Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Технопарк "Тракторозаводский" Александровой И.В. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Челябинской области - главного специалиста-эксперта отдела государственного земельного надзора, надзора за ООПТ и сфере охоты по Челябинской области Уральского межрегионального управления Росприроднадзора N1108-2020 от 03 декабря 2020 года, решение судьи Тракторозаводского районного суда г. Челябинска от 23 марта 2021 года, решение судьи Челябинского областного суда от 07 июля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьей 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Технопарк "Тракторозаводский",
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Челябинской области - главного специалиста-эксперта отдела государственного земельного надзора, надзора за ООПТ и сфере охоты по Челябинской области Уральского межрегионального управления Росприроднадзора N1108-2020 от 03 декабря 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Тракторозаводского районного суда г. Челябинска от 23 марта 2021 года и решением судьи Челябинского областного суда от 07 июля 2021 года, общество с ограниченной ответственностью "Технопарк "Тракторозаводский" (далее - ООО "Технопарк "Тракторозаводский", общество, юридическое лицо) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник общества Александрова И.В. просит об отмене указанных актов.
Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора, уведомленное о подаче жалобы, возражения на жалобу не направила.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В силу статьи 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ ("Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды (в том числе земля), природные объекты и природные комплексы.
Под негативным воздействием на окружающую среду согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В силу статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии с частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, из Челябинской природоохранной прокуратуры в Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора поступила жалоба директора ООО "Втормет-плюс" "данные изъяты" о возможных нарушениях действующего законодательства со стороны ООО "Технопарк "Тракторозаводский" в части загрязнения почвы нефтепродуктами при проведении демонтажных работ емкости хранения ГСМ на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", принадлежащий ООО "Втормет-плюс" на праве собственности.
Для выяснения обстоятельств административного правонарушения при наличии данных, указывающих на событие административного правонарушения, должностным лицом в отношении ООО "Технопарк "Тракторозаводский" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с проведением административного расследования. В дальнейшем производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В рамках вышеуказанного административного расследования должностным лицом административного органа 30 октября 2020 года был осуществлен выезд на территорию земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенном по адресу "данные изъяты". Осмотр проведен в присутствии директора ООО "Втормет-плюс" "данные изъяты" в дневное время при хорошем освещении. Произведена фотосъемка фотоаппаратом Panasonic DMC-FT 20.
Ранее по фотоматериалам, представленным ООО "Втормет-плюс" (съемка произведена до демонтажа цистерн), установлено, что земельный участок спланирован, площадка между цистернами покрыта щебнем. По периметру площадки и по всей территории присутствует травянисто-кустарниковая растительность. Отходы нефтепродуктов, строительные, бытовые и другие отсутствуют.
При осмотре 30 октября 2020 года установлено, что на данном земельном участке произведен демонтаж двух емкостей хранения ГСМ (цистерны отсутствуют). Днища "фундамент" от 2-х демонтированных цистерн, диаметром 22, 8 м заполнены остатками нефтепродуктов черного цвет (предположительно мазут). По всей территории участка зафиксированы свежие следы тяжелой крупногабаритной техники. Ворота, находящиеся на въезде на данную площадку снесены. По всему земельному участку в хаотичном порядке размещены навалы горелой земли, металлические конструкции и обломки, строительный, древесный и другой мусор, загрязненный нефтепродуктами (все имеет черный блестящий цвет). Часть данных отходов (преимущественно "горелая земля") свалены в днище демонтированных цистерн. Отходы перемешаны с землей и остатками травянисто-кустарниковой растительности. Везде имеются следы черного цвета от разливов нефтепродуктов. На момент осмотра техника отсутствовала, работы не проводились.
Изложенные обстоятельства расценены как допущенное невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по защите земель и охране почв, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающего качественное состояние земель.
При установлении ООО "Технопарк "Тракторозаводский" в качестве субъекта административного правонарушения принято во внимание, что именно данным юридическим лицом производились работы по демонтажу принадлежащих ему цистерн, расположенных на земельном участке.
Выявленные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ООО "Технопарк "Тракторозаводский" протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения дела общество привлечено к административной ответственности.
Установленные фактические обстоятельства невыполнения ООО "Технопарк "Тракторозаводский" установленных требований и обязательных мероприятий по защите земель и охране почв, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающего качественное состояние земель, подтверждается совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, которые получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при вынесении постановления должностного лица и судебных решений.
Оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств не имеется. Собранные доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости, в своей совокупности достаточны для установления вины ООО "Технопарк "Тракторозаводский" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт выявленных нарушений требований по защите земель и предотвращению негативного воздействия выявлен в ходе проведенного должностным лицом осмотра земельного участка, в ходе которого установлены обстоятельства проведения демонтажных работ, отсутствия надлежащей утилизации отходов ГСМ, (поскольку часть отходов ГСМ осталась на земельном участке), на момент осмотра зафиксировано хаотичное размещение навалов горелой земли, металлических конструкций и обломков, строительного, древесного и другого мусора, загрязненных нефтепродуктами, размещение части отходов допущено в днище демонтированных цистерн, имеются следы черного цвета от разливов нефтепродуктов. Наличие вышеуказанных обстоятельств подтверждено фототаблицей, правильно оцененной в качестве допустимого и относимого доказательства по делу.
Доводы о том, что ООО "Технопарк "Тракторозаводский" не является субъектом административного правонарушения, являлись предметом проверки должностного лица и судей нижестоящих судебных инстанций, обоснованно, с учетом представленных в материалы дела доказательств, отклонены. Причины, по которым должностное лицо и судьи пришли к выводу о принадлежности цистерн ООО "Технопарк "Тракторозаводский", как и о совершении именно данным юридическим лицом действий по демонтажу цистерн, в результате которого было допущено нарушение требований закона, приведены в тексте оспариваемых актов, обоснованность выводов подтверждается представленными материалами дела. Суждения о доступе к земельному участку неограниченного круга лиц опровергаются действующим пропускным режимом, при этом именно для ООО "Технопарк "Тракторозаводский" доступ к производственной площадке является неограниченным.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры поих соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо административного органа и судебные инстанции пришли к обоснованным выводам о виновности общества, поскольку оно имело реальную возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопреки доводам жалобы и протокол, и оспариваемые акты содержат указание, какие действия совершило общество, в ходе которых не выполнены требования и обязательные мероприятия по защите земель, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду.
Доводы о неправильной квалификации вызваны ошибочным толкованием норм материального права. Порча земель в настоящем случае обществу не вменена, оснований для квалификации по части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имелось. Деяние общества правомерно квалифицировано по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку им допущено невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по защите земель и охране почв, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающего качественное состояние земель. Для квалификации действий общества по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательств ухудшения качественного состояния земель, как последствий действий юридического лица, не требуется, состав является формальным.
Таким образом, ООО "Технопарк "Тракторозаводский" совершены действия, которые образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьей 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом и судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и положений законодательства, подлежащих применению к данным правоотношениям, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Выводы должностного лица и судей о наличии в действиях ООО "Технопарк "Тракторозаводский" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются обоснованными, неустранимых сомнений в виновности не имеется, положения статей 1.5 и 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены.
Доводы о допущенных нарушениях на стадии составления протокола также являлись предметом проверки нижестоящих судебных инстанций. Установлено, что о времени месте составления протокола общество извещалось надлежащим образом путем направления уведомления в его адрес по почте регистрируемым почтовым отправлением (л.д.95, л.д.119-121), также уведомление о времени и месте составления протокола направлялось на адрес электронной почты юридического лица (л.д.95, 99), на составление протокола в обозначенное время явилось лицо с доверенностью от ООО "Технопарк "Тракторозаводский".
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем отражены сведения, необходимые для разрешения дела.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу решений, являющихся существенными и препятствующими рассмотрению данного дела полно, всесторонне и объективно, в соответствии с требованиями законодательства, при рассмотрении дела об административном правонарушении, вынесении постановления по делу об административном правонарушении и судебных решений не допущено.
Дело рассмотрено должностным лицом при надлежащем извещении ООО "Технопарк "Тракторозаводский" о времени и месте рассмотрения. Постановление о назначении административного наказания вынесено в соответствии с требованиями статьи 29.7, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем содержатся сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе отражено событие правонарушения, квалификация деяния.
Дело рассмотрено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Доводы о том, что не учтено имущественное и финансовое положение юридического лица не свидетельствуют о наличии оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов. Требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении наказания в настоящем случае соблюдены. Наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере, положения статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не нарушены. При этом представленные документы о наличии убытков по отчетной документации не указывают на наличие исключительных обстоятельств для назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным, учитывая характер совершенного правонарушения, объект посягательства и обстоятельства дела, не имеется.
Судьями районного и областного судов дело проверено в полном объеме в соответствии со статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мотивы принятых решений приведены в судебных актах, доказательств, опровергающих выводы судей, с настоящей жалобой не представлено.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Челябинской области - главного специалиста-эксперта отдела государственного земельного надзора, надзора за ООПТ и сфере охоты по Челябинской области Уральского межрегионального управления Росприроднадзора N1108-2020 от 03 декабря 2020 года, решение судьи Тракторозаводского районного суда г. Челябинска от 23 марта 2021 года, решение судьи Челябинского областного суда от 07 июля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьей 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Технопарк "Тракторозаводский" оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Технопарк "Тракторозаводский" Александровой И.В. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.