Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Печенкина Н.А., рассмотрев жалобу Богданова Анатолия Владимировича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 35 судебного района г. Кургана Курганской области от 18 мая 2021 года, решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 23 июня 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении "данные изъяты" Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области - "данные изъяты" Управления защиты населения от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности Богданова Анатолия Владимировича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 35 судебного района г. Кургана Курганской области от 18 мая 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Курганского городского суда Курганской области от 23 июня 2021 года, Богданов А.В. как должностное лицо - "данные изъяты" Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области - "данные изъяты" Управления защиты населения от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначен административный штраф 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Богданов А.В. просит об отмене вышеуказанных судебных актов.
Дело об административном правонарушении, истребованное по вышеуказанной жалобе, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 15 сентября 2021 года.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Часть 1 статьи 20.6 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характер, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в частности: создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (пункт "ж"); создают и поддерживают в постоянной готовности системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях (пункт "п"); разрабатывают и утверждают планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории субъектов Российской Федерации (пункт "т").
Положение о системах оповещения населения, утвержденное Приказом МЧС России N 578, Минкомсвязи России N 365 от 31 июля 2020 года, определяет назначение, задачи и требования к системам оповещения населения, порядок их задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности.
В силу п. 23 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794, проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках единой системы осуществляется на основе федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федеральных округов, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций.
Согласно пункту 20 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794, для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются, в том числе: резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и организациями. Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом.
Из материалов дела об административном правонарушении следует и при рассмотрении дела судебными инстанциями установлено, что в период с 29 марта 2021 года по 12 апреля 2021 года была проведена управлением надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Курганской области плановая проверка с целью контроля реализации предоставленных полномочий предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Правительством Курганской области и должностными лицами органов государственной власти Курганской области.
В ходе проверки выявлено, что "данные изъяты" Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области - "данные изъяты" Управления защиты населения от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности Богдановым А.В. не выполнены предусмотренные законодательством обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а именно:
в нарушение статей 11, 24 Федерального закона от 21.12.1994 N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", пунктов 2, 7, 9, 10, приложения 1 Положения о системах оповещения, утвержденного Приказом МЧС России N578, Минкомсвязи России N365 от 31.07.2020, не обеспечил в рамках предоставленных полномочий создание и поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения Курганской области;
в нарушение статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", пункта 23 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", не обеспечил разработку и утверждение плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Курганской области;
в нарушение статьи 11 Федерального закона 21.12.1994 N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", пунктов 20, 23 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", пункта 7 Правил создания, использования и восполнения резервов материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.07.2020 N1119, номенклатура резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, утвержденная постановлением Правительства Курганской области от 11.06.2019 N179 "О порядке создания и использования резерва материальных ресурсов, восполнения использованных средств резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера", разработана без учета плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Курганской области;
положение об обеспечении своевременного оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, включая угрозу их возникновения на территории Курганской области, утвержденное постановлением Правительства Курганской области от 15.11.2011 N539 "Об обеспечении своевременного оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, включая угрозу их возникновения на территории Курганской области" не предусматривает доведение сигналов оповещения до людей находящихся на территории Курганской области, передача сигналов оповещения и экстренной информации предусмотрена в автоматизированном и неавтоматизированном режимах (статья 11 Федерального закона от 21.12.1994 N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", пункты 12, 16, 19 Положения о системах оповещения, утвержденного Приказом МЧС России N578, Минкомсвязи России N365 от 31.07.2020);
перечень населенных пунктов Курганской области, на территории которых планируется создание систем экстренного оповещения населения, утвержденный распоряжением Губернатора Курганской области от 03.06.2013 N166-р "О реализации на территории Курганской области мероприятий по созданию комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций" разработан и утвержден без учета известных и существующих угроз природного характера на территории Курганской области (в перечень не вошли территории Курганской области подверженные таким угрозам как природные (ландшафтные) и лесные пожары, паводок и половодье) (статья 11 Федерального закона от 21.12.1994 N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", пункты 2, 5, 8, 9, 10, 15 Положения о системах оповещения, утвержденного Приказом МЧС России N578, Минкомсвязи России N365 от 31.07.2020).
Установленные должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, и судами обстоятельства подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, в том числе, перечисленных в обжалуемых актах, получивших оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние должностного лица Богданов А.В, допустившего описанные выше нарушения, обоснованно квалифицировано по части 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подлежащего применению законодательства.
Суждение заявителя о том, что он не является субъектом вменяемого административного правонарушения, несостоятельны.
Законом Курганской области от 12 ноября 1996 года N109 к полномочиям Правительства Курганской области в области защиты населения и территорий от ЧС отнесено издание на основании Устава Курганской области и настоящего Закона, постановлений в области защиты населения и территорий от ЧС межмуниципального и регионального характера и обеспечение их выполнения, финансирование мероприятий по предотвращению и ликвидации последствий ЧС межмуниципального и регионального характера, утверждение планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС на территории Курганской области.
Так, судами установлено, что специально уполномоченным органом исполнительной власти Курганской области в сфере обеспечения защиты населения и территорий Курганской области от ЧС межмуниципального и регионального характера, в соответствии с пунктом 3 Положения о Департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, утвержденного Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 25 сентября 2006 года N338 (далее по тексту- Положение), является Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области.
