Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Чиркова Т.Н., изучив жалобу старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора "данные изъяты" на решение судьи Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 12 апреля 2021 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 24 июня 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" (далее - ООО "РН-Юганскнефтегаз"),
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Ханты-Мансийскому автономному округу- Югре от 30 декабря 2020 года ООО "РН-Юганскнефтегаз" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 12 апреля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 24 июня 2021 года, указанное постановление отменено, производство по делу прекращено ввиду отсутствия в действиях ООО "РН-Юганскнефтегаз" состава административного правонарушения.
В жалобе должностное лицо, вынесшее постановление, выражает несогласие с указанными судебными актами, просит их отменить и принять новое решение.
В установленный срок возражения на доводы жалобы от ООО "РН-Юганскнефтегаз" в суд не поступили.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Статьей 8.41 КоАП РФ предусмотрено, что невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Основанием для назначения ООО "РН-Юганскнефтегаз" наказания по статье 8.41 КоАП РФ послужило, как следует из материалов дела, не внесение юридическим лицом в срок не позднее 02 марта 2020 года платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 35 755 499, 5 руб. при размещении отходов в шламонакопителе скважин 615г, 608г, 584г, 560г, 330г, 372г, 686г, 1616г куста N36 Обминского месторождения (6480 м? размещенных свыше 11 месяцев после окончания бурения).
По результатам рассмотрения жалобы на постановление должностного лица судья районного суда пришел к выводу об отсутствии в деянии ООО "РН-Юганскнефтегаз" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ, и прекратил производство по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного кодекса. При этом судья исходил из того, что в материалы дела не представлены доказательства размещения ООО "РН-Юганскнефтегаз" отходов бурения в шламонакопителе свыше 11 месяцев, поскольку они были переданы на утилизацию 02 июня 2019 года.
Судья окружного суда с указанными выводами согласился, указав на отсутствие оснований для обсуждения вопроса о виновности ООО "РН-Юганскнефтегаз" в совершении правонарушения после истечения срока давности привлечения к административной ответственности.
Вместе с тем обжалуемые судебные акты законными признать нельзя.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В материалы дела представлен журнал производства работ, результаты проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний, проведенных в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора.
Этим доказательствам, как и факту не предоставления акта выполненных работ по утилизации отходов бурения в шламонакопителе в нарушение вышеприведенных требований судебными инстанциями надлежащая правовая оценка не дана.
Подобное рассмотрение жалоб не отвечает установленным статьей 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств дела и разрешении его в соответствии с законом.
Допущенное судебными инстанциями нарушение повлияло на исход дела. Вывод о наличии предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ основания для прекращения производства по делу сделан без соблюдения требований названных выше норм.
Изложенное свидетельствует о том, что в ходе предыдущего разбирательства было допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела, что не позволяет признать обжалуемые судебные акты законными.
В силу статьи 30.17 КоАП РФ ухудшение положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при проверке вступивших в законную силу постановлений и решений по делу об административном правонарушении не допустимо.
Эта норма корреспондирует требованиям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 года), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, не допустим.
Вместе с тем Конвенция о защите прав человека и основных свобод устанавливает в пункте 2 статьи 4 Протокола N 7 (в редакции Протокола N 11), что право не привлекаться повторно к суду или повторному наказанию не препятствует повторному рассмотрению дела в соответствии с законом соответствующего государства, если в ходе предыдущего разбирательства было допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела.
Требования правовой определенности и стабильности не являются абсолютными и не препятствуют возобновлению производства по делу при обнаружении существенных нарушений, которые были допущены на предыдущих стадиях процесса и привели к неправильному разрешению дела.
КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу акты по делу об административном правонарушении также предусмотрен единственный случай вынесения решения об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста. Таким случаем в силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных названным кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 года N 1788-О, институт пересмотра в порядке надзора постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов основан на положениях Конституции Российской Федерации, а именно ее статьи 46, которая во взаимосвязи с ее статьями 15 (часть 4) и 17 (части 1 и 3) предполагает возможность в случаях допущенных фундаментальных ошибок пересматривать вступившие в законную силу судебные акты, что в полной мере согласуется с требованиями пункта 2 статьи 4 Протокола N 7 (в редакции Протокола N 11) к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Вынесенные по настоящему делу об административном правонарушении решение судьи Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 12 апреля 2021 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 24 июня 2021 года не могут быть признаны законными и подлежат отмене.
Вместе с тем в настоящее время исключена возможность устранения допущенных судебными инстанциями ошибок путем возвращения дела на новое рассмотрение, поскольку установленный для данной категории дел частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности истек, возможность возвращения дела на новое рассмотрение и возобновления производства по делу исключены.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, настоящее дело не может быть возвращено на новое рассмотрение для устранения допущенных нарушений, так как принятие подобного решения повлечет ухудшение положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Поскольку в рамках рассмотрения настоящей жалобы состоявшиеся по делу судебные акты признаны незаконными и подлежащими отмене, а возвращение дела на новое рассмотрение в районный суд невозможно, подлежит отмене постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре от 30 декабря 2021 года.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
При таких данных, руководствуясь статьями 30.13-30.18 КоАП РФ, постановил:
постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре от 30 декабря 2020 года, решение судьи Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 12 апреля 2021 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 24 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 КоАП РФ, в отношении ООО "РН-Юганскнефтегаз" отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Судья Т.Н. Чиркова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.