Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Зариповой Ю.С, Ладейщиковой М.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Леонтьевой Натальи Александровны на решение Березниковского городского суда Пермского края от 04 декабря 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 15 марта 2021 года, принятые по административному делу N 2а-2424/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России N2 по Пермскому краю к Леонтьевой Наталье Александровне о взыскании недоимки по налогам, пени.
Заслушав доклад судьи Зариповой Ю.С, выслушав представителя административного ответчика Леонтьевой Н.А.- Кубасову И.П, поддержавшую доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Межрайонная ИФНС России N 2 по Пермскому краю обратилась в суд с административным исковым заявлением к Леонтьевой Н.А. о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц (далее НДФЛ) за 2018 год в сумме 232 130, 00 рублей, пени по НДФЛ за 2018 год в сумме 7 150, 52 рублей, налоговой санкции в размере 26 138, 00 рублей, недоимки по транспортному налогу за 2018 год в сумме 1406, 68 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 0, 67 рублей.
В обоснование требований указано, что Леонтьевой Н.А. в налоговый орган представлена налоговая декларация по НДФЛ за 2018 год, в которой отражен доход от налогового агента ООО "Управляющая компания "Стройальянс" в размере 381 171, 31 рублей, заявлен стандартный налоговый вычет на ребенка в сумме 9 800, 00 рублей и имущественный налоговый вычет в соответствии с подпунктом 1 пунктом 3 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 82 267, 86 рублей. Налог, подлежащий возмещению из бюджета, составляет 10 695 рублей. Налоговым органом проведена камеральная проверка, по результатам которой вынесено решение о привлечении Леонтьевой Н.А. к ответственности за совершение налогового правонарушения от 08 ноября 2019 года N2753. В ходе проверки установлено, что Леонтьевой Н.А. допущена неуплата НДФЛ по сроку уплаты 15 июля 2019 года в сумме 261 380, 00 рублей в результате занижения налоговой базы, сумма штрафа с учетом отягчающего и смягчающих обстоятельств составила 26 138, 00 рублей. В связи с несвоевременной уплатой начислены пени в сумме 7 170, 52 рублей за период с 16 июля 2019 года по 08 ноября 2019 года. 27 декабря 2019 года налоговым органом произведен зачет суммы налога, подлежащий возврату из бюджета по налоговым декларациям за 2016-2017 года в размере 29 250, 00 рублей в счет уплаты налога за 2018 год. С учетом произведенного зачета сумма задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2018 год составила 232 130 рублей. Налогоплательщику направлено требование от 10 января 2020 года N1212. В установленный срок требование налогоплательщиком не исполнено. Также Леонтьева Н.А. является плательщиком транспортного налога за 2018 год, поскольку является собственником транспортного средства, размер налога подлежащего к уплате за 2018 год составил 3 183, 00 рублей. Транспортный налог за 2018 год в сумме 1 406 рублей, в установленный срок не уплачен. Налогоплательщику направлялось требование, в установленный срок требование налогоплательщиком не исполнено.
Кроме того, Леонтьева Н.А. является плательщиком налога на имущество физических лиц. В установленный законом срок налог за 2018 год не уплачен. За период с 03 декабря 2019 года по 24 декабря 2019 года начислены пени в сумме 0, 67 рублей, налогоплательщику направлено требование, требование налогоплательщиком не исполнено. Налоговый орган обращался с заявлением о вынесении судебного приказа. Определением мирового судьи от 09 июня 2020 года судебный приказ N2а-2018/2020 от 13 апреля 2020 года отменен.