К задачам Департамента относится, в том числе осуществление мероприятий в сфере защиты населения от ЧС межмуниципального и регионального характера (пункт 8 Положения). К полномочиям Департамента в сфере защиты населения от ЧС также относится осуществление организации работы по созданию и использованию резерва материальных ресурсов, восполнению использованных средств резерва материальных ресурсов для ликвидации ЧС межмуниципального и регионального характера, создание и поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения, обеспечение своевременного оповещения населения, в том числе экстренного оповещения населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера (пункты 8, 29, 32 Положения). Департамент имеет право разрабатывать в соответствии с компетенцией нормативно правовые акты (пункт 25 Положения).
"данные изъяты" Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области - "данные изъяты" Управления защиты населения от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности Курганской области является Богданов А.В, должностные обязанности которого предусматривают: реализация государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обеспечение пожарной безопасности; региональный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п.1.3 раздела 1); организация деятельности по решению задач в сфере обеспечения гражданской обороны, пожарной безопасности, защиты населения и территорий Курганской области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; организация разработки, уточнения и корректировки государственной программы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности (п.3.3. раздела 3).
На данные обстоятельства обоснованно указано судами в вынесенных по делу судебных актах, при этом в числе иного в них отмечено то, что отсутствие выделенного бюджетного финансирования для модернизации системы оповещения населения (несмотря на направляемые заявки), само по себе в данном случае не свидетельствует о принятии указанным лицом всех требуемых мер для выполнения обязанностей по соблюдению требований правовых норм в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; последним не предпринимались меры по внесению изменений в Постановление Правительства Курганской области от 15.11.2011 N539 "Об обеспечении своевременного оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, включая угрозу их возникновения на территории Курганской области", которое, как установлено судебными инстанциями, не содержит задачи по обеспечению доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения, находящегося на территории Курганской области.
Выражая несогласие с вынесенными судебными актами, податель жалобы указал на то, что в 2007 году утвержден План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Курганской области, утверждены номенклатура резервов материальных ресурсов и Перечень населённых пунктов Курганской области, на территории которых планируется создание систем экстренного оповещения населения.
Аналогичные доводы являлись предметом исследования судебных инстанций и с учетом оценки представленных в материалы дела доказательств и установленных фактических обстоятельств, обоснованно отклонены.
При рассмотрении дела установлено, что План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Курганской области, на основании которого составляется номенклатура резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, а также перечень населенных пунктов Курганской области, на территории которых планируется создание систем экстренного оповещения населения, был разработан в 2007 году, последняя корректировка которого была проведена в 2016 году, План был передан в Департамент в декабре 2020 года, на момент привлечения вышеуказанного лица к административной ответственности План не был переработан.
Вопреки доводам жалобы, в целях придания плану действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций единого правового статуса, приведения всех документов к единому формату, установления единого срока действия, порядка утверждения и согласования, разработаны Методические рекомендации по планированию действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также мероприятий гражданской обороны для территорий и объектов, утвержденные МЧС России 18.08.2003, а также Порядок разработки, согласования и утверждения планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, одобренный решением Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, протокол от 21 апреля 2014 года N 6 (далее - Порядок разработки, согласования и утверждения планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций), согласно которым срок действия Плана составляет пять дет, по истечении указанного срока План подлежит переработке.
Указание в жалобе на то, что корректировка Плана проведена в феврале 2016 года, выводы судов о том, что до настоящего времени План не переработан, не опровергает.
В связи с чем ссылки заявителя на то, что утверждены номенклатура резервов материальных ресурсов и Перечень населённых пунктов Курганской области, на территории которых планируется создание систем экстренного оповещения населения, обоснованно судами признаны несостоятельными.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, мировой судья, с выводами которого согласился судья городского суда, пришел к заключению о том, что должностное лицо Богданов А.В. имел возможность для соблюдения норм подлежащего применению законодательства, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, однако не предпринял всех возможных мер, зависящих от него, для выполнения обязанностей по соблюдению требований правовых норм в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Доказательств обратного в материалах дела не имеется, доводы, приведенные в жалобе, указанные выводы мирового судьи не опровергают.
Ссылки в жалобе на то, что в настоящее время ведется разработка плана, анализ рисков, определение зон пожаров и паводков, соглашение, заключенное между МЧС России и Правительством Курганской области, прекратило действие с 01 января 2020 года, не свидетельствуют об отсутствии состава и события в деянии должностного лица Богданова А.В, с учетом установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств, на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Указание заявителем в жалобе на то, что органом государственного надзора проводилась плановая выездная проверка в отношении Правительства Курганской области, не влекут отмену судебных актов.
Вопросы возбуждения дела об административном правонарушении, порядка рассмотрения дела об административном правонарушении регулируются нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Таким образом, независимо от оснований проведения проверки непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, является основанием для возбуждения дела об административном правонарушении.
Обнаружение факта административного правонарушения влечет осуществление всех последующих действий должностных лиц в ходе производства по делу об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушений требований которого должностным лицом административного органа не допущено.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу решений не является.
Оснований ставить под сомнение установленные судьями обстоятельства в рамках данного дела не усматривается, объективных сведений, опровергающих выводы о виновности, в материалы дела заявителем не представлено.
Действия должностного лица Богданов А.В. правильно квалифицированы по части 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, не допущено.
Порядок и срок давности привлечения департамента к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено должностному лицу в пределах санкции части 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 35 судебного района г. Кургана Курганской области от 18 мая 2021 года, решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 23 июня 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении "данные изъяты" Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области - "данные изъяты" Управления защиты населения от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности Богданова Анатолия Владимировича оставить без изменения, жалобу Богданова Анатолия Владимировича - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Печенкина Н.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.