Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Ладейщиковой М.В, Тетюева С.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Стерхова Андрея Владимировича на решение Ирбитского районного суда Свердловской области от 12 ноября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 06 июля 2021 года по административному делу N2а-838/2020 по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N13 по Свердловской области к Стерхову Андрею Владимировичу о взыскании недоимки и пени по земельному налогу, заслушав доклад судьи Ладейщиковой М.В. об обстоятельствах дела, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N13 по Свердловской области (далее - Инспекция) обратилась в суд с административными исковыми требованиями к Стерхову А.В. о взыскании недоимки по земельному налогу за 2018 год в размере 27 492 рублей, пени в сумме 369, 54 рублей, указав, что Стерхов А.В. являлся плательщиком земельного налога в 2018 году, уполномоченным органом ему были направлены налоговое уведомление и требование на уплату налога, которые не исполнены. Первоначально налоговые орган обратился за взысканием задолженности в порядке приказного производства, судебный приказ от 06 мая 2020 года по возражениям административного ответчика отменен.
Решением Ирбитского районного суда Свердловской области от 12 ноября 2020 года административные исковые требования Инспекции удовлетворены.
Со Стерхова А.В. взыскана недоимка по земельному налогу за 2018 год в размере 27 492 рублей, пени в сумме 369, 54 рублей за период с 03 декабря 2019 года по 04 февраля 2020 года, государственная пошлина 1 035, 85 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 16 февраля 2021 года решение суда от 12 ноября 2020 года оставлено без изменения.
19 мая 2021 года на основании кассационного определения судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции апелляционное определение от 16 февраля 2021 года отменено, административное дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции с указанием на необходимость проверки действительного размера налогового обязательства и сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка.
06 июля 2021 года апелляционным определением судебной коллегией по административным делам Свердловского областного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, направленной 09 сентября 2021 года в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Стерхов А.В. ставит вопрос об отмене постановленных судебных актов, направлении дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Автор жалобы, ссылается на решение Ирбитского районного суда Свердловской области от 03 марта 2020 года о признании права собственности на спорный земельный участок за муниципальным образованием город Ирбит и погашении записи от 31 декабря 2014 года в ЕГРН о регистрации права собственности за административным ответчиком, в связи с чем подлежат списанию начисленный земельный налог и пени за 2018 год, о чем он обращался в Инспекцию с заявлением от 19 марта 2020 года.
По мнению заявителя, при расчете земельного налога необходимо исключить площадь земельного участка, занятую нежилым зданием, принадлежащим муниципальному образованию город Ирбит.
Бездействие муниципального образования, как собственника здания на спорном участке, по постановке на кадастровый учет систем теплоснабжения и водоснабжения, канализации привело к увеличению размера земельного налога, бездействие по регистрации права собственности на участок с 28 октября 2010 года не является основанием для возложения на Стерхова А.В. обязанности по уплате налога.
Все участники извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению кассационных жалобы, представления.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции определиларассмотреть дело при данной явке.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Как следует из материалов административного дела, 30 декабря 2014 года за Стерховым А.В. зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "данные изъяты"
22 мая 2020 года право собственности на участок за административным ответчиком прекращено на основании решения Ирбитского районного суда Свердловской области, зарегистрировано право собственности за Муниципальным образованием город Ирбит.
Налоговым органом в адрес Стерхова А.В. направлено налоговое уведомление от 03 июля 2019 года, в котором рассчитан, в том числе, земельный налог за 2018 год в размере 27 492 рублей от кадастровой стоимости земельного участка в 2 749 247 рублей с указанием срока уплаты этого налога - не позднее 02 декабря 2019 года.
Поскольку Стерхов А.В. данный налог не уплатил, то налогоплательщику Инспекцией выставлено требование N5889 об уплате земельного налога за указанный налоговый период в сумме 27 492 рублей, а также пени в размере 369, 54 рублей, по состоянию на 05 февраля 2020 года, предоставлен срок для уплаты задолженности до 31 марта 2020 года.
В связи с неисполнением данного требования налоговый орган обратился в мае 2020 года с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании со Стерхова А.В. недоимки по земельному налогу и пени.
06 мая 2020 года мировым судьей вынесен судебный приказ о взыскании с административного ответчика недоимки по земельному налогу и пени, который определением от 25 мая 2020 года отменен в связи с возражениями должника.
27 июля 2020 года Инспекция обратилась с настоящим административным иском в суд.
Обязанность платить налоги это безусловное требование государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства; взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 08 февраля 2007 года N 381-О-П).
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации земельный налог является местным налогом (статья 15), устанавливается данным Кодексом (глава 31) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (пункт 1 статьи 387); устанавливая налог, эти органы определяют налоговые ставки в пределах, предусмотренных данным Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения (пункт 2 статьи 387).
Налоговая база по земельному налогу определяется согласно статье 391 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.
Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, и по общему правилу прекращается с уплатой налога (пункты 2 и 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации).
Разрешая и удовлетворяя заявленные Инспекцией требования, суд первой инстанции, позицию которого поддержал суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Налогового кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что Стерхов А.В. в 2018 году являлся плательщиком земельного налога, в установленный срок налог не оплатил, процедура принудительного взыскания налоговым органом соблюдена, расчет пени проверен, арифметический верный.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку суды правильно установили обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, выводы судов основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании доводов сторон и представленных доказательств, правовая оценка которым дана по правилам 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, имеющие экономическое основание (пункты 1 и 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации).
Суды правомерно отклонили доводы административного ответчика о том, что он не является плательщиком земельного налога в связи с признанием сделки недействительной, как основанные на ошибочном толковании закона.
В соответствии с частью 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации, которая в силу частей 3, 5 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" является единственным доказательством существования зарегистрированного права, признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество.
Таким образом, исходя из вышеуказанных положений закона, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
Вступивший в законную силу судебный акт о признании сделки недействительной и применении последствий ее недействительности в виде возврата имущества является основанием для внесения в реестр записей о погашении записи о праве собственности приобретателя и восстановлении записи о праве собственности прежнего собственника.
Подпунктом 5 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность налогоплательщика по уплате налогов прекращается, в частности, с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
Из системной взаимосвязи приведенных норм материального права следует, что гражданин признается плательщиком налога в отношении недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения и перешедшего к нему по договору, с момента государственной регистрации права собственности на данный объект.
Обязанность по уплате такого налога прекращается со дня внесения в Единый государственный реестр прав записи.
Признание гражданско-правовой сделки недействительной в данном случае не изменяет налоговые правоотношения, если законодательство о налогах и сборах не предусматривает это обстоятельство в качестве основания возникновения, изменения или прекращения обязанности по уплате налогов.
Таким образом, судами правильно не установлено оснований для освобождения Стерхова А.В. от уплаты земельного налога за 2018 год.
Доводы кассационной жалобы о бездействии муниципального образования город Ирбит по регистрации права собственности на земельный участок; необходимости исключения из площади земельного участка площади, занятой нежилым зданием муниципального образования город Ирбит, при расчете налоговым органом земельного налога, были предметом подробного изучения судов первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание обоснованности выводов судов обеих инстанций об установленных обстоятельствах, иное толкование норм материального права, и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений, поскольку суд кассационной инстанции правом переоценки доказательств не наделен.
Предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения суда первой инстанции, апелляционного определения в кассационном порядке отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение решение Ирбитского районного суда Свердловской области от 12 ноября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 06 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Стерхова Андрея Владимировича без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 19 октября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.