Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Печенкина Н.А., рассмотрев жалобу Гагариной Ирины Владимировны на вступившие в законную силу постановление начальника Управления регионального тарифного регулирования Федеральной антимонопольной службы от 18 сентября 2020 года, решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 12 апреля 2021 года, решение судьи Курганского областного суда от 28 июня 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Гагариной Ирины Владимировны,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника Управления регионального тарифного регулирования Федеральной антимонопольной службы "данные изъяты" N 31/04/19.5-15/2020 от 18 сентября 2020 года (резолютивная часть постановления от 17 сентября 2020 года), оставленным без изменения решением судьи Курганского городского суда Курганской области от 12 апреля 2021 года и решением судьи Курганского областного суда от 28 июня 2021 года, должностное лицо - Гагарина И.В, являющаяся в период исполнения приказа ФАС России N 270/20 "данные изъяты" Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области (далее по тексту- Департамент), признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Гагарина И.В. просит об отмене вышеуказанных актов и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Дело об административном правонарушении, истребованное по жалобе, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 28 сентября 2021 года.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 5 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов).
При рассмотрении дела установлено, что по результатам рассмотрения разногласий между АО "СУЭНКО" и Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Курганской области было принято решение ФАС России от 12 марта 2020 года NСП/19566/20 о прекращении рассмотрения разногласий в связи с принятием Приказа ФАС России от 12 марта 2020 года N 270/20 "Об отмене постановлений Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 20 декабря 2019 года N 45-115 "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей, реализуемую на розничных (потребительских) рынках Курганской области на 2020 год с календарной разбивкой", от 20 декабря 2019 года N 45-117 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Курганской области" и от 20 декабря 2019 года N 45-118 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями" в отношении оспариваемых АО "СУЭНКО" тарифов в сфере электроэнергетики, установленных Департаментом на 2020 год.
В соответствии с пунктами 4, 5 резолютивной части Приказа ФАС России N 270/20 органу исполнительной власти Курганской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике предписано установить и ввести в действие не позднее 01 апреля 2020 года единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Курганской области и тарифы на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, и пересмотреть индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), устранив нарушения законодательства, указанные в мотивировочной части настоящего приказа.
Об исполнении настоящего приказа органу исполнительной власти Курганской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в области электроэнергетики в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения, указанного в пункте 3 настоящего приказа, проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии: решений об установлении цен (тарифов) в области электроэнергетики, принятие которых предписывается пунктом 3 настоящего приказа; протоколы заседания правления органа исполнительной власти Курганской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в области электроэнергетики, на котором принимались вышеуказанные решения; экспертных заключений по делу об установлении цен (тарифов), в которых отражены результаты исполнения настоящего приказа.
Распоряжением Губернатора Курганской области от "данные изъяты" года N "данные изъяты" Гагарина И.В. назначена на должность "данные изъяты" Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области, и являлась "данные изъяты" Департамента в период срока исполнения приказа ФАС России от 12 марта 2020 года N 270/20.
В соответствии с подпунктами 1 и 12 пункта 11 о Департаменте государственного регулирования цен и тарифов Курганской области, утвержденного постановлением администрации (Правительства) Курганской области от 20 мая 2003 года N 149, "данные изъяты" Департамента осуществляет общее руководство деятельностью Департамента и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач и осуществление им своих полномочий.
Установив, что Департаментом в срок не позднее 01 апреля 2020 года не установлены и не ведены в действие единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Курганской области и тарифы на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, и не пересмотрены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), должностное лицо ФАС России и судебные инстанции пришли к выводу о наличии в действиях Гагариной И.В, являющейся в период исполнения приказа ФАС России N 270/20 "данные изъяты" Департамента, состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения Гагариной И.В, являющейся в период исполнения приказа ФАС России N 270/20 "данные изъяты" Департамента, административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, которые получили оценку должностного лица ФАС России и судебных инстанций на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также в ходе рассмотрения дела было установлено, что документы во исполнение приказа ФАС России от 12 марта 2020 года N 270/20 направлены Департаментом письмом от 23 апреля 2020 года, то есть позже установленного срока. По результатам проведенного анализа представленных документов ФАС России установлено, что Департаментом решения о пересмотре единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Курганской области, тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в соответствии с пунктом 4 Приказа России от 12 марта 2020 года N 270/20, не приняты.
Факт неисполнения приказа ФАС России от 12 марта 2020 года N 270/20 к определенному в нем сроку установлен в ходе рассмотрения дела.
Деяние Гагариной И.В, являющейся в период исполнения приказа ФАС России N 270/20 "данные изъяты" Департамента, квалифицированы по части 5 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Объективных данных, опровергающих установленные по делу обстоятельства, подателем жалобы не представлено.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо ФАС России и судебные инстанции пришли к выводам о том, что Гагарина И.В, являющаяся в период исполнения приказа ФАС России N 270/20 "данные изъяты" Департамента, имела возможность для соблюдения норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но ею не были предприняты все зависящие от нее меры по их соблюдению.
