Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Печенкина Н.А., рассмотрев жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области Амелиной Л.В. на решение судьи Курганского областного суда от 30 июня 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника ГБУ "Курганский областной госпиталь для ветеранов войн" Байчурина Вячеслава Юрьевича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Курганского городского суда Курганской области от 29 января 2021 года (резолютивная часть постановления от 27 января 2021 года) начальник ГБУ "Курганский областной госпиталь для ветеранов войн" Байчурин В.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Курганского областного суда от 22 марта 2021 года постановление судьи городского суда отменено, дело об административном правонарушении направлено на новое рассмотрение в Курганский городской суд.
Постановлением судьи Курганского городского суда Курганской области от 27 мая 2021 года (резолютивная часть постановления от 24 мая 2021 года) начальник ГБУ "Курганский областной госпиталь для ветеранов войн" Байчурин В.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Курганского областного суда от 30 июня 2021 года, постановление судьи городского суда от 27 мая 2021 года отменено, дело об административном правонарушении в отношении начальника ГБУ "Курганский областной госпиталь для ветеранов войн" Байчурина В.Ю. прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, направившее дело на рассмотрение в суд, просит об отмене решения судьи областного суда от 30 июня 2021 года, оставлении в силе постановления.
Дело об административном правонарушении, истребованное по вышеуказанной жалобе, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 04 октября 2021 года.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административную ответственность влечет нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в силу части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Согласно пунктам 2.4, 2.6, 10.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13. Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 65 (далее - СП 3.1/3.2.3146-13), в целях обеспечения противоэпидемической готовности к проведению мероприятий в случае завоза или возникновения опасных инфекций, контагиозных вирусных геморрагических лихорадок, инфекционных болезней неясной этиологии, представляющих опасность для населения Российской Федерации, медицинским организациям необходимо иметь оперативный план проведения первичных противоэпидемических мероприятий при выявлении больного (умершего), подозрительного на эти заболевания и синдромы.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
Больные инфекционными и паразитарными болезнями, лица с подозрением на инфекционные и паразитарные болезни, лица, общавшиеся с больными инфекционными болезнями, лица, подвергшиеся нападению и укусам кровососущих членистоногих, укусам и ослюнению дикими и домашними животными, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию на наличие возбудителей инфекционных и паразитарных болезней и медицинскому наблюдению или лечению (экстренной профилактике), и в случае если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4.2 СП 3.1.3597-20 эпидемиологическая тактика при COVID-19 включает: принятие мер по всем звеньям эпидемического процесса: источник, пути передачи и восприимчивый организм (изоляция больных, прерывание путей передачи возбудителя, защита лиц, контактировавших с больным COVID-19, и лиц из групп риска); выявление больных, их своевременную изоляцию и госпитализацию; установление границ очага (организации, транспортные средства, место жительство и другие) и лиц, контактировавших с больным COVID-19; разобщение лиц, подвергшихся риску заражения (при распространении инфекции - максимальное ограничение контактов); проведение мероприятий в эпидемических очагах (выявление лиц, контактировавших с больными COVID-19, их изоляцию (в домашних условиях или в обсерваторах в зависимости от эпидемиологических рисков) с лабораторным обследованием на COVID-19 при появлении симптомов, не исключающих COVID-19, медицинское наблюдение в течение 14 календарных дней со дня контакта с больным COVID-19, назначение экстренной профилактики (профилактического лечения); дезинфекцию; экстренную профилактику (профилактическое лечение) для лиц, контактировавших с больными COVID-19, и лиц из групп риска; профилактику внутрибольничного инфицирования и недопущение формирования очагов в медицинских организациях; соблюдение больными, лицами с подозрением на COVID-19 и находившимися в контакте с больными COVID-19, обязательного режима изоляции.
Из материалов дела следует, что постановлением судьи городского суда от 27 мая 2021 года начальник ГБУ "Курганский областной госпиталь для ветеранов войн" Байчурин В.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за то, что им в период с 16 сентября по 28 сентября 2020 года по адресу: "данные изъяты" допущены нарушения санитарного законодательства, а именно: в ГБУ "КОГВВ" зарегистрирована новая коронавирусная инфекция (COVID-19), при этом "данные изъяты" в период с 16 сентября по 19 сентября 2020 года и "данные изъяты" в период с 22 сентября по 28 сентября 2020 года, имея симптомы COVID-19, а также при взятых у них анализах на COVID-19, не были изолированы от других больных в отдельные палаты, что является нарушением пунктов 2.4, 2.6, 10.1 СП 3.1/3.2.3146-13 и пункта 4.2 СП 3.1.3597-20.
Судья областного суда, оценив представленные в материалы дела доказательства, в частности, проанализировав должностную инструкцию начальника ГБУ "Курганский областной госпиталь для ветеранов войн", приказ от 06 февраля 2020 года N 79-П, приказ N 154-П 27 апреля 2020 года, план ГБУ "КОГВВ" по проведению санитарно-противоэпидемиологических мероприятий при возникновении "ЧС", пришел к заключению о том, что Байчурин В.Ю. в период введения режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения на территории Курганской области новой коронавирусной инфекции в переделах своей компетенции организовал соответствующую работу, то есть действовал в рамках своих должностных обязанностей, оснований полагать, что он нарушил пункты 2.4, 2.6, 10.1 СП 3.1/3.2.3146-13 и пункт 4.2 СП 3.1.3597-20, не имеется. Установив вышеизложенное, а также указав на то, что доказательства, опровергающие довод Байчурина о том, что коронавирусная инфекция была занесена в ГБУ "КОГВВ" извне и не являлась внутрибольничной инфекцией, в материалах дела отсутствуют, пришёл к выводу о наличии оснований для прекращения производства по делу, в связи с отсутствием в действиях начальника ГБУ "Курганский областной госпиталь для ветеранов войн" Байчурина В.Ю. состава административного правонарушения.
В настоящей жалобе должностное лицо административного органа просит решение судьи областного суда отменить, излагая обстоятельства дела, оценивая имеющиеся доказательства, в том числе на предмет достаточности для установления вины, и трактуя нормы права, указывает на наличие в действиях начальника ГБУ "Курганский областной госпиталь для ветеранов войн" Байчурина В.Ю. состава административного правонарушения.
Между тем данные доводы жалобы не могут служить основанием к отмене вышеуказанного судебного акта ввиду следующего.
Статья 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление.
Из положений части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Эта норма корреспондирует требованиям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 года), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Как на момент поступления дела в кассационный суд общей юрисдикции, так и на момент рассмотрения жалобы, срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для данной категории дел истек.
Возможность правовой оценки вынесенного судебного акта с точки зрения правильности применения и толкования судьей областного суда норм права при установлении фактических обстоятельств рассматриваемого дела, а также применительно к вопросу о виновности лица в совершении административного правонарушения, исключена. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность формулировать по истечении сроков давности привлечения к административной ответственности выводы о виновности лица в совершении административного правонарушения.
Несогласие подателя жалобы с оценкой представленных в дело доказательств и толкованием судьей областного суда норм права, само по себе не служит достаточным основанием к пересмотру вступившего в законную силу судебного акта в порядке статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с ухудшением положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, что при пересмотре дела за пределами сроков давности является недопустимым.
Учитывая изложенное, обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
решение судьи Курганского областного суда от 30 июня 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Байчурина Вячеслава Юрьевича, оставить без изменения, жалобу заместителя руководителя Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Печенкина Н.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.