Решением Березниковского городского суда Пермского края от 04 декабря 2020 года заявленные требования удовлетворены с Леонтьевой Н.А. взысканы: недоимка по НДФЛ за 2018 год в размере 232 130, 00 рублей, пени за период с 16 июля 2019 года по 08 ноября 2019 года по НДФЛ за 2018 год в сумме 7 170, 52 рублей, налоговая санкция в размере 26 138, 00 рублей, недоимка по транспортному налогу за 2018 год в сумме 1 406, 68 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 0, 67 рублей, всего 266 845, 87 рублей. Также с Леонтьевой Н.А. взыскана государственная пошлина в размере 5 868, 46 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 15 марта 2021 года принят отказ от иска Межрайонной ИФНС России N 2 по Пермскому краю от взыскания пени на недоимку по налогу на имущество в размере 0, 67 рублей, решение Березниковского городского суда Пермского края от 04 декабря 2020 года в указанной части отменено, производство по административному делу в указанной части прекращено, в остальной части решение Березниковского городского суда Пермского края от 04 декабря 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 20 сентября 2021 года, Леонтьева Н.А. просит об отмене принятых по делу судебных актов, ссылаясь на допущенные судами нарушения норм процессуального права. Со ссылками на положения статьи 219, 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации полагает, что срок на обращение в суд с административным исковым заявлением пропущен.
В возражениях на кассационную жалобу МИФНС России N 2 по Пермскому краю указали о законности и обоснованности принятых по делу судебных актов, отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено судом кассационной инстанции в отсутствие неявившихся лиц, поскольку неявка участвующих в деле лиц, своевременно извещенных судом кассационной инстанции о времени и месте судебного заседания, препятствием к рассмотрению кассационной жалобы не является.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Из положений части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, которым, помимо прочих относятся НДФЛ и транспортный налог.
Пунктом 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Из положений пунктов 1 и 3 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.
Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 настоящего Кодекса
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета при продаже имущества. По общему правилу подпункта 1 пункта 2 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации такой имущественный налоговый вычет предоставляется в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков или доли (долей) в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со статьей 217.1 настоящего Кодекса, не превышающем в целом 1 000 000 рублей.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации вместо получения имущественного налогового вычета в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества.
В соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление и уплату налога производят физические лица исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению.
Пунктами 2-4 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что такие налогоплательщики самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода (пункт 4 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации).
По общему правилу пункта 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Объектом налогообложения признаются, в том числе автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 359 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации случае несвоевременной уплаты налогов начисляются пени.
Согласно статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа.
Как установлено при рассмотрении дела, Леонтьевой Н.А. в налоговый орган 08 апреля 2019 года представлена налоговая декларация по НДФЛ за 2018 год, в которой отражен доход от налогового агента ООО "Управляющая компания "Стройальянс" в размере 381 171, 31 рублей, заявлен стандартный налоговый вычет на ребенка в сумме 9 800, 00 рублей и имущественный налоговый вычет в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 82 267, 86 рублей. Налог, подлежащий возмещению из бюджета, составляет 10 695, 00 рублей. Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации.
Решением МИФНС России N 2 по Пермскому краю от 08 ноября 2019 года N 2753 Леонтьева Н.А. привлечена к ответственности за совершение налогового правонарушения за неуплату НДФЛ за 2018 в результате занижения налоговой базы - в виде штрафа, который с учетом отягчающих и смягчающих обстоятельств составил 26 138 рублей. Данным решением Леонтьевой Н.А. предложено уплатить НДФЛ за 2018 год в размере 261 380 рублей, пени в размере 7 170, 52 рублей за период с 16 июля 2019 года по 08 ноября 2019 года в размере 7 170, 52 рублей, штраф за несвоевременную уплату налога 26 138 рублей. С учетом произведенного зачета недоимка по НДФЛ, подлежащая уплате, составила 232 130 рублей.
Леонтьевой Н.А. направлено требование N 1212 по состоянию на 10 января 2020 года об уплате вышеуказанных НДФЛ, пени, штрафа, срок исполнения которого установлен до 11 февраля 2020 года. Данное требование об уплате налога, штрафа, пени Леонтьевой Н.А. не исполнено.
Также за Леонтьевой Н.А. в 2018 году было зарегистрировано транспортное средство Лада 219170, государственный регистрационный знак "данные изъяты" в связи с чем она в указанный налоговый период являлась плательщиком транспортного налога за 2018 год.
Налоговым органом Леонтьевой Н.А. был начислен транспортный налог за 2018 год в размере 3 183, 00 рублей, в ее адрес направлено налоговое уведомление N 7258728 от 27 июня 2019 года. В связи с неполной уплатой налога Леонтьевой Н.А. направлено требование N 53665 об уплате, в том числе транспортного налога на сумму 1406, 68 рублей по состоянию на 25 декабря 2019 года, со сроком уплаты до 28 января 2020 года. Также в указанных уведомлении и требовании содержатся сведения о необходимости уплаты Леонтьевой Н.А. налога на имущество физических лиц за 2018 год и пени по нему. Требование об уплате налога N 53665 налогоплательщиком не исполнено.
Неисполнение Леонтьевой Н.А. требований налогового органа об уплате налога, пени в установленный срок, послужило основанием для обращения к мировому судье судебного участка N 8 Березниковского судебного района Пермского края с заявлением о вынесении судебного приказа. Мировым судей 13 апреля 2020 года вынесен судебный приказ N2а-2018/2020, который отменен и.о. мирового судьи судебного участка N 8 Березниковского судебного района Пермского края 09 июня 2020 года в связи с поступлением от должника возражений относительно его исполнения. С административным исковым заявлением административный истец обратился 25 сентября 2020 года.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия оснований для взыскания с Леонтьевой Н.А. НДФЛ, пени по НДФЛ, штрафа, транспортного налога, пени по налогу на имущество, правильности представленного расчета и размера взыскиваемого размера задолженности, соблюдения административным истцом порядка взыскания и срока обращения в суд.
Суд апелляционной инстанции в ходе апелляционного рассмотрения принял отказ административного истца от требований в части взыскания пени по налогу на имущество физических лиц, отменил решение суда и прекратил производство по делу в указанной части. В остальной части судебная коллегия по административным делам оставила решение суда без изменения, согласившись с выводами о наличии оснований для удовлетворения требований о взыскании с Леонтьевой Н.А. НДФЛ за 2018 год, пени по НДФЛ, штрафа, транспортного налога за 2018 год, отклонив доводы административного ответчика как несостоятельные о пропуске срока на обращение в суд.
Оснований для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Ссылки Леонтьевой Н.А. на положения статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о сроках обращения в суд к рассматриваемой ситуации не применимы, данная норма регулирует иные правоотношения. Заявленные в настоящем случае административные исковые требования, регулируются положениями налогового законодательства и главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Действительно, обстоятельства соблюдения административным истцом срока обращения в суд в силу части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации относятся к кругу обстоятельств, подлежащих выяснению при рассмотрении судом административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций.
Частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.
По общему правилу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Вопреки доводам жалобы судами сделаны правильные выводы о том, что юридически значимые сроки: срок для обращения за вынесением судебного приказа (в соответствии с пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации шесть месяцев со дня истечения срока исполнения требований об уплате налога), а также срок для обращения в порядке искового производства (в соответствии с пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа) в настоящем случае административным истцом соблюдены. С учетом того, что срок для обращения в суд соблюден, каких-либо ходатайств для его восстановления не требовалось.
Выраженное в кассационной жалобе несогласие с данными выводами вызвано ошибочным толкованием Леонтьевой Н.А. норм права, в частности статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, а также положений Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и не свидетельствует о допущенных нижестоящими судебными инстанциями нарушениях норм процессуального права, в том числе при разрешении вопроса о соблюдении административным истцом срока для обращения в суд, которые привели к принятию неправильных судебных актов, основания для отмены или изменения которых в кассационном порядке в силу статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в настоящем случае отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Березниковского городского суда Пермского края от 04 декабря 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 15 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Леонтьевой Натальи Александровны - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 17 ноября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.