При отсутствии обстоятельств, указывающих на неправомерность приказа ФАС России N 270/20 от 12 марта 2020 года, факт его неисполнения к установленному в нем сроку свидетельствует о наличии в действиях Гагариной И.В, являющейся в период исполнения приказа ФАС России N 270/20 "данные изъяты" Департамента, состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представленные в материалы дела Гагариной И.В. на стадии рассмотрения нижестоящими судебными инстанциями копии следующих документов: приказа N 38/1 от 13 марта 2021 года "О создании экспертной группы по пересмотру тарифов" (том N 1 л.д.85), протокола заседания правления Департамента от 16 марта 2020 года N 8 (том N 1 л.д.64-82), письменных возражений АО СУЭНКО от 16 марта 2020 года (том N 1 л.д.83-84), протокола заседания правления Департамента от 20 апреля 2020 года N 12 (том N 1 л.д.86-105), не опровергают выводы судьи областного суда о том, что в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о принятии своевременно должностным лицом Гагариной И.В. всех зависящих от нее мер, направленных на исполнение приказа ФАС России N 270/20 от 12 марта 2020 года в установленный срок. Оснований не соглашаться с выводом судьи областного суда, вопреки доводам жалобы, не имеется.
Ссылки в жалобе о порядке и сроках принятия тарифных решений, указание на то, что 16 марта 2020 года проект тарифного решения не был отправлен в ФАС России и был отложен до установления тарифов на передачу электрической энергии, заключение экспертами было подписано 01 апреля 2020 года, 02 апреля 2020 года проект тарифного решения был опубликован на сайте Департамента для публичного обсуждения и направлен в Прокуратуру Курганской области для согласования, сами по себе безусловно не свидетельствуют о невозможности исполнения приказа от 12 марта 2020 года к указанному в нем сроку, и не исключают наличия в совершенном должностным лицом Гагариной И.В. деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.
Как верно указал судья областного суда, направление необходимых документов во исполнение приказа позже установленного срока (23 апреля 2020 года), основанием для отмены обжалуемых актов не является. Кроме того, по результатам проведенного анализа представленных документов ФАС России установлено, что Департаментом решения о пересмотре единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Курганской области, тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в соответствии с пунктом 4 Приказа России от 12 марта 2020 года N 270/20, не приняты.
Таким образом, то обстоятельство, что заявитель жалобы обратилась в ФАС России с заявлением от 27 марта 2020 года о продлении срока исполнения вышеуказанного приказа, содержащим просьбу о продлении срока исполнения приказа до окончания внеплановой проверки ФАС России и до принятия ФАС России решения о размере индикативных цен на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей (том N 1 л.д. 113-114), которое поступило в ФАС России 30 марта 2020 года, 24 апреля 2020 года ФАС России отказало в удовлетворении ходатайства о продлении срока исполнения вышеуказанного приказа, обстоятельствами, влекущими отмену постановления должностного лица и судебных актов, не являются.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом ФАС России и судебными инстанциями обстоятельств, а также толкованием правовых положений, регулирующих указанные правоотношения, основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Постановление о привлечении Гагариной И.В, являющейся в период исполнения приказа ФАС России N 270/20 "данные изъяты" Департамента, к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено Гагариной И.В. в пределах, установленных санкцией статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы заявителя о наличии оснований для снижения размера административного штрафа с учетом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях также являлись предметом проверки судьи областного суда, своего подтверждения не нашли, противоречат совокупности собранных по делу доказательств. Доказательств наличия исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, в материалах дела не имеется. Ссылки в жалобе на наличие на иждивении несовершеннолетнего ребенка, прекращение трудовой деятельности с 12 февраля 2021 года, об ином не свидетельствуют.
Доводы жалобы Гагариной И.В. о том, что она не была извещена о рассмотрении должностным лицом ФАС России дела об административном правонарушении, опровергаются имеющимися в деле доказательствами, являлись предметом проверки судьи областного суда и обоснованно отклонены. Так, как следует из материалов дела, копии определения от 20 августа 2020 года о продлении срока рассмотрения и об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении на 11 часов 30 минут 17 сентября 2020 года направлены в адрес Гагариной И.В, что подтверждается реестром корреспонденции от 27 августа 2020 года, который содержит номера почтовых идентификаторов, и отчетами об отслеживании отправлений с указанными почтовыми идентификаторами (том N 1 л.д. 177-181).
Судья городского суда и судья областного суда, рассмотрев жалобы, проверили дело в соответствии с требованиями статей 30.6, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесли законные решение.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, при рассмотрении дела не допущено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление начальника Управления регионального тарифного регулирования Федеральной антимонопольной службы от 18 сентября 2020 года, решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 12 апреля 2021 года, решение судьи Курганского областного суда от 28 июня 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Гагариной Ирины Владимировны, являющейся "данные изъяты" Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области, оставить без изменения, жалобу Гагариной Ирины Владимировны - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Печенкина Н.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.