Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Сапрыгина Л.Ю., рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "РДК "Электрические сети" Чайка М.А. на постановление судьи Ленинского районного суда г. Перми от 13 апреля 2021 года, решение судьи Пермского краевого суда от 30 июня 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "РДК "Электрические сети",
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Ленинского районного суда г. Перми от 13 апреля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Пермского краевого суда от 30 июня 2021 года, общество с ограниченной ответственностью "РДК "Электрические сети" (далее - ООО "РДК "Электрические сети", общество, юридическое лицо) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, генеральный директор общества Чайка М.А. выражает несогласие с указанными судебными актами, просит об их отмене.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ).
На основании абзаца первого статьи 3 Федерального закона N 73-ФЗ от 25 июня 2002 г. к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В силу пункта 1 статьи 36 Федерального закона N 73-ФЗ от 25 июня 2002 г. проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований настоящей статьи.
На основании пункта 2 статьи 36 Федерального закона N 73-ФЗ от 25 июня 2002 г. установлено, что земляные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 данного закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 данного закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.
Согласно пункта 3 статьи 36 Федерального закона N 73-ФЗ от 25 июня 2002 г. строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.
Согласно подпункту 1 части 1 статьи 5.1. Федерального закона N 73-ФЗ от 25 июня 2002 г. в границах территории объекта культурного наследия на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Согласно части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Из материалов дела следует, что ООО "РДК "Электрические сети" в период с 30.09.2020 по 10.12.2020, являясь подрядчиком в соответствии с договором подряда от 30.09.2020 N285/09-20, заключенным с ОАО "МРСК Урала", провело работы на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", расположенном частично в границах территории объекта культурного наследия регионального значения "Здание, где по инициативе передовой интеллигенции был открыт научно - промышленный музей" (г. Пермь, ул. Петропавловская, д. 38) и полностью в границах территории объекта археологического наследия федерального значения "Пермь Губернская, поселение" (71 квартал г. Перми), в отсутствие согласованного Инспекцией обязательного раздела проектной документации об обеспечении сохранности или проекта обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ООО "РДК "Электрические сети" протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения к административной ответственности. Факт совершения ООО "РДК "Электрические сети" вмененного ему административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами, получившими надлежащую оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности, в своей совокупности достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ООО "РДК "Электрические сети" является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения, именно с его стороны допущены нарушения требований законодательства об охране объектов культурного наследия в проведении работ на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности объекта культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.
Данные обстоятельства указывают на наличие в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, что было правильно квалифицировано должностным лицом и судебными инстанциями по части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Несогласие выводами нижестоящих судебных инстанций о том, что обязанность по представлению в установленный законом срок в орган охраны объектов культурного наследия отчетной документации, включая научный отчет о выполненных работах, не исполнена, направлено на переоценку правильно установленных на основании имеющихся доказательств обстоятельств дела.
Доводы об отсутствии события и состава административного правонарушения были предметом рассмотрения судей нижестоящих судебных инстанций, обоснованно отклонены.
Протокол составлен уполномоченным должностным лицом, с соблюдением требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, содержит необходимые сведения. О дате, времени и месте составления протокола юридическое лицо извещалась надлежащим образом. При составлении протокола присутствовал защитник, которому разъяснены права, вручена копия протокола.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае общество имело возможность для соблюдения правил и норм законодательства об охране объектов культурного наследия, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что в полной мере подтверждено представленными в дело доказательствами.
С учетом всей совокупности относимых, допустимых и достоверных доказательств по делу, согласующихся между собой, ООО "РДК "Электрические сети" обоснованно признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Неустранимых сомнений в виновности юридического лица не имеется, положения статей 1.5 и 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Дело рассмотрено с соблюдением правил подсудности, в соответствии с требованиями статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В постановлении судьи районного суда по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Административное наказание назначено судьей районного суда ниже минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Является обоснованным и справедливым.
При пересмотре дела по жалобе судьей краевого суда дело проверено в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено законное и обоснованное решение.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление судьи Ленинского районного суда г. Перми от 13 апреля 2021 года, решение судьи Пермского краевого суда от 30 июня 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "РДК "Электрические сети", оставить без изменения, жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "РДК "Электрические сети" Чайка М.А. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Л.Ю. Сапрыгина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.