Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Сапрыгина Л.Ю., рассмотрев жалобу врио генерального директора акционерного общества "Северречфлот" Киреева В.П. на решение судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 мая 2021 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21 июля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Северречфлот",
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного инспектора труда, заместителем начальника отдела по контролю и надзору по соблюдению трудового законодательства в организациях N 1 Государственной инспекции труда в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре от 06 апреля 2021 года АО "Северречфлот" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 40000 руб. за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Решением судьи Ханты-Мансийского районного суда от 26 мая 2021 года, оставленным без изменения решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21 июля 2021 года, постановление должностного лица отменено, материалы дела направлены на новое рассмотрение в Государственную инспекцию труда в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, врио генерального директора акционерного общества "Северречфлот" Киреев В.П. просит об отмене судебных актов, прекращении производства по делу на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление по делу об административном правонарушении.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно статье 11 Трудового кодекса Российской Федерации все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками, обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
На основании статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. Работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника.
В силу статьи 103 Трудового кодекса Российской Федерации сменная работа - работа в две, три или четыре смены - вводится в тех случаях, когда длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы, а также в целях более эффективного использования оборудования, увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг. При сменной работе каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности. При составлении графиков сменности работодатель учитывает мнение представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 данного Кодекса, для принятия локальных нормативных актов. Графики сменности, как правило, являются приложением к коллективному договору.
Графики сменности доводятся до сведения работников не позднее, чем за один месяц до введения их в действие.
Исходя из статьи 110 Трудового кодекса Российской Федерации, продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 часов.
В соответствии с частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 этой статьи и статьей 5.27.1 данного Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от 30000 до 50000 руб.
Из протокола об административном правонарушении и иных процессуальных документов следует, что АО "Северречфлот" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за то, что по результатам проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, проведенной в период с 02 марта 2021 года по 29 марта 2021 года Государственной инспекцией труда в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре по обращениям работников службы безопасности комплекса речного вокзала в г. Салехарде "данные изъяты" о нарушении юридическим лицом трудового законодательства, установлено, что им допущены нарушения вышеуказанных требований Трудового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При рассмотрении дела судья районного пришел к выводу о том, что при вынесении постановления должностным лицом были допущены существенные нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. С такими выводами судьи районного суда согласился и судья автономного округа при рассмотрении жалобы на решение.
Согласно положений части 1 статьи 1.6 и статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть признано законным, если оно вынесено с существенным нарушением процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 3 статьи 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. При этом в силу части 1 той же статьи потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Такое лицо наделено определенными процессуальными правами (часть 2 статьи 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) и обеспечение создания гарантий для его участия в рассмотрении дела об административном правонарушении является в силу закона обязанностью должностного лица (органа, судьи).
Судьями нижестоящих инстанций установлено и следует из материалов дела, что постановлением должностного лица АО "Северречфлот" привлечено к ответственности за нарушение трудового законодательства в отношении работников "данные изъяты" которые привлечены к участию в деле в качестве потерпевших. Данные работники были извещены о дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении, однако, на его составление не явились.
В силу положений части 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Однако, материалы дела не содержат сведений о том, что копии протокола об административном правонарушении, составленного в отношении АО "Северречфлот", были вручены потерпевшим или направлены в их адрес, что является существенным нарушением, поскольку ограничивает права потерпевших, предусмотренные статьей 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельства, выводы судей нижестоящих инстанций о том, что указанные обстоятельства свидетельствуют о существенном нарушении процессуальных прав потерпевших и в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и являются основанием для отмены вынесенного должностным лицом постановления по делу об административном правонарушении с направлением материалов дела на новое рассмотрение должностному лицу, являются верными. При этом судьями учтено, что сроки давности привлечения к административной ответственности по- настоящему делу не истекли.
Доводы жалобы о недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление по делу об административном правонарушении не могут быть основанием для изменения решения судей и прекращения производства по делу на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.
Принятое решение о возвращении дела должностному лицу на новое рассмотрение при выявлении существенных нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в полной мере отвечает требованиям статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Иное решение судьи районного суда противоречило бы требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, с учетом положений пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решения судей нижестоящих инстанций являются законными и обоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
решение судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 мая 2021 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21 июля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Северречфлот",, оставить без изменения, жалобу врио генерального директора акционерного общества "Северречфлот" Киреева В.П. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Л.Ю.Сапрыгина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.