Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Печенкина Н.А., рассмотрев жалобу защитника администрации городского поселения Советский Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Туктасыновой Т.Н. на вступившие в законную силу постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N1 Советского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31 мая 2021 года, решение судьи Советского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации городского поселения Советский,
УСТАНОВИЛ:
постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N1 Советского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31 мая 2021 года (резолютивная часть постановления от 27 мая 2021 года), оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 июля 2021 года, администрация городского поселения Советский (далее также администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе на вступившие в законную силу судебные акты, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Туктасынова Т.Н, просит отменить судебные акты и прекратить производство по делу.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с положениями части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно пункту 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 года N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Как установлено при рассмотрении дела, 11 марта 2021 года около 16 часов 00 минут в ходе повседневного надзора за эксплуатационным состоянием улично-дорожной сети г.п. Советский должностным лицом ГИБДД выявлено, что администрация городского поселения Советский, расположенная по адресу: Советский район, г.п. Советский, ул. 50 лет Пионерии, 11 "б", на которую возложена обязанность по содержанию дорог и улиц городского поселения, и ответственность за осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, при том, что ранее администрация была уведомлена о наличии недостатков, не приняла своевременно меры и допустила нарушения требований к эксплуатационному состоянию, а именно, не организовало своевременную работу по очистке от зимней скользкости в виде снежного наката проезжей части ул. Ленина, автодороги Подъезд к Депо, а также на перекрестках ул. Ленина - Гастелло, ул. Ленина - ул. Титова, ул. Ленина - ул. Озерная, ул. Ленина - ул. Комарова, ул. Ленина - ул. Матросова в треугольнике видимости (непосредственно у границ перекрестка) присутствовали (сформированы) снежные валы ограничивающие видимость, чем нарушила требования, установленные разделом 8, п. п. 8.1, 8.7, 8.8 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" (далее - ГОСТ Р 50597-2017).
Таким образом, деяние администрации г.п. Советский образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Установленные по делу обстоятельства подтверждены совокупностью представленных в материалы дела доказательств. Представленные в дело доказательства, содержание которых подробно приведено в судебных актах, были исследованы судьями и получили надлежащую правовую оценку на предмет их допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Повода для сомнений в достоверности представленных в дело сведений и установленных должностным лицом ГИБДД нарушениях в эксплуатационном состоянии дорог не усматривается.
Доводы жалобы защитника об отсутствии в действиях администрации состава административного правонарушения со ссылками на то, что администрация не является субъектом правонарушения, так как передала указанные полномочия МБУ "Городской центр услуг", которое, в свою очередь, 01 февраля 2021 года заключило муниципальный контракт с ООО "РСУ N5" на выполнение работ по содержанию и обслуживанию улично-дорожной сети г.п. Советский, безосновательны.
На основании части 3 статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 годаN 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из положений подпункта 5 пункта 1 статьи 6 Устава администрации г.п. Советский к вопросам местного значения отнесена, в том числе, дорожная деятельность в отношение автомобильных дорог местного значения в границах городского поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением администрации городского поселения Советский N852 от 12.08.2020 года "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся на территории муниципального образования городского поселения Советский", и приложением к нему, вышеперечисленные улицы относятся к автомобильным дорогам общего пользования местного значения городского поселения Советский.
При этом судьями были правильно оценены представленные в материалы дела Устав МБУ "Городской центр услуг", муниципальный контракт N01873000028200001690001-2021 от 01 февраля 2021 года, соглашение от 11 января 2021 года о порядке и условиях предоставления из бюджета г.п. Советский СБУ "ГЦУ" субсидий, договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 02 апреля 2021 года, Перечень дорог к договору и акт приема-передачи от 02 апреля 2021 года, как не исключающие ответственность администрации г.п. Советский за ненадлежащее содержание дорог местного значения. В ходе рассмотрения дела было установлено, что правообладателем указанных дорог является муниципальное образование, данные дороги на момент выявления нарушений не находились на балансе МБУ "ГЦУ", не были закреплены за ним на праве оперативного управления, в связи с чем судьей сделан правомерный вывод, что именно администрация городского поселения является лицом, ответственным за содержание дорог местного значения, в том числе, в части контроля за выполнением мероприятий по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения, и соответственно надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения в силу положений закона и Устава.
Факт создания муниципального бюджетного учреждения "Городской центр услуг", которое согласно Уставу, регламентирующему его деятельность, создано для обеспечения потребностей и организации обслуживания деятельности администрации городского поселения Советский, и, в том числе, по решению вопросов местного значения поселения, и которое, с учетом внесённых в Устав изменений 15 декабря 2020 года, наделено полномочиями на выполнение работ по текущему, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения Советский, не свидетельствует о делегировании администрацией данному учреждению всего объема полномочий при осуществлении указанного вида деятельности, а наличие муниципального контракта, заключенного специально созданным учреждением с подрядной организацией, финансирование данного учреждения администрацией, не освобождает администрацию от возложенной на неё законом обязанности по содержанию данных автомобильных дорог, в том числе путем осуществления необходимого контроля.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Факт нарушения требований ГОСТ Р 50597-2017 администрацией городского поселения Советский, выявленный 11 марта 2021 года в 16:00 часов, с очевидностью опровергает доводы администрации о надлежащем исполнении обязанности по соблюдению требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог. Сведений о наличии обстоятельств, объективно препятствующих своевременному выполнению юридическим лицом возложенных на него законом обязанностей, в дело не представлено. Имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, администрация городского поселения не приняла все необходимые меры по соблюдению требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог в границах населенного пункта.
Таким образом, администрация городского поселения Советский обоснованно привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой установленных по делу обстоятельств и толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не является правовым основанием к отмене состоявшихся по делу судебных актов. Оснований для переоценки представленных в материалы дела доказательств, установленных фактических обстоятельств и выводов судебных инстанций, не имеется. Объективных данных, опровергающих установленные по делу обстоятельства, подателем жалобы не представлено.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом с участием представителя администрации, и в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела.
Данное дело об административном правонарушении рассмотрено мировым судьей соответствующего судебного участка по месту совершения правонарушения (месту нахождения юридического лица по сведениям ЕГРЮЛ), в соответствии с требованиями статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении административного наказания мировым судьей требования статей 3.1, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ выполнены. Наказание назначено в виде административного штрафа, с учетом положений части 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере, менее предусмотренного санкцией части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым.
При рассмотрении жалобы на постановление судьей районного суда дело проверено в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решение судьи соответствует требованиям статей 29.10, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений гарантированных Конституцией РФ и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N1 Советского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31 мая 2021 года, решение судьи Советского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации городского поселения Советский, оставить без изменения, жалобу защитника Туктасыновой Т.Н. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Печенкина Н.А
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.