Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Сапрыгина Л.Ю., рассмотрев жалобу защитника администрации Чусовского городского округа Баскова Павла Владимировича на постановление заместителя начальника 19 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Чусовскому, Гремячинскому и Горнозаводскому городским округам Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю от 24 июля 2020 года N 59, решение судьи Чусовского городского суда Пермского края от 17 февраля 2021 года, решение судьи Пермского краевого суда от 14 мая 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Чусовского городского округа,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника 19 ОНПР по Чусовскому, Гремячинскому и Горнозаводскому городским округам Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Пермскому краю от 24 июля 2020 года N 59, оставленным без изменения судьи Чусовского городского суда Пермского края от 17 февраля 2021 года, решение судьи Пермского краевого суда от 14 мая 2021 года, администрация Чусовского городского округа признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник администрации Чусовского городского округа Басков П.В. выражает несогласие с указанными выше актами, просит об их отмене, прекращении производства по делу.
Должностное лицо, вынесшее постановление, возражения на жалобу не направил.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Из положений статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" следует, что под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
В силу пункта 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
Согласно статье 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности включают в себя, помимо прочего, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
Из положений статей 62 и 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" следует, что здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные). На территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары.
Из материалов дела следует, что 16 мая 2020 года в частном жилом доме по адресу: Пермский край, Чусовское городское поселение, п.Калино, ул.Пугачева, 6 произошел пожар, на котором подвоз воды осуществлялся на расстоянии более 200 м. - ближайший пожарный гидрант расположен по адресу: Пермский край, Чусовское городское поселение, п.Калино, ул.Ленина, 52 в 263 метрах от места тушения пожара. Таким образом, в нарушение положений статей 62, 68, 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пунктов 8.6 и 9.11 СП 8.13130 на требуемом нормативном расстоянии (200 метров) отсутствовали наружные источники пожаротушения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, по результатам рассмотрения администрация Чусовского городского округа привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения администрацией административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, которым при рассмотрении дела и пересмотре жалобы на постановление дана надлежащая правовая оценка, как свидетельствующим в своей совокупности о виновности юридического лица.
Вопреки доводам жалобы, администрация Чусовского городского округа является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения, как лицо, ответственное за обеспечение первичных мер пожарной безопасности, в том числе за обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения. Отсутствие источников наружного противопожарного водоснабжения в соответствии с требованиями пожарной безопасности (в том числе их нахождение за пределами установленного нормативного расстояния), указывает на наличие в действиях лица признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае установлено, что требования пожарной безопасности, закрепленные в нормативных актах, не соблюдены, при этом каких-либо доказательств, указывающих, что администрацией предприняты все зависящие от нее меры по их соблюдению, в материалах дела не имеется.
В соответствии со ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары. Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.
Согласно п. 9.11 Свода правил СП 8.13130.2009. "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности", утвержденного Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 178 пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при наличии автонасосов - 200 м; при наличии мотопомп - 100-150 м в зависимости от технических возможностей мотопомп.
Согласно п. 8.9 Свода правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности", действующего с 30.09.2020, расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать подачу воды с расчетным расходом на пожаротушение любой точки обслуживаемого данной сетью здания на уровне нулевой отметки не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более или от одного гидранта - при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий длиной не более 200 м по дорогам с твердым покрытием.
В силу ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Поскольку обеспечение мер пожарной безопасности осуществляется органами местного самоуправления, в связи с чем привлечение администрации Чусовского городского округа к административной ответственности за ненадлежащую организацию мер пожарной безопасности является обоснованным.
Должностное лицо и судьи пришли к правильному выводу о том, что создание МКУ "Управление по обеспечению первичных мер пожарной безопасности" не освобождает администрацию Чусовского городского округа от ответственности за несоблюдение требований пожарной безопасности.
Учредителем МКУ " Управление по обеспечению первичных мер пожарной безопасности " является муниципальное образование "Чусовской городской округ", уполномоченным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, является администрация Чусовского городского округа. В соответствии с пунктом 3.1 Устава следует, что имущество МКУ "Управление по обеспечению первичных мер пожарной безопасности " является собственность МО "Чусовской городской округ". Источниками его формирования являются средства бюджета муниципального образования, закрепленное за ним муниципальное имущество, гранты и добровольные пожертвования физических и юридических лиц (п. 3.7 Устава).
Ссылка в жалобе на недоказанность факта нарушения требований пожарной безопасности, так как измерение расстояния от источника водоснабжения до места пожара в установленном порядке не проводилось, не может быть принята во внимание, опровергается материалами дела, в частности протоколом об административном правонарушении от 22 мая 2020 года, донесением о пожаре N 12 от 16 мая 2020 года, поступившим от начальника караула "данные изъяты" с указанием на сведения о тушении пожара в жилом доме, схемой тушения пожара, с указанием на расстояние от источника забора воды для тушения до места пожара.
Из представленных судье городского суда картографических материалов следует, что пожарные гидранты в п. Калино Чусовского городского округа расположены на ул.Ленина. Данные обстоятельства также следуют из карточки об источниках наружного пожарного водоснабжения на территории Калинского сельского поселения, сводного акта проверки пожарных гидрантов (водоемов) от 25 мая 2020 года.
Указанные обстоятельства подтверждены также показаниями допрошенных в качестве свидетелей судьей городского суда начальника пожарно-спасательной части N 67 27-го ПСО ФПС ГУ МЧС России по Пермскому краю "данные изъяты" и начальника караула "данные изъяты" выезжавшего на тушение пожара.
Учитывая, что администрация Чусовского городского округа является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения, вина администрации в совершении правонарушения должностным лицом административного органа установлена, при этом доказательств, подтверждающих своевременное принятие всех зависящих от мер по соблюдению требований пожарной безопасности, в материалах дела не представлено, выводы должностного лица и судьи районного суда о наличии в действиях администрации признаков состава вмененного в вину правонарушения соответствует правильному применению норм материального права и подтверждаются материалами дела. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Оснований ставить под сомнение установленные должностным лицом и судьями нижестоящих инстанций обстоятельств выявленных нарушений в рамках данного дела не усматривается, объективных сведений, опровергающих выводы о виновности, в материалы дела заявителем не представлено. Действия администрации Чусовского городского округа правильно квалифицированы по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при привлечении администрации к административной ответственности не допущено.
В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Выводы, изложенные в постановлении, мотивированы. Постановление должностного лица по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел. Наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Наказание назначено в соответствии с санкцией части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым.
При пересмотре дела по жалобам защитника, судьей городского суда и судьей краевого суда исследованы представленные в материалы дела доказательства, вынесены законные и обоснованные решения.
При пересмотре дела об административном правонарушении по жалобам на постановление администрация извещалась надлежащим образом, в судебном заседании принимал участие защитник. Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление заместителя начальника 19 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Чусовскому, Гремячинскому и Горнозаводскому городским округам Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю от 24 июля 2020 года N 59, решение судьи Чусовского городского суда Пермского края от 17 февраля 2021 года, решение судьи Пермского краевого суда от 14 мая 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Чусовского городского округа, оставить без изменения, жалобу защитника администрации Чусовского городского округа Баскова Павла Владимировича - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Л.Ю.Сапрыгина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.