Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Сапрыгиной Л.Ю, судей Зариповой Ю.С, Ладейщиковой М.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Янабекова Алексея Петровича на решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 27 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 06 апреля 2021 года, вынесенные по административному делу N 2а-3658/2020 по иску Янабекова Алексея Петровича к Управлению Федерального казначейства Свердловской области, ФСИН России, ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Свердловской области о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Зариповой Ю.С, выслушав, участвующего в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, административного истца Янабекова А.П, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Янабеков А.П. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федерального казначейства Свердловской области (далее - УФК по Свердловской области) о признании незаконным его содержания в исправительном учреждении, предназначенном для отбывания наказания в виде лишения свободы общей массы спецконтингента, в период с 20 октября 2016 года по 12 октября 2019 года, взыскании с УФК по Свердловской области компенсации в размере 543 500 рублей, исходя из суммы 500 рублей за каждый день такого содержания.
В обоснование заявленных требований Янабеков А.П. указал, что 10 ноября 2015 года был осужден к лишению свободы на срок 8 лет с отбыванием наказания в колонии строгого режима, 20 октября 2016 года был направлен для отбывания наказания в ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Свердловской области, где находился по 12 октября 2019 года. Между тем, в 1992 - 1994 года он проходил службу в пограничных войсках, поэтому должен был содержаться отдельно от лиц, не относящихся к категории сотрудников правоохранительных органов. Незаконное содержание в ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Свердловской области в указанный период нарушило его права, так как имелась реальная угроза его личной безопасности со стороны других осужденных.
Судом к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены ФСИН России, ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Свердловской области, в качестве заинтересованного лица - ГУФСИН России по Свердловской области.
Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 27 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 06 апреля 2021 года, в удовлетворении административного искового заявления Янабекова А.П. отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Янабеков А.П. 06 августа 2021 года обратился в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции от 27 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам от 06 апреля 2021 года и принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате и времени судебного заседания суда кассационной инстанции, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено судом кассационной инстанции в отсутствие неявившихся лиц, поскольку неявка участвующих в деле лиц, своевременно извещенных судом кассационной инстанции о времени и месте судебного заседания, препятствием к рассмотрению кассационной жалобы не является.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
При рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 указанного Кодекса.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 1 и 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Согласно части 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Согласно части 5 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
В соответствии с частью 1 статьи 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные к лишению свободы, кроме указанных в части четвертой настоящей статьи, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их письменного согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 75 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации порядок направления осужденных в исправительное учреждение определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Согласно части 3 статьи 80 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в отдельных исправительных учреждениях содержатся осужденные - бывшие работники судов и правоохранительных органов. В эти учреждения могут быть направлены и иные осужденные.
В силу частей 1, 2 статьи 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные к лишению свободы должны отбывать весь срок наказания, как правило, в одной исправительной колонии. Перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении. Порядок перевода осужденных определяется Министерством юстиции Российской Федерации.
Пунктом 5 Инструкции о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения, утвержденной Приказом Минюста России от 26.01.2018 N 17 (далее - Инструкция), установлено, что в отдельные исправительные учреждения направляются осужденные - бывшие работники судов и правоохранительных органов. В эти учреждения могут быть направлены и иные осужденные (часть 3 статьи 80 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции, приговором от 10 ноября 2015 года Янабеков А.П. осужден по части "данные изъяты" статьи "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации к 8 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима, приговор от 10 ноября 2015 года вступил в законную силу 03 февраля 2016 года. 20 октября 2016 года Янабеков А.П. прибыл в ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Свердловской области.
По прибытии в учреждение 28 октября 2016 года Янабеков А.П. при опросе указал, что к категории бывших сотрудников правоохранительных органов не относится.
При проведении оперативных мероприятий было установлено, что Янабеков А.П. проходил военную службу по призыву в составе войсковой части "данные изъяты" в период с 31 декабря 1992 года по 06 мая 1993 года, войсковой части "данные изъяты" в период с 06 мая 1993 года по 14 июня 1994 года в должности командира отделения.
Согласно справке ФГКУ "Центральный пограничный архив Федеральной службы безопасности Российской Федерации" от 13 февраля 2020 года N 21/59/А/1301 войсковые части N "данные изъяты" в 1993 - 1994 годах входили в состав Федеральной пограничной службы Российской Федерации.
В соответствии с заключением начальника ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Свердловской области от 10 октября 2019 года, утвержденного руководителем ГУФСИН России по Свердловской области, и наряда N 1079 от 10 октября 2019 года осужденный Янабеков А.П. переведен в ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Свердловской области.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что у административного ответчика ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Свердловской области до 16 сентября 2019 года отсутствовала информация о том, что Янабеков А.П. является бывшим сотрудником правоохранительных органов, сам Янабеков А.П. в расписке от 28 октября 2016 года данный факт отрицал, после поступления такой информации административный ответчик предпринял меры к переводу Янабекова А.П. в ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Свердловской области, где отбывают наказание бывшие сотрудники правоохранительных органов.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, указала, что административный истец проходил военную службу по призыву в войсковых частях, относящихся к Федеральной пограничной службе Российской Федерации (ФПС России), существовавшей до 11 марта 2003 года в качестве самостоятельной специальной службы Российской Федерации с правами федерального органа исполнительной власти, Янабеков А.П. относится к числу бывших сотрудников правоохранительных органов и в силу части 3 статьи 80 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации должен был содержаться в отдельном исправительном учреждении, в период с 20 октября 2016 года по 12 октября 2019 года с жалобами относительно его содержания в исправительном учреждении ФКУ ИК-10, предназначенном для отбывания наказания в виде лишения свободы общей массы спецконтингента, не обращался, перевести в безопасное место в связи с угрозами, опасениями за свою жизнь и здоровье не просил, нарушений прав административного истца не установлено.
Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судами обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемых судебных актах и оснований не соглашаться с выводами судов по доводам кассационной жалобы не имеется.
Пунктом 6 Инструкции о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения, утвержденной приказом Минюста России от 01.12.2005 N 235 (действующей на момент исполнения истцом наказания), предусмотрено, что осужденные - бывшие работники судов и правоохранительных органов направляются в отдельные исправительные учреждения, в которые могут быть направлены и иные осужденные (абз. 2).
При этом решение вопроса об определении статуса осужденного как бывшего сотрудника правоохранительных органов возможно только при надлежащем документальном подтверждении указанного факта; вопрос о переводе осужденных рассматривается по обращениям заинтересованных лиц в установленном порядке.
Согласно части 1 статьи 13 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на личную безопасность, т.е. защищенность их жизни и здоровья от неправомерно причиненного вреда во время отбывания наказания в виде лишения свободы.
В соответствии с пунктами 3, 4 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 03.11.2005 N 205 (действовавших на момент прибытия Янабекова А.П. в ФКУ ИК-10) прием осужденных в ИУ осуществляется комиссионно, с обязательным участием оперативного дежурного (в тюрьме - дежурного помощника начальника тюрьмы), оперативного работника и работника медицинской части учреждения; во время приема осужденных работники учреждения проверяют наличие личных дел и устанавливают их принадлежность прибывшим осужденным.
Аналогичные нормы закреплены в пунктах 4, 5 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16.12.2016 N 295.
Как обосновано отмечено судами первой и апелляционной инстанций со ссылками на представленные доказательства, Янабеков А.П. факт отнесения его к сотрудникам правоохранительных органов отрицал, с жалобами относительно его содержания в исправительном учреждении, предназначенном для отбывания наказания в виде лишения свободы общей массы спецконтингента, не обращался. Более того, как установлено судами и следует из материалов дела, по прибытии в ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Свердловской области Янабеков А.П. в период с декабря 2019 года по февраль 2020 года неоднократно обращался в ГУФСИН России по Свердловской области с просьбами перевести его обратно в ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Свердловской области, что расценено судами как отсутствие у Янабекова А.П. опасений за свою жизнь и здоровье в период отбывания наказания в данном учреждении в спорный период.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку положения уголовно-исполнительного законодательства о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, в отношении истца соблюдены в полной мере. При этом ссылки Янабекова А.П. в кассационной жалобе на положения пунктов 4, 5, 6 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 15.08.2007 N 161-дсп не свидетельствуют об обратном.
Доводы жалобы о том, что Янабеков А.П. в течении 3-х лет был подвергнут потенциальной угрозе своей жизни и здоровью, что, по мнению Янабекова А.П, свидетельствует о нарушении его прав, были предметом исследования и оценки нижестоящих судов. Судами отмечено, что Янабеков А.П, отбывая наказание в ФКУ ИК-10 с заявлениями о переводе его в безопасное место в связи с угрозами, опасениями за свою жизнь и здоровье не обращался, нарушение прав административного истца условиями содержания не установлено.
При указанных обстоятельствах выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения требований Янабекова А.П. являются правильными.
Доводы жалобы о несогласии с выводами судов о нарушении административным истцом срока обращения в суд с административным исковым заявлением, основанием к отмене правильных по существу судебных актов не являются. Судами установлено, что о причинах перевода и отнесения его к лицам, подлежащим государственной защите, административный истец узнал из писем ГУФСИН России по Свердловской области от 19 и 25 декабря 2019 года, которые истец получил 24 и 27 декабря 2019 года, то есть уже находясь в ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Свердловской области, с административным исковым заявлением обратился 31 марта 2020 года, что свидетельствует о пропуске срока обращения в суд. Учитывая, что Федеральный закон от 27.12.2019 N 494-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" вступил в силу 27 января 2020 года, судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции полагает, что административным истцом срок обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании компенсации за нарушение условий содержания не пропущен. Вместе с тем, выводы судов о пропуске срока на обращение в суд с административным исковым заявлением, не повлекли принятие неправильных судебных актов.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют доводы административного иска и апелляционной жалобы, сводятся к несогласию заявителя с произведенной судами оценкой доказательств, что в силу статей 328, 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не является основанием для отмены обжалуемого судебного акта в кассационном порядке.
Переоценка доказательств по делу, установление новых обстоятельств выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Обстоятельств, указывающих на несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильных судебных актов, не усматривается. Оснований для отмены или изменения судебных актов, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 27 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 06 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Янабекова Алексея Петровича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 22 сентября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.