 декабря 2020 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 02 марта 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - общество с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз",
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югры Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования N180-ОН от 14 августа 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 11 декабря 2020 года, решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 02 марта 2021 года, юридическое лицо - общество с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" (далее - ООО "РН-Юганскнефтегаз", общество, юридическое лицо) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник ООО "РН-Юганскнефтегаз" Никифорова И.Н. выражает несогласие с указанными выше судебными актами, просит об их отмене, прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Согласно пункту 6 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (пункт 7 статьи 12).
В силу пункта 2 статьи 11 указанного Федерального закона юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды (пункт 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Из материалов дела следует, что в рамках проведенного административного расследования, возбужденного на основании поступившего в Северо-Уральское межрегиональное Управление Росприроднадзора письма Региональной общественной организации "Экологическая безопасность Югры" от 24 октября 2019 года N 521-ИД, установлено несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, выразившееся в размещении 21 августа 2019 года отходов бурения (бурового шлама) свыше 11 месяцев на шламовом амбаре кустовой площадки N 53 Угутского месторождения нефти в Сургутском районе ХМАО-Югры, не внесенным в государственный реестр объектов размещения отходов.
Приведенные обстоятельства явились основанием для привлечения общества постановлением должностного лица административного органа 14 августа 2020 года к административной ответственности, предусмотренной названной нормой.
Факт совершения правонарушения и вина ООО "РН-Юганскнефтегаз" подтверждается совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, оценив которые в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо, а также судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о виновности общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, поскольку в период бурения в теле шламового амбара осуществлялась утилизация буровых отходов силами привлеченной подрядной организации ООО "ЭлитКомфорт" на основании договора N "данные изъяты" от "данные изъяты" года, срок накопления отходов в теле кустовой площадки обществом с даты окончания бурения скважины (20 сентября 2018 года) до передачи отходов бурения (16 мая 2019 года) подрядной организации (ООО "ЭлитКомфорт") не превышает 11 месяцев, несостоятельны, были предметом исследования и оценки нижестоящих судебных инстанций, обосновано со ссылками на положения пункта 1 статьи 34, пункта 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пунктов 6, 7 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отклонены, как несостоятельные.
Как следует из материалов дела, письмом ООО "РН-Юганскнефтегаз" N22-02-4210 от 20 ноября 2019 года подтверждается факт размещения отходов бурения на шламовом амбаре кустовой площадки N 53 Угутского месторождения нефти в Сургутском районе ХМАО-Югры в объеме 4464 кв.м, свыше 11 месяцев.
Судьей суда округа обосновано отмечено, что актом проверки юридического лица - ООО "ЭлитКомфорт" N 333 от 31 октября 2019 года установлено место осуществления лицензируемого вида деятельности на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - Нижневартовский район, Нижневартовское лесничество, Нижневартовское участковое лесничество. Лицензия ООО "ЭлитКомфорт" N (86)-6886-СТОУБ/П от 03 июля 2019 года на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности не предоставляет юридическому лицу право на проведение работ в том числе на шламовом амбаре кустовой площадки N 53 Угутского месторождения. При этом данный акт, вопреки доводам жалобы, обосновано принят судом в качестве допустимого доказательства.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо и судебные инстанции пришли к выводам о том, что общество имело возможность для соблюдения норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Совокупность исследованных и оцененных доказательств является достаточной для правильного разрешения дела, которым дана надлежащая оценка по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований ставить под сомнение установленные должностным лицом и судьями обстоятельства данного дела не усматривается, объективных сведений, опровергающих выводы административного органа и судебных инстанций, в материалы дела заявителем не представлено.
Приводимые заявителем в рассматриваемой жалобе доводы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных постановлений, поскольку доводы жалобы направлены на переоценку установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств дела и доказательств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях ООО "РН-Юганскнефтегаз" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении в отношении ООО "РН-Юганскнефтегаз" составлен уполномоченным должностным лицом в присутствии представителя юридического лица с соблюдением требований части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в протоколе отражены все сведения, необходимые для разрешения дела.
В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Административное наказание назначено в виде административного штрафа в размере минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации, является обоснованным и справедливым.
При рассмотрении жалоб ООО "РН-Юганскнефтегаз" на постановление судьями районного суда и суда округа дело проверено в полном объеме, решения судей соответствуют требованиям закона.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югры Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 14 августа 2020 года, решение судьи Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 11 декабря 2020 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 02 марта 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" - Никифоровой Ирины Николаевны - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.