Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Чиркова Т.Н., изучив жалобу действующего в интересах Понариной Светланы Вячеславовны защитника Овчинниковой Ирины Владимировны на постановление мирового судьи судебного участка N 2 Сургутского судебного района города окружного значения Сургута Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 21 апреля 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Понариной Светланы Вячеславовны,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 2 Сургутского судебного района города окружного значения Сургута Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 21 апреля 2021 года, "данные изъяты" МБДОУ детский сад N 56 "Искорка" Понарина С.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе на вступившее в законную силу постановление ее защитник Овчинникова И.В. просит его отменить и прекратить производство по делу ввиду отсутствия состава нарушения, дополнительно ссылаясь на нарушение порядка проведения проверки.
В установленный срок возражения на жалобу от Прокуратуры г. Сургута в суд не поступили.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Положения Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), которым определены правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации и общие правила осуществления образовательной деятельности, относят к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся, что закреплено в пункте 15 части 3 статьи 28 названного Федерального закона.
Пунктом 2 части 1 указанной статьи установлено, что образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно пункту 8 статьи 41 Федерального закона N 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с частью 2 статьи 5.57 КоАП РФ нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
При рассмотрении дела установлено, что прокуратурой города Сургута по поручению прокуратуры ХМАО Югры на основании решения от 08 февраля 2021 года N 129 проведена проверка, в ходе которой выявлено, что 22 января 2021 года на территории МБДОУ детский сад N 56 "Искорка", расположенного по адресу: г. Сургут, ул. Профсоюзов, д. 40/1, воспитанница группы раннего возраста "данные изъяты" года рождения, самостоятельно покинула помещение группы в одной групповой одежде, вышла на территорию дошкольного образовательного учреждения и дошла до уличной калитки при температуре воздуха - 30 С°.
Кроме того, на момент проверки 12 февраля 2021 года в помещениях МБДОУ N 56 "Искорка" выявлены нарушения санитарных норм и правил, предусмотренных СанПиН 2.4.3648-20, 2.3/2.4.3590-20, СП 3.1/2.4.3598-20, Технического регламента Таможенного Союза 022/2011.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения прокуратурой в отношении "данные изъяты" МДБОУ детский сад N 56 "Искорка" Понариной С.В. дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.57 КоАП РФ.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.57 КоАП РФ, вынесено прокурором в соответствии с требованиями статьи 28.4 КоАП РФ и соответствует требованиями статьи 28.2 КоАП РФ.
Представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и в своей совокупности достаточности как для установления вины должностного лица МДБОУ детский сад N 56 "Искорка" в нарушении требований закона о безопасности воспитанников, так и для установления законности ее привлечения к административной ответственности.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Вывод мирового судьи о наличии в деянии "данные изъяты" МДБОУ детский сад 56 "Искорка" Понариной С.В. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.57 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Оснований для иной юридической оценки действий Понариной С.В. не имеется. Мировой судья обоснованно пришел к выводу, что она имела возможность для соблюдения норм законодательства об осуществлении образовательной деятельности, но ею не были предприняты все зависящие от неё меры по их соблюдению. Иного из материалов дела не следует.
Довод о том, что на момент совершения правонарушения Понарина С.В. находилась в отпуске, в связи с чем не являлась должностным лицом, подлежит отклонению.
Как видно из материалов дела, докладная о произошедшем 22 января 2021 года написана воспитателем "данные изъяты". на имя Понариной С.В. (л.д. 5), Понариной С.В. приказом NДС56-1645/1 от 22 января 2021 года создана комиссия по расследованию несчастного случая под ее руководством (л.д. 8-9), которая приступила к работе в этот же день (л.д. 16-18, 21-22).
В постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении Понарина С.В. вину в совершении нарушения признала, на факт нахождения в отпуске не указывала (л.д. 33-38), не ссылалась на указанное обстоятельство и при рассмотрении дела мировым судьей. Согласно приказа, приложенного к жалобе, отпуск был предоставлен Понариной С.В. в иной период времени (с 08 февраля по 27 февраля 2021 года).
Вопреки утверждению заявителя, оснований для вывода о том, что действия прокуратуры по проведению проверки не соответствуют положениям пунктов 2, 3 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", не имеется.
Данный довод опровергается материалами дела, решением о проведении проверки от 08 февраля 2021 года, в ходе проведения которой выявлен факт нарушения требований законодательства об образовании прав и свобод обучающегося.
Вместе с тем, с выводами мирового судьи в части квалификации деяния по части 2 статьи 5.57 КоАП РФ в связи с выявлением нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства согласиться нельзя по следующим основаниям.
В силу пункта 3 части 4 статьи 41 Федерального закона N 273-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Правовые основы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения закреплены в Федеральном законе от 3 августа 2018 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ).
В силу статьи 11 данного Федерального закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ).
В рассматриваемом случае в рамках проверки выявлен ряд нарушений санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольного образовательного учреждения, предусмотренных СанПиН 2.4.3648-20, 2.3/2.4.3590-20, СП 3.1/2.4.3598-20, Технического регламента Таможенного Союза 022/2011, то есть нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения детей в таких организациях.
Пунктом 1 статьи 28 Федерального закона N 52-ФЗ предусмотрено, что в дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Нарушение требований, установленных данной нормой, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.7 КоАП РФ, которой предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также учебникам и иной издательской продукции.
Таким образом, деяние должностного лица в части соблюдения санитарных норм и правил квалифицировано неправильно, не образует состав вмененного административного правонарушения.
В силу пункта 2 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ допущенные нарушения могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение, поэтому постановление мирового судьи подлежит изменению путем исключения из него выводов о виновности Понариной С.В. в нарушении санитарных правил и норм.
Вместе с тем, с учетом подтвержденного факта нарушения требований закона о безопасности воспитанников действия должностного лица правильно квалифицированы по части 2 статьи 5.57 КоАП РФ.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Порядок и срок давности привлечения лица к административной ответственности соблюдены.
В постановлении по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ.
Наказание назначено в соответствии с санкцией части 2 статьи 5.57 КоАП РФ в минимальном размере, поэтому исключение выводов о виновности Понариной С.В. в нарушении санитарных правил и норм не влечет уменьшение назначенного наказания.
Право Понариной С.В. на защиту в ходе производства по делу не нарушено.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
При таких данных, руководствуясь статьями 30.13-30.18 КоАП РФ, постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 2 Сургутского судебного района города окружного значения Сургута Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 21 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении "данные изъяты" МБДОУ детский сад N56 "Искорка" Понариной Светланы Вячеславовны изменить, исключив из описательно-мотивированной части постановления выводы о ее виновности в нарушении санитарных правил и норм, предусмотренных СанПиН 2.4.3648-20, 2.3/2.4.3590-20, СП 3.1/2.4.3598-20, Техническим регламентом Таможенного Союза 022/2011.
В остальной части этот судебный акт оставить без изменения, жалобу защитника Овчинниковой И.В. - без удовлетворения.
Судья Т.Н. Чиркова